NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

Этот рассказ даётся мне нелегко... Я одно время, выйдя в запас (на пенсию), решил:

-"Может хватит уже?! У тебя новая, ГРАЖДАНСКАЯ жизнь, особо (кроме семьи, конечно) не ограниченная наконец никакими рамками и запретами".

Но... НЕ ОТПУСКАЕТ... никак не отпускает, хотя и вспоминается всё реже и реже, по ночам сны про службу прекратились практически полностью, новые дела и заботы затягивают паутиной ежедневной суеты. А порой кааак... НАХЛЫНЕТ! И я осознал, что я неправ. В корне неправ. Теперь я думаю несколько по - иному.

Разве можно забыть и не любить СУДЬБУ, какой бы она не была?!! Судьбу - это чтобы потом, несмотря ни на что, с гордостью вспоминать: -"Это моё! И никто никогда этого у меня не отнимет".

Поэтому рассказ так и называется. Сверху картина Олега Юдина из города Северодвинск, изображающая подводную лодку проекта 658М в открытом море. Возможно, это К-149...

Сразу честно скажу, что моё распределение по выпуску я с отцом специально не обсуждал. А его рекомендации по службе на атомных подлодках вообще мной всерьёз не принимались. Я хотел пойти служить в службу радиационной безопасности (СРБ). Завораживали изучаемые приборы, обсчёт проб, «пики» на экране, по котором можно было определить тот или иной радиоактивный элемент. Имеется ли у меня склонность к научной работе? Этот вопрос был задан начальником центральной лаборатории всех военно – морских химиков России, когда я в Гатчину собирался переводиться. Капитан 1 ранга Хазов :

-"… или вы только инструкции за предшественниками перепечатывали?".

Я помню, промычал, не отводя впрочем глаз:

-"Нууууу, есть некоторые наблюдееения…".

На что получил ехидный ответ:

-"Какие нахер наблюдения, за полётом бакланов, когда охуевший вылез из прочного корпуса подводной лодки, что ли? Не врёт – берём!".

Расстались мы с ним и замначальника почти друзьями, кстати, не получив перевод в Гатчину, я прибыл в лабораторию на… нет, не "разборки", а для уточнения интересующей меня информации, и даже кое – что привёз для коллег по специальности в "клювике". Представляющее ценность для исследований, скажем так. Но учёного, как Вы уже поняли, из меня не вышло. Так вот, поскольку я изведал Гремиху стажировкой в бригаде ОВРа, мне был направлен вызов на должность флагхима в сию достойную организацию. И, естественно, ОК (кадры) училища имени Никого изготовили мне туда предписание.

А я даже на торжественном прохождении по случаю выпуска не присутствовал. На выпуск из родни ко мне никто не прибыл и мне сей ритуал был не интересен. Получив кортик и погоны, я стоял четвёртым в очереди в кассу за получением денежного довольствия. Но тут слепая судьба подставила подножку: справка из библиотеки отсутствовала. А для её получения необходимо было докупить книжки, "утерянные" мной по просьбе старшего товарища за 800 аж (!!!) граммов чистейшего "шила". Кто не изведал перестройку и горбачёвщину, меня не поймёт. Ну так вот метнулся я в книжный магазин, а он… закрыт. Дело было в пятницу, и я махнул рукой на это дело, решив устроить повторный заход с понедельника. В понедельник с утра прикупив книжки и получив заветную справку я стал обладателем 400 рублей (А то! На севера распределялся, не хухры – мухры). В ценах 1989 года это была приличная сумма. По дороге я уже получил всю интересующую меня информацию от однокашников (моё место занято, но по ТОФу план выполнен). Лениво получив "втык" от замначфака по учебной части (кличка Конь):

-"А что это Вы по гражданке?"

и вяло отбрехавшись:

–-"А я теперь лейтенант и ИМЕЮ ПРАВО!",

я прибыл в святая святых – ОТДЕЛ КАДРОВ.

Кадры правда решают почти всё, и впоследствии я неоднократно имел возможность в этом убедиться на собственном опыте, но тут меня ждал серьёзнейший прикол. Сразу скажу, что роль в определении моей дальнейшей судьбы однокашника отца, занимавшего не последнюю должность в кадрах ВМФ аж в Москве, я так и не выяснил. Но ему, как и моему Бате – СПАСИБО! Я говорю это искренне и от души, поскольку мне за годы моей службы есть что вспомнить. Есть чем гордиться. Есть что ненавидеть. А (Боже упаси!) начав лейтенантом и отслужив 20 календарей "офисным планктоном" в погонах на каком - нибудь складике, либо базе хранения; я возможно, и сохранил бы кучу здоровья и нервов, но это НЕ МОЁ. Надводные же корабли, как я указывал выше, не рассматривались в принципе.

Начальник отдела кадров училища был только назначен, на его свеженьких погонах ярко блестели две большие новёхонькие звёздочки и пребывал он в благодушнейшем настроении (понедельник же уже, это на выходные "телефоны раскалялись"). Предъявив мне предписание, он спросил:

-"А вы в курсе, что ваше место занято?".

-"Так точно!".

-"И… что мы будем делать?".

-"Прошу вас назначить меня в распоряжение ОК КСФ, так как план по ТОФ*у Вы выполнили!".

-"Откуда знаешь?".

-"Разведка своих источников не выдаёт, товарищ капитан 2 ранга!".

-"Молодец! Нравишься ты мне, лейтенант!".

Хозяин кабинета вызвал машинистку и отправил её перепечатывать предписание, а меня попросил стрельнуть пару сигарет. Стрельнув у таких же охламонов как я (в очереди в кабинет было негусто) две Ту – 134, я протянул их капдва.

-"Неееет, а сам?".

-"Я не курю".

-"Ничего не знаю, окажи уважение!".

Пока машинистка трудилась, я закурил, закашлявшись после второй же затяжки, и получил команду "Отставить!". Мне был задан дежурный вопрос:

-"Вопросы, просьбы, пожелания есть?".

