NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

Сегодня подъем случился на заре. Ну ладно, не на заре – всего лишь в половине седьмого. Но всё равно, невиданное дело для курятничка. Сегодня у нас знаменательный день и целый список достопримечательностей: Тропа гигантов, подвесной мост, городок со звучным названием Бушмиллз, и Темные аллеи - культовое место для тех, кто смотрел «Игру престолов». Я не смотрела, но аллея старых буков и без привязки к сиськам с драконами смотрится на картинках крышесносно. Чем не повод усладить взоры?

Стараясь не ронять вещи, быстро позавтракали. Капитанскую кашу спрятали в подушки – для тепла, и в восемь часов уже стояли на автобусной остановке, обмазанные кремом от загара и обвешанные фотоаппаратами. Вскоре подтянулись еще несколько человек, по виду такие же зеваки, как и мы.  По пустынной улице подкатил автобус, открыл двери, и я вступила с водителем в диалог, снова сопровождавшийся энергичной пантомимой и использованием подручных предметов. В конце концов, за восемь фунтов с носа мы купили билет до Бушмиллса, дававший право выходить на любой точке маршрута, и садиться в следующие автобусы без доплаты. Очень удобно, если собираешься посещать все подряд. Расселись по местам в кондиционированной прохладе, и автобус рванул с места.

Не знаю, как они выдерживают расписание, если кто-то вздумает по дороге войти или выйти, но у меня просто дыхание спирало при взгляде на дорогу. Сельские (язык не повернется сказать «проселочные») дороги здесь достаточно хороши, чтобы позволить автобусу разогнаться влегкую до сотни километров. При этом на большей их части обочины отсутствуют подчистую – прямо к дорожному полотну подступают или каменные стенки, или живые изгороди. Пешеходная жизнь, как я понимаю – это какое-то чрезвычайное явление, поэтому хоть расстояния и невелики, но разгуливать ножками по этим краям я бы не стала. В самом крайнем  случае – велосипед, да и то с замиранием сердца. По полям тоже не пойдешь: во-первых, частная собственность и изгороди, во-вторых, тропинок тоже нет, и не топтать же посевы и пастбища?  Интересно, как тут решаются эти проблемы. Видимо, поголовной автомобилизацией.

Начать мы решили с Тропы гигантов, пока не слишком жарко и мало народа. Водитель высадил нас на нужной остановке, показал, куда идти, и где ждать автобус в обратную сторону, и умчался со скоростью лидера «Париж - Даккар». Мы окунулись в тишину, звенящую кузнечиками,  и неспешно поплыли через нее к высившемуся за пригорком громадному комплексу туристического центра, который дитя бессовестно обозвала крематорием.

Неизвестный архитектор, как я понимаю, имел намерение стилизовать здание под ту самую тропу, началом которой оно являлось, но в итоге вышла мрачная ребристая коробка, одним краем уходящая в холм. Тем не менее, внутри было уютно, прохладно, и практически безлюдно. У входа нас встретила девушка с буклетами, которая расспросила, сами ли мы приехали, или с группой, и направила в небольшую очередь к билетам.  Несколько минут ожидания, и нас принимает под крыло уже другая девушка – с такими огромными синими глазами, что любая Мальвина проглотила бы от зависти собственный бант.

Неожиданно выяснилось, что на вход нам билеты не нужны, раз мы не хотим брать экскурсию, и приехали самостоятельно с многоразовым автобусным билетом – он и будет нам пропуском. Окрыленные таким успехом, мы получили схему побережья на русском языке, и через прохладный туннель вышли к берегу.

Тропа гигантов находится в ведении Национального фонда, чей символ – ветку дуба с желудями – мы уже не однажды встречали на пути. Фонд занимается сохранением объектов культурного и природного наследия по всему Соединенному королевству. Кроме того, Тропа и побережье вокруг нее являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и ажиотаж здесь в летние дни просто неимоверный.

Нас спасло то, что мы приехали к открытию, и хотя таких же умных набралось тоже достаточно, но не настолько, чтобы нельзя было сфотографировать, что хочется, без людей в кадре. По заповеднику проложено несколько троп, которые отличаются сложностью, и цветными обозначениями – всего четыре уровня. Мы выбрали голубой – третий из четырех, и двинулись вдоль берега, сверяясь с путеводителем.

Солнце, пока еще не слишком высокое, светило из-за скал на море, и делало красивые мягкие тени.  Конечно же, мы застревали с фотоаппаратами у каждого камня и каждой скалы, поэтому, когда начались сами каменные столбы, там уже болталось человек сорок. Но все же красоты хватило на всех, и где-то на третьем десятке кадров я вспомнила об альбоме с красками и своем намерении творить на ходу. Вот и подходящий случай.