И тут меня понесло (а может и повело – я реально не курил, а затянулся нехило). Я послушался интуицию (всё же так неплохо складывается!) и попросил 2 недели дополнительного отпуска:

-"Вы знаете, я же с Баку, а там ведь… СТРЕЛЯЮТ".

Капдва реально охерел, но внезапно громко рассмеявшись ("От наглец! А ведь молодец, чёрт побери!") с удовольствием воспользовался своей властью и позвонил машинистке.

Достаточно послужив, я и сам делал приятное при случае подчинённым мне людям не раз и не два – а почему бы и нет? Человек тебе симпатичен, у тебя хорошее настроение, да и, в конце концов, это тебе НИЧЕГО НЕ СТОИТ?!! Пришла машинистка. Я получил предписание, фразу одобрения и вопрос:

-"А что со старым (бланком предписания) делать будем? На память возьмёшь?".

-"Никак нет, предлагаю уничтожить!".

-"Умница, лейтенант!".

Перечёркнутое предписание было порвано и полетело в мусорную корзину. Я получил предписание, пожелания всего самого наилучшего, 12 лишних суток отпуска, и в припадке радостного возбуждения убыл в ротное помещение, попрощаться с командиром и заодно забрать кое – что из формы (а получили мы по вещевому аттестату шмоток немерено). Сычёв Александр Васильевич дал мне пару советов, а после слов напутствия прибавил:

-"Женя, а я решил было даже тебе помочь с распределением, а ты, оказывается… "

- ("блатной"? – да уж, конечно!;).

Неопределённо улыбнувшись командиру, я поблагодарил его (а было за что – за полтора года научил он нас, балбесов, жизни и службе) и убыл в самостоятельную офицерскую новую и неизвестную мне жизнь.

Но сначала был отпуск. Офицерским этот отпуск не считается, хотя у тебя уже погоны лейтенанта, и полагаю, это правильно. Билеты на самолёт в Баку пришлось сдавать, по почти истерическому требованию леди И. Ненавижу смотреть, как женщины плачут. На этой теме и вообще из – за своей мягкотелости в отношениях с женщинами я и потом не раз горел. Ну нельзя их ставить на пьедестал, пылинки сдувать и почти обожествлять, посвящая им стихи и творя прочие глупости. Портит их это дело. Прямо на глазах. Согласен, может мне не те женщины по жизни встречались. Не оценили и не разглядели (уже самому смешно, я слишком самокритичен). Но это МОЁ (выстраданное) мнение и с него я уже не отступлю. Да и Бог с ними. Без них скучно, а с ними потом грустно местами. Речь не об этом. Так вот, обменяв билет и получив несколько классных дней и ночей взамен, я расстался с леди И. по – хорошему («Ну не хочешь жениться – и не надо»).

Прибыл я в Баку кружным путём: Севастополь – Ахстархань - Тбилиси на поезде с пересадкой и потерей свежекупленных белых фирменных кроссовок. ЯК – 40 из аэропорта Тбилиси долго не хотел взлетать, но в результате, заявившись домой в несколько помятом виде и обутым в чужие тапочки – вьетнамки (подарила сердобольная проводница), я кое – что окончательно понял. Первое – за все удовольствия в жизни приходится платить. Второе – счастливый (и везучий) я всё – таки человек (деньги – то не спиз… пардон, не скоммуниздили). Пообщавшись чуток с бакинскими друзьями – товарищами, я улетел в Оренбург. К бабушке.

Анна Васильевна! Ты прости меня за всё, если сможешь. Ведь теперь, только теперь я понимаю: ты была ЕДИНСТВЕННОЙ женщиной в моей жизни, которая меня по – настоящему любила… Ведь любят, конечно, не за что – то. Но чтобы так беззаветно, преданно, искренне! Мои два охламона осчастливить меня внуками не спешат, и я уже морально готовлюсь уйти, так и не став дедушкой. Впрочем, это меня не сильно беспокоит. Я к тому, что ПОНЯТЬ как сильно можно любить внуков мне не дано.

Нуууу воооооот… развёл сопли, скажете Вы. Пусть так. В конце концов воспоминания - то мои? И без отступлений (скачков) в сторону я писать не могу, не умею, да и не буду.

А в Оренбурге был день ВМФ, который, как известно, летом. Вот я и решил гульнуть в ресторации! Да ладно, не смейтесь – у меня всегда особое отношение к праздникам. Может быть потому, что праздновать по – настоящему редко получалось. Когда были деньги – не было времени. Потом с точностью до наоборот. И ситуация менялась туда – сюда постоянно, всю мою жизнь. Ведь ПРАЗДНОВАТЬ это не тупо нажраться, разве это праздник? А вот пообщаться с людьми по – хорошему, закусить обстоятельно вкусненьким, песни потом поорать (а Вы как думали), вытворить чтой – то либо вляпаться в очередную историю - вот это даааааа! По нашему, от души и запоминается надолго.

Так вот, прогулялся я до стоянки такси у железнодорожного вокзала и обратился к первому в очереди, как заведено. Всё было замечательно и день солнечный, и настроение приподнятое, но не учёл я одного – в стране перестройка! И, ать их за ногу, местные "слуги народа" решили прогнуться (хотя об этом их никто не просил) и… отменили работу ресторанов в воскресенье! Чтобы народ на трезвую голову в понедельник на работу шёл!! Ну, млять, инициатива на местах на протяжении всей жизни доводила меня до бурного и продолжительного гммм… оргазма!!! Но тут что делать?!

Выматерившись вволю, я по просьбе таксиста разрешил досадить в такси ещё трёх скучающих девушек. Объездив ещё три ресторации и попутно перезнакомившись, мы поняли, что сегодня отдохнуть культурно не судьба. Но разве когда постановления и решения заботливой партии и мудрого правительства по – настоящему СТРАЖДУЩЕГО останавливали?!! Таксист Гена предложил устроить сабантуй у него дома. Мол и брат у него есть, три на три всё по честному! Девушки пожеманничали немного для приличия и согласились. Оставив их под присмотром "маленького братика" (лет 40 и всеобщий хохот) мы с Геной заехали ко мне домой за водкой. Да привёз. Да из Баку. Да с печатями ресторана на русском и азербайджанском языке. Я уже упоминал, что по молодости был неленив и запаслив. Забыл упомянуть, что познакомив с братом Олегом, Гена сказал дамам:

-"А чтобы не было скучно, Вы тут тогда приборку пока сделайте!".

Дамы окуели, но сделали. Я всегда говорил, что нашу Русскую Женщину, когда она настроена отдохнуть и расслабиться, хрен чем удивишь. И фиг остановишь. Поэтому водка с почётом прибыла в свежевымытую кухню к накрытому столу. Оренбург город небольшой (и очень уютный, надо сказать) поэтому вся подготовка операции к сабантую на улице Комсомольской заняла намного меньше времени, чем экскурсия к закрытым дверям ресторанов. К столу был подан ещё "Токай" двух сортов: красненькое и беленькое. Через часок – другой, когда в частном доме гостеприимных братьев начались танцы, дамы искренне сказали: -"И на...(зачем такое счастье) нам был нужен этот ресторан?". В чём их искренне поддерживаю. Когда же наступила финальная часть сего марлезонского балета, я поначалу подсел к леди К., трезво оценив свои силы.

Но выбирает ВСЕГДА женщина, поэтому прибыв после "звонка по большому белому телефону" (перекроенная и опошленная мною фраза из романа Конецкого) я увидел, что подружки поменялись местами и рядом со мной оказалась леди Т., самая молодая и симпатичная. И далее всё у нас получилось, нам было хорошо и весело все 2 недели встреч. Прощаясь, я с удивлением узнал, что Т. замужем, и навсегда запомнил брошенную ей фразу:

-"Запомни, Женечка, мы не куклы. Мы живые!".

Добавить к этому мне ровным счётом нечего. Этим безусловно приятным, хотя и несколько грустным, воспоминанием закончился мой отпуск и моя беззаботная жизнь. Беззаботная – потому что все тревоги, переживания и душевные метания оказались ничтожными по сравнению с тем, что ждало меня впереди.

А впереди, уютно затаившись на акватории судоремонтного завода – "гиганта" ВМФ №10 ("Штиль" в просторечии), меня ждала Моя Первая Лодка. Лодка – как женщина. Её любить надо. Тогда и у тебя всё будет хорошо. Ну а ежели не твоё это – уходи нахер (если сможешь), не мучай себя, её и окружающих. Мне абсолютно наплевать, кто что думает по этому поводу. Люди разные. Мировосприятие тоже. Я про себя говорю и за свои слова отвечу перед Богом, чертями, людьми и кем угодно, если будет такая надобность.

МЕНЯ ЛИЧНО НЕ ОТПУСКАЕТ до сих пор. ТАМ прошли лучшие годы моей жизни. Знакомство с моей 149 –ой произвело на меня огромное впечатление. Да, каждый кулик своё болото хвалит. Вот и мне нравится 1 – ое поколение атомоходов, конкретно проект 658М, а ещё конкретнее заказ заводской № 907, переделанная из ПЛАРБ в большую опытовую пла КС – 149. Путём демонтажа и полной переделки 4 – го ракетного отсека в жилой и "научный", для испытания перспективных образцов борьбы с вероятным противником. Кого заинтересовало, в интернете найдёте соответствующую информацию без труда, в том числе и моё, рождённое в муках и не без посторонней помощи (как и положено при родах))) творение – статью для wiki.wargaming.net/ru/Navy - "К-149 (1962)".

Но до лодки было ещё далековато. А пока, поселившись на частной квартире в Мурманске, я прибыл в столицу КСФ – Североморск и направился в отдел кадров. Люди странные существа, впрочем, у каждого своя судьба. Некоторые по выпуску из отпуска раньше на службу прибывали, в надежде получить "хлебные" места. А я вот оказался в ОК КСФ под "закрытие сезона (лейтенантов)" - со мной было ещё двое: пожарник и… спецназовец. В кадрах царила тишь, благодать и какое – то умиротворение. Направленец по специальности подробно и весело побеседовал со мной, финально задав вопрос, который, как многие утверждали, мне не будет задан никогда в жизни:

-"Тема Вашего дипломного проекта и оценка?".

Ошибались провидцы – я на такой же вопрос потом ещё и в Гатчине ответил:

-"Исследование сорбции вредных примесей на ионообменных материалах и проект фильтра очистки воздуха для пл проекта... Отлично".

-"?!!"

-"Да, моя специальность "средства химической защиты надводных кораблей", но дипломный проект писал на стыке двух кафедр и дисциплин."

-"А как Вы считаете, можно освоить специальность начальника химической службы атомной подводной лодки с Вашим образованием?".

-"Если есть мозги и желание, конечно можно!".

-"А сами хотите на лодках послужить?".

-"Нет особого желания, хотелось бы служить в СРБ!".

-"В службах радиационной безопасности флота мест нет, пойдите покурите, а мы подумаем!".

-"Я не курю, товарищ капитан 3 ранга!".

-"!".

В курилке два моих товарища по не?(счастью) засыпали меня вопросами –"Как? Ну что?!!" -"Нинаю!" ответил я. Минут через 10 рассыльный пригласил меня в кабинет, где радостный направленец вручил мне предписание, пожал руку и молвил:

-"Поздравляю Вас, товарищ лейтенант! Мы с начальником посоветовались и я решил!! Назначаетесь на большую опытовую атомную подводную лодку К – 149 начальником химической службы!!!".

Не так давно утонул "Комсомолец"...

Поскольку с нервами тогда у меня был полный порядок, я СДЕРЖАЛ лицо и ответил: - "Есть!", крепко пожав протянутую мне руку и взяв предписание. Мысли путались, сказать что я акуел это значит не сказать ничего вообще. Напоследок подбодрив мою каменную морду лица фразой:

-"Да не переживайте Вы так, она надолго в море не ходит, экипаж хороший. Справитесь!". И на этом направленец, так удачно заткнувший кадровую дыру, со мной распрощался.

Оставшиеся два дня я тупо пил с командированным в Мурманск соседом – фотографом. Пил не от страха, отчаяния, или несбывшегося желания попасть в СРБ. Пил от тоски неизвестности – я на лодке был один раз в Балаклаве, дизельной, прибыв уточнить детали дипломного проекта так сказать, на натуре. "Натурные испытания" моих дипломных исследований были обязательны. На КПП старшина проверил документы и указал на пирс:

– "Третьим корпусом!".

Спустившись через люк первого (верхняя вахта отсутствовала) я в центральном представился пожилому мужику в рабочем платье и пилотке с офицерским шитым позеленевшим от времени "крабом" и кратко объяснил цель своего прибытия.

-"Старшина, тебе правда нужно всё показать или… только честно?".

Я ответил честно (в дипломате 2 бутылки сухого и встреча со знакомыми девушками неописуемой красоты через 2 часа).

-"Ну так и отдыхайте, пока молодой, а на звонок из училища я отвечу, что Вы досконально всё изучали под моим чутким руководством до позднего вечера. Свободны!".

-"А Вы, простите, кто?".

-"Командир пл, капитан… ".

Мужик встал в полный рост, попутно демонстрируя соответствующую надпись на кармане рабочего платья. Меня ветром нахрен сдуло. Чем они там (экипаж) занимались ремонтом, отработкой, и вообще где все я уточнять не стал. Хотя время было обеденное. Посему познания мои в технике "подводного плавания" были велики – размером с изображённую сцепленными руками крышку канализационного люка, НУЛЕВЫМИ. Да, конечно, нам читали краткий спецкурс по реакторам, а в начале первого курса, когда невыносимо хочется спать с непривычки после гражданки, цикл лекций по общекорабельным лодочным системам; аппаратура (приборы) и средства защиты надводно – береговой номенклатуры частично используется на лодках, но?!!

Простой вопрос: КАК и ЧТО я буду там делать? Кстати, я почему - то не проспал и неплохо запомнил, и даже подробно законспектировал, лекцию про фановые системы (кодовое слово "гальюн"). Это впоследствии пригодилось - КАК управляться на подлодке с естественными надобностями, мне изучать не пришлось.

Замечу, что опасения не справиться, обосравшись жидко в собственные штаны, для меня всегда были темой. Да я справился, справлялся и справлялся. По большому счёту и в основном, везде и всегда. А сколько приходилось учиться, читать, спрашивать (благо было у кого), запоминать и изучать одному Богу известно. Потому что я уже давно начал забывать. Нет бывали, конечно, как и у всех, полагаю, позорные страницы в моей биографии. Но репутация была заслуженно – хорошей. Я "пользовался авторитетом в узком кругу ограниченных лиц". Потому что до самого выхода на пенсию служил по принципу "Делай, как я!". А не как многие после распада Союза: "Делай как я СКАЗАЛ!" (и действительно - по честному же ебаться надо, иногда самому заёбываясь в хлам - а... нахуя?!!). Так меня учили. А учителя были хорошие.

В результате, после позднего хмурого завтрака в "Дыре Моря", я приобрёл билет на автобус по маршруту Мурманск – Полярный и убыл к новому месту службы. Из денег у меня остался "четвертак" (25 рублей НЗ - неприкосновенного запаса) и так, мелочь. Основную часть формы должны были выслать из Баку, так что путешествовал я налегке, с одним чемоданом. Абсолютно и категорически согласен, что неумеренное употребление именно пива даёт назавтра худший результат. Поэтому плотная еда и кофе не спасли. Только представьте – воскресенье, август, погода хорошая, на заднем сиденье автобуса побортно от меня две девчушки молодые пересмеиваются, а я… СПЛЮ. А как очнусь и выдохну – рука у немногочисленных пассажиров и водителя к огурцу тянется – закусить. Ну, во всяком случае, так мне тогда казалось.

Найдя штаб соединения на удивление быстро, я надолго застрял в рубке оперативного дежурного. Пожилой старший мичман, дежурный по штабу (как оказалось впоследствии, с недавно прибывшей на ремонт лодки) все долго пытался уточнить:

-"А кто командир? А номер заказа?",

на что я ему вежливо – отрицательно отвечал ("В душе не ибу!" - сказал бы я сейчас).

Наконец, старший в экипаже (дежурный по части) был вызван, а я отправлен на заводское КПП. Дежурным по части оказался комдив – раз, капитан 3 ранга Станислав Михайлович. Счастливейший, кстати, человек. Прибыв лейтенантом на 149 –ую, через энное количество лет он с неё и ушёл на пенсию, с должности командира БЧ – 5 (старшего механика подлодки). И личное дело тонкое - тонкое))).

А пока, оценив мою полуотрезвевшую рожу, от промолчал и повёл меня на ПКЗ. На КПП, кстати, я вежливо попросил старшину второй статьи нести мой чемодан. Мир тесен. Старшина, оказывается, занимался перезарядкой реакторов на плавмастерской под руководством Гены Бубнова, моего погодка, выпускника училища имени Никого годом ранее. Мило побеседовав и поблагодарив старшину, я оказался на плавказарме. КДД Михалыч, указав мне мою каюту и объяснив, что сменщик (точнее, предшественник) по случаю воскресенья находится в Западной Лице и будет с утра понедельника, постучавшись, толкнул дверь соседней каюты ("Здесь сегодня поспишь") попрощался и убыл.

Замечу, ни слова о моём полутрезвом состоянии им сказано не было. Старшие товарищи, ветераны атомного подводного флота, объяснили мне потом, ЧТО ПИТЬ МОЖНО ПО - РАЗНОМУ. Можно с утра, побрившись и почистив зубки, на построение и "в ствол". А можно бухать сутками на блатхатах. Я в негласные законы приличного поведения офицера - атомщика тогда уложился (выходной, выгляжу нормально, веду себя прилично). Поэтому, какие претензии?

Кстати, и освободившаяся должность НХС на 149 –ой ждала меня… из – за банальной (казалось на первый взгляд) пьянки. Дело было так. К назначенному сроку мой предшественник на выход в море не прибыл. И вместо него сходил… флагманский. Да – да, тот самый капитан 2 ранга Ваховский. Комбриг контр - адмирал Горев спросил только:

-"Чей подчинённый и где он?".

-"Мой. Хер Его Знает, товарищ комбриг!".

-"На сборы 30 минут. В море идёшь САМ!".

Некоторые вопросы у настоящих мужиков и начальников решаются очень просто. Быстренько, эффективно, и добавил бы я, ВЛЁТ. По этому поводу нештатным поэтом (и художником) экипажа Санычем был сочинён сонет: "…ищут пожарные, ищет милиция, ищут в Полярном и Западной Лице…". Капитан – лейтенант Радаев Евгений Викторович, после этого был быстренько уволен в запас. На пенсию ему хватало. А дело всё в том что человек просто не хотел служить. Надоело ему. И принял он решение уйти в 40 лет. И ушёл, отхреначив на "майорской" должности 11 лет… правда капитаном ушёл (я для простоты, по армейски). А ведь рассказывал мне, как на борту 149 -ой работала РАГ (расчётно - аналитическая группа, начхим в неё входит) перед фактическим ракетным пуском, и глаза огнём и молодостью горели, как много лет назад...

И справки, выписки из приказов ему все на гражданку (частично – как я понял, "левые") кэп подписал и печати поставил. Мужик потому что. Они подрались в центральнои посту на этой почве. Фактически. Кэп мастер спорта по гимнастике, а Викторыч (начхим, предшественник мой) срочку служил в погранцах на границе с Ираном и жилистый. Реальный был алярм – вахта с ЦП врассыпную, а я затаился у переборочной двери и слушаю (интересно же !!!): Бумс – бамс – тарарах, вылетает (быстро пропрыгивает) Жека и зовёт на на боевой пост (КРХП).

-"Ты как?".

-"Нормально, ничья один – один. Я ему в ухо, он мне в глаз. Но бумажки подписал, печати поставил!".

Я всё это к тому рассказываю – НУ ЗАЧЕМ держать человека?!! Ну "тяготится он военной службой", как сами в характеристиках пишете. Ну увольте его, что за херня? Неееет, надо с ним мучаться ("воспитывайте") и его мучать, заставляя разыгрывать поведение (иногда годами) уволенного за пьянство матроса торгового флота. А потом приходит ранее служивший на нашей лодке пом. НЭМС по СЭУ (помошник главного механика соединения по спецустановке - реакторам), стоя помошником оперативного по техготовности бригады 149 -ую проверять, с Викторычем здоровается и спрашивает для проформы, думаю, что - то про запас ВВД. А в ответ -"Не знаю!". Георгий Иванович заводится и проводит блицопрос дежурного по ПЛ. Ответ один -"НЕ ЗНАЮ!". Ну отстранили тёзку - предшественника от дежурства по лодке в базе, стал он по плавказарме дежурить. Обидели типа человека, унизили!;) Самим - то не смешно было?

Чётко помню разговор при взаимных посиделках, когда Викторыч прибыл из отпуска рассчитываться с частью. Он говорит:

-"Я на этой лодке знаю каждую заклёпку, каждый болт, каждый клапан...".

А далее, видя мою вежливо - недоверчивую реакцию, продолжает:

-"Правда, я давным - давно забыл, зачем они предназначены, но они все так меня ЗАЕБАЛИ!!!".

Да что тут говорить - специальность забывается, если железо постоянно руками не "щупать", а уж общекорабельные разные там системы! (по себе знаю...). Но что – то я совсем отвлёкся.

Захожу я в каюту, поздоровался, а в ответ типа вялый привет и дальше пиз…(оживлёно разговаривают). Картина: стандартная каюта на две койки, на нижней какой – то хныщ в спортивном костюме (Андрей, выпускник Дзержинки, управленец, на пару часов раньше меня прибыл); за столом председательствует важный такой пузатый дядька (старший лейтенант, командир турбинёров, кличка "Батя", тоже СВВМИУ оканчивал, как и я); и пара совсем древних на вид мамонтов (офицеры с соседней лодки ремонта, "раскладушки" в просторечии, а по русски - с 675 проекта). Я обиделся и говорю:

-"Дверь закрывать, знакомиться будем?!".

В ответ:

-"А есть чем?".

Уже закрывая:

- "Да!".

Ну банален (традиционен, консервативен – на выбор) я, и безусловно доверяю испытанному (проверенному лично) качеству. Как угадали? Правильно – 0.75, "столичная", с печатями… Через полчасика двое с соседнего экипажа ушли. Извинившись, ушёл (ну устал человек с дороги и ключами от каюты своей обеспечен) и управленец Андрюша. Ну а мы с Батей продолжили. –"Жека! Не сссы, лодка опытовая не то что новая, на ней эксперименты по выживанию над людьми делают, ей 30 лет скоро…", ну и прочий флотский трёп (а сам то смотрит, гад, изучающее). Потом мы с Олегом Адковым всерьёз закорешились. Хороший сосед – лучше чем друг. А каюты у нас были рядом. Осталось в бутылке где – то грамм 150. Может двести. Олег говорит – оставь на завтра, тёзка твой приедет, обидится. Только я бутылку убрал да зубки чистить собрался – сильный стук в дверь:

-"Откройте, уёппки!".

Олег хохочет: -"Мляяяя! Хим из Западной Лицы запах учуял и примчался!".

Открываю – стоит кряжистый белобрысый мужик без усов, протягивает руку и говорит:

-"Женя!".

Я в ответ:

-"Женя!".

-"Начхим 149 –ой!".

-"И я… назначен!".

-"Викторыч!".

-"Геннадич!".

-"Аааааааааа!". Открывает тёзка дверь ставшей мне потом на много лет родной каюты, выдаёт запасной ключ, мы допиваем это дело за знакомство и ложимся отдыхать. Поскольку завтра, оказывается, загрузка регенерации и выход в море. Чему быть, тому не миновать, подумал я и удачно "отбился".

Выспался отлично, позавтракал, да и потопал на подъём флага. Доложился командиру, меня представили экипажу. –"После перекура все вниз!" и началась моя подводная Одиссея (капитана Блада, млять, так и хочется прибавить). Викторыч помог организовать погрузку В – 64, и повёл меня по отсекам, инструктировать. Инструктаж был кратким, как выстрел. Ну уговорили, как короткая очередь любимого укороченного АКС - 74у (используемого, кстати и на подлодках тоже). Не успевая за Викторычем, автоматически пропрыгивающем стоящие на крюке переборочные двери, я пытался впитать скудную информацию, поступающую порциями:

-"Это первый отсек, это второй, тут аккумуляторная батарея и кают - кампания (кстати, если тебе не в лом, питаться лучше в 9 -ом, со старшинами - с народом познакомишься, РУБАШКУ одевать не надо, да и совсем рядом с боевым постом и каютой)."

-"Это центральный пост. Привет, Слава!"

-"Это четвёртый, бывший ракетный, отсек, теперь тут наука."

-"Это дизельный. Привет, Саша!"

-"Это реакторный, шестой."

-"Это турбинный! Привет, Олег - улыбающемуся Бате".

-"Это восьмой. Тут наш боевой пост, а напротив каюта управленцев, вот смотри это твоя койка. Тут будет один, электрик Витя, говорить что это не так. ПОСЫЛАЙ ЕГО НА ХЕР! А вот и он - Витя, привет, иди нахер, это койка НАЧХИМА!!!". Рыжеусый Витя (очень похожий на певца Николаева) вяло возражал. Потом я с Витей тоже здорово закорешился. И прямо скажу - он и электрик от Бога, и товарищ отменный.

-"Ну дальше там девятый, камбуз и десятый отсек. Да, вот в этой каюте питаются старшины, трап вниз - там гальюн. Ну а остальное ТЕБЕ МИЧМАН РАССКАЖЕТ.

Кстати, не задерживайся тут долго - Егорыч (мичман) наверняка там на пирсе с погрузкой регенерации зашивается. Вот тебе ключи от КРХП, а я, извини, в отпуск перед увольнением. Бывай!" Я всё же задержался на боевом посту химслужбы, справедливо решив, что 5 минут роли не сыграют. Задумчиво - рассеянно анализируя услышанное (тут ты спишь - тут ты жрёшь - тут ты срёшь, и потирая набитые с непривычки шишки (голова, левая нога, правое предплечье)я напряжённо думал: "А... ЕСЛИ И МИЧМАН ТАКОЙ ЖЕ?!!".

Но мичман, техник - дозиметрист Зиновкин Владимир Егорович, был ЗОЛОТО.

И тут я хочу сказать пару слов о мичманах. Техниках, спецах, командирах подразделений. Их , конечно, называли "золотым песком в колёсах коммунизма" (старый мичман, у которого "всё выбрано", получал одно время больше молодого командира подводной лодки), но хрень всё это. Не знаю. У меня лично проблем с мичманами не было. Никогда. Конечно, тут стоит отметить, что всегда были, есть и будут офицеры и ОФИЦЕРЬЁ, мичмана и МИЧМАНЮГИ. У нас, к примеру, таких было аж пять (а всего по штату 52, матросов и старшин меньше, что никогда не упускал ехидненько отметить замполит:

-"Вас больше чем моряков, а справиться не можете!".

Считайте? 52 – 5 = сколько будет? Вот и я об этом. Экипаж был ЗДОРОВЫЙ. Поэтому и служилось весело. Когда под первый офицерский новый год нам распределяли ДЕФИЦИТ (курица, кофе, сигареты и пару бутылок сухого вина) один из мичманюг (очередь общая, дефициты бессменно распределял комдив раз Михалыч, безусловно и безоговорочно честный человек) ехидно бросил за моей спиной:

-"А тут ещё разобраться надо, положено ли холостякам вообще что – либо давать!".

Я развернуться не успел, как боцман Константиныч и ещё пару мичманов его в конец очереди вышвырнул. И стоял он там, паскудно воняя, как жаба сраная, пока не выдохся. Я конечно, выменяв курицу на шило, пообщался потом с мужиками, спасибо сказал, но они не этого добивались.

Уважительное, правильное поведение было нормой общения в экипаже на всех уровнях. И это, конечно, заслуга командира. Авторитет же молодого офицера создаётся упорным трудом и небыстро. А вот потерять его можно за пару секунд… Мы сразу же договорились (точнее он предложил а я с удовольствием - врать не буду - одобрил) с Егорычем называть друг друга по отчеству, ну а при начальстве, естественно –"Служим по уставу, завоюем честь и славу".

Мой мичман знал лодку лучше флагманского (он на таком же проекте срочку химиком служил в Гремихе); списание, получение имущества, контроль сроков поверки имущества всё было на нём. Зайдёт бывало в каюту с готовым отношением на поверку каких – нибудь там ПДУ – 2 и скажет, улыбаясь:

-"Геннадьич, ну как Вы конечно помните, выходит срок поверки! Поставьте печать у старпома, пожалуйста?".

Ставлю. А старпом себе "плюсик" в голове – "А начхим то, блядь, ведь работает?!".

Кстати, я уже по - лейтенантству, начал понимать что работать можно 25 часов в сутки и быть всю жизнь в дерьме. А можно "фонить", то есть разумно изображать бурную деятельность, только когда у начальства на глазах. И быть всегда в почёте. "Фонить" с переменным успехом удалось правда лет через десять, не раньше. Да и то не всегда - ну беспокойный я человек, когда дело делать надо. Тем более по ставшей любимой специальности. Мудрые всё видели, понимали и ценили. Остальные... Впрочем я всю офицерскую свою жизнь "пахал" не только за получку, а по призванию. И ни капельки не жалею, честно.

Ну как такому мичману при случае в его просьбе откажешь? И не отказывал. Никогда. по его просьбе я и согласился тянуть "собаку" - вторую боевую смену. Одно из названий второй боевой смены, предполагающей несение вахты, в том числе, с 04.00 до 08.00 утра - "собака" ("собачья" смена). На сленге моряков называется так с эпохи парусного флота. В это время человеку невыносимо хочется спать. Потом биологические часы "ломаются" и человек привыкает в это время бодрствовать. Затем всю оставшуюся жизнь этот счастливчик периодически просыпается в "привычное" время, разбуженный "сломанным" биологическим будильником.

Говоря современным языком "издержки бывшей профы в реале". Не совсем уверен что последняя фраза правильно мной сказана))).

Да и фик с ним – главное, надеюсь, объяснил. Кстати, уже отслужив порядочно, я узнал что по негласному правилу в первую боевую смену заступают самые подготовленные. Так что всё тут было по - честному.

А пока что я выскочил через люк девятого на загрузку В – 64. Всё было и так уже организовано, старшие по отсекам сдали листочки с количеством комплектов и их примерным размещением. Сразу скажу, что к регенерации (включая патроны РП – 6 к изолирующим противогазам и ПДУ), я относился крайне внимательно,напоминая всем про её "прелести", да жёстко требуя в случае чего. Не хватало своего авторитета – шёл к старпому. В следующий раз на сей авральной работе работали ВСЕ. Ну не верите, дело Ваше. Когда однажды мы выгрузили полторы тысячи комплектиков на пирс перед постановкой в док (как положено, на деревянных поддонах, сверху сетка маскировочная (боцман подарил)), военный прокурор тоже не поверил. Он прибыл причины пожара в одной из заводских раздевалок расследовать, а наша лодка попалась ему на глаза первая. Я вышел, представился, и пока прокурор пытал верхнюю вахту, СКОЛЬКО они моего добра охраняют, вынес наверх выписки из оргприказов. Прокурор лишь уважительно спросил через пару минут:

-"И у Вас всегда такая организация, товарищ лейтенант?".

-"Всегда".

Он молча пожал руку и убыл искать источник хищения дальше по заводу. Всё очень просто – комплекты (небольшие окрашенные "слоновкой" оцинкованные "ясчики с ручкой (слова не мои))" были закреплены за конкретными людьми и место хранения их отражено с указанием номера шпангоута.

И лежали на деревянных поддонах - бывших ящиках для хранения какой - то невостребованной ерунды для лодок ремонта. В горячке выгрузки В-64 на пирс я, по наводке нашего "годка" дал команду на их разборку - имущество бесхозное, а "фомка" под рукой. Поотрывали гвозди, лихо всё перенесли - уложили (осень на дворе - зальёт регенерацию без поддонов...). И тут как всегда, на самом интересном месте появилась "вохра" - вооружённые пистолетами ПМ женщины, охраняющие завод - гигант "Штиль" и его имущество. Пререкаться я не стал, отправил моряков "вниз" (на лодку), а на вопрос -"Где мой пропуск?" мудро ответил: -"В каюте!". Фамилии я своей никогда не стеснялся, за что и был выдран старпомом буквально через пять минут: -"Начхим!... ... ... У Вас, блядь, ума не хватает представиться Ивановым?". Поняв, что погорячился (эта распространённая в русском народе фамилия являлась и фамилией нашего старпома))), сделал царственный жест рукой и молвил: -"Занимайтесь!".

Кстати, это оборудование для ремонта не пригодилось и через много - много лет его сдали на металлолом. Так что в данном случае совесть моя абсолютно чиста))).

Я почему уделял такое внимание регенерации? Да потому что из – за этой красоты пожаров была куча и смертей немерянно… Это же у вероятных противников (в Пендостане) со времён второй мировой – хлоратные свечи, которые не горят, дерьмо почти не выделяют, а тупо оплавляются если что. А у нас? А у нас наша регенерация в два почти раза больше зато кислорода выделяет! Ну при пожаре хрен потушишь, пламя сталь прожигает, правда, но это же так, мелочи. Вот пример коварности регенерации: в Гремихе в далёкие 70 –ые грелся военный строитель, в костерок (а дровишки – то там дефицит) пластины комплекта В – 64 подбрасывая (ну она же только ПОДДЕРЖИВАЕТ горение?). И руки чистые, и банка не вздутая. А регенерация возьми да взорвись. Голову потом не нашли.

Я вообще постоянно поначалу крайне удивлялся – ну почему, выделяя на постройку очередного атомохода астрономические суммы, родное государство на копейках экономит? Маски плавятся при пожаре и прикипают к лицу (Бог миловал, самому срывать, с мясом и кровавыми лохмотьями кожи, с орущего и задыхающегося товарища не довелось). Средства пожаротушения, спасения, индивидуальной защиты не выдерживают никакой серьёзной критики.

Мы с ПДУ (затем ПДА) вечно мучаемся (а крайние ещё и фантазировали поначалу повторно использовать), а у пендосов – маааленький баллончик с манометром (тупо затем переснаряжаемый воздухом) с обалденно удобным ремнём для ношения.

Изолирующий противогаз ИП – 6 хорош в чистом поле рафинированному интеллигенту, чтобы навозом с полей не пёрло, когда по нужде присядешь. Возможно, ещё в лаборатории института, где он создавался, неплох. А у пендосов маски пластикатные, не горят. И даже почти не деформируются.

А у нас зато есть не всплывающие "всплывающие камеры", комплекты ИСП – 60 с ИДА – 59(М) (цифры – год принятия на вооружение). Система ЛОХ (название - то какое!), подающая в огонь ядовитый фреон, при нагреве превращающийся в боевое отравляющее вещество (ну чтоб запертым в отсеке для борьбы за живучесть было веселей).

Потом я понял почему. Потому что жизнь человеческая стоит дешевле (возобновляемый ресурс). А точнее не стоит ничего. При любой власти, политическом строе конкретно в нашей многострадальной стране. Это факт, к сожалению. И никакие многоэтажные матерные "загибы", истерики не помогут и ситуацию не изменят. Поэтому приходилось использовать то, что есть, соблюдая все возможные меры предосторожности. А иногда и многократно перестраховываясь. Обидно часто местами. За державу обидно. За смерти нелепые братьев – подводников. До жути.

Я до сих пор не пойму, почему, к примеру, на подлодках не использовать ИП – 4М (вместо ИП-6). Алюминиевый каркас (ещё умудриться надо дыхательный мешок проколоть), компактность, почти ЛЮБОЕ удобное положение на теле фиксируется! Мужики с временного экипажа 141 –ой лодки  ("Курск") работали в них при очистке провизионной камеры 4 –го отсека. Ну осенью же ума не было всё вычистить. И… правильно! Дождались, пока при утилизации уже на "Выдре" всё сгниёт (заводские работяги за тройную, пятерную, десятикратную оплату отказались работать).

И тут посыпались предложения "руководства" вырезать кусок прочного корпуса вместе с провизионкой и отвалить в сторону (да – да) и тому подобный БСК (бред сивой кобылы). Благодаря мудрости своего шефа по специальности (начхима Кольской флотилии) получил я полкамаза имущества на свой лицевой счёт (печати – то у временного экипажа нет), проверили противогазы – работают, оделся народ в химзащиту и быстренько всё сделал. Честно скажу, что на ТРЕТИЙ день я вынужден был убыть в отпуск (дела судебные по месту жительства жены) оставив всё, включая барахло (ну хорошо, не барахло, имущество номенклатуры ВиС РХБЗ), на старшего мичмана – химика Юру Тюрина. А таким как Юра, будь моя воля, я бы погоны офицерские подарил, содрав их с некоторых "коллег", (а точнее КАЛЕК по специальности). А тем взамен – мичманские. Но это я что – то уже реально завёлся (кодовая фраза: -"Ты КТО?!!"))).

Я к тому, что ИП – 4М работали неделю без замечаний (на регенеративных патронах аж 1991 года выпуска). В экстремальных условиях резки пла на металл, когда стальные обрезки кругом торчат, а под ногами жижа хлюпает и проспиртованный хлеб в пакетах лопается, разбрасывая вокруг споры всякой хрени. Сказывается, видимо, как я педали крутил, испытывая чудо – противогаз! (см. рассказ "Санаторий"))). Всё – всё, я успокоился…

Но нас учили – недоволен, не справляешься, пиши рапорт. Тебя переведут к новому месту службы. Возможно. К тому же устав ВС СССР жаловаться на тяготы и лишения запрещает. А ежели совсем тяготишься ты службой военной – звиздуй в народное хозяйство. Ну не сразу, конечно (см. выше). Выслушаешь потом финально, как мой предшественник на отвальной:

-"Хороший ты, Женя, мужик, но такой должности на подводной лодке нет".

За себя скажу. Лично я просто привык. Причём по - настоящему мне стало страшно лишь года через полтора. Когда мы втроём (три лейтенанта) уже всерьёз готовились дизель в случае чего, стоя на вахте в базе, запускать. Чтобы, если соседи тяжко горят, к примеру, обрубить швартовые (да и кабеля питания с берега)и на середину бухты отойти. А там пускай Родина решает – наградить нас или в тюрьму посадить. Когда я понял, КАК И НА ЧЁМ МЫ В МОРЕ ХОДИМ.

Но лодка была счастливой, экипаж душевным и я просто свыкся как - то. Стал в чём – то фаталистом. А тот, кто на людях бравирует чрезмерным похуизмом, он либо дурак, либо врёт. Чувство опасности, осознаваемое и управляемое, ещё никому никогда не мешало.

К вопросу о морях. Перед первым погружением меня поразили расставляемые молодыми матросами пустые банки от В – 64 в родном 8 –ом (электротехническом!!! - распредщитов и прочего водофобного как грязи) отсеке (некоторые на центральном проходе). Уже знакомый мне старшина 1 статьи, командир отделения спецтрюмных Вася Репещук на мой вопрос ответил:

-"Правильно расставили – сейчас покапает чуток, а потом давление обожмёт, и их уберут".

Я молча ушёл на свой боевой пост. Без комментариев))).

Про моря пускай истинные мореманы расскажут. Такие, как мой ныне покойный НШ Владимир Николаевич Ручкин.

Я когда спросил (интересно же):

-"А сколько Вы в МОРЕ (в штатно - подводном положении) были, по времени – три ГОДА, четыре, пять? Разное говорят!".

Он задумался и ответил –"А хрен его знает, не помню! Может четыре, а может и больше. ЖЕНА ЗНАЕТ ТОЧНО!".

Рассказывать же тут страшные истории, как я подробно заливал по молодости знакомым девушкам, про звук останавливающихся преобразователей при падении аварийной защиты реактора и выключающееся до принятия нагрузки с аккумуляторной батареи освещение, считаю ниже своего достоинства. Да и своего читателя уважать не помешает. Я постоянно и помногу учился, работал над собой. Это помню. А так особо мне и вспомнить нечего. Может "нахлынет" что - то в процессе повествования.

Я лучше про людей расскажу. Про людей, достойных уважения (МУЖИКОВ). Про всяческих же "редисок" (очень мягко говоря) даже вспоминать считаю ниже собственного достоинства. А если и всплывёт где в повествование кусок дерьма - так на то оно и дерьмо. Да и из песни слов не выкинешь.

А это к слову о кадрах, фотография (на невидимой Вам стороне) спижж... гмм... взята на память автором из личного дела:

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2020 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Socio Path Division