Пока я рисовала, облокотившись на один каменный шестиугольник, и положив блокнот на другой, остальные излазили ребристый мыс вдоль и поперек, и в целом все мы наслаждались пейзажами, пока не прикатил автобус с вездесущими китайскими туристами. Жемчужина Ирландии враз сделалась похожа на строительство Вавилонской башни, и пришлось отступить вглубь бухты.  Издалека человеческое мельтешение терялось на фоне громады скал, и не так раздражало.

Надо сказать, что эти камни – довольно опасное место. Мало того, что базальт до блеска отполирован миллионами подошв, поэтому поскользнуться на каменных ступенях, особенно в сырую погоду, проще простого, так еще в погоне за красивыми кадрами туристы подходят к самой кромке прибоя. Каждый год пару-тройку человек смывает в воду, поэтому здесь постоянно дежурит смотритель с аптечкой на поясе и свистком на шее, а в белом столбике прячется спасательная веревка.

В следующей бухте голубая тропа заканчивается, и дальше начинается красная – дорога поднимается в гору, а потом раздваивается: в одну сторону можно дойти до мыса на краю бухты, а в другую – подняться по довольно крутой лестнице на обрыв, и уже поверху вернуться ко входу и информационному центру. Мы решили сначала дойти до мыса, и поглядеть, что там, с той стороны, а потом уже решить, лезть ли на гору, или возвращаться низом.

По дороге к мысу тропа проходит вдоль скальных выходов: те же самые базальтовые шестигранники, что и внизу, растут прямо из стены, и напоминают гигантский оргАн. Ближе к мысу появляются ограждения, а на другой стороне тропа заканчивается табличкой с пояснениями – администрация парка в заботе о посетителях прерывает маршрут на этом месте, чтобы не подвергать их жизнь опасности, которую представляют регулярные оползни, последний из которых вы можете увидеть справа от себя. И в самом деле – приличный кусок ещё видной тропы завален громадным языком сдвинувшейся земли и камней.

В общем-то, можно уже возвращаться: солнце давно уже в зените, а у нас еще полно желаний. Осталось только решить, как это сделать – низом, или выбираться наверх. Мы выбрали наверх, безжалостно проигнорировав деткины стоны, и в общем-то, ни разу не пожалели. Сам подъем, хоть и крут, но короток, зато наверху поля, овцы, облака, трава по пояс, и виды на море ослепительного лазурного цвета.  Отдышались в кондиционированной прохладе инфоцентра, поглазели на сувениры, внезапно осознали, что подвески в виде сот – это не про мёд, а про базальт, и пошли на автобус: пора двигаться к следующему пункту плана, подвесному мосту.

Подвесной мост Кэррик-а-Рид находится всего в десяти километрах от Тропы гигантов. Вернее сказать, в десяти километрах находится поворот, на котором останавливается автобус, а потом надо идти пешком еще метров двести до касс и кафе – опять же, по дороге без обочин.

Перед въездом пешеходов и автомобили встречают служащие, которые распределяют машины по парковке и отвечают на вопросы. Нам показали на бревенчатый домик с кассой, и сообщили, что ближайшая экскурсия начнется через сорок минут – народу много, а мост узкий, поэтому передвижение ограничено. Мы послушно кивнули, и отправились за билетами. Вернее, за одним билетом – дитя горела энтузиазмом, а нас с Наденькой перспектива качаться на веревках не слишком привлекала, да и шесть фунтов за билет к концу отпуска уже тоже лишними не казались. Мы решили, что пусть дитя идет себе через свой мост, а мы посмотрим со стороны, и даже её сфотографируем в героическом виде.

С вожделенным билетом и буклетиком в руках вернулась дитятка, и мы пошли поглядеть на сувениры, чтобы скоротать время. Сувенирный магазин совмещался с кафешкой, и внутри царила жуткая духота. Мы поискали футболки, но кроме кухонных полотенец и открыток смотреть толком было не на что, поэтому спаслись на улицу, где было не сильно прохладнее, но хотя бы обдувало ветром. Солнце уже светило вдоль берега, поэтому тень приходилось отбрасывать самим – хорошо, хоть от поддетых под штаны кальсон избавились еще на Тропе, иначе запеклись бы заживо. Но кто бы мог подумать: утро было холодным, а ветер вообще ледяным. Лишнее хоть снять можно.

- А вот эти тётеньки, которые за нами вышли из автобуса, между прочим, никаких билетов не покупали, а просто так пошли. – сказала Наденька.

- Ну, может быть, они пошли не на мост, а просто поглядеть?

- Так может, и мы тоже пойдем поглядеть – нам же тоже не надо на мост?

Мы помялись в сомнениях, но потом все же двинулись через загородки, и нас тут же отловила девушка в форменной футболке. Дитя показала было билет, но нас всех вежливо развернули обратно, на пальцах показав, что время еще не настало, и вас позовут, когда надо будет.

- Так. Ну и кто тогда будет её фотографировать?

- Ну, я там попрошу кого-нибудь, там же много народу будет…

- Нет, это фигня какая-то. Я думала, можно будет встать в сторонке, никому не мешая, и там запечатлевать, а тут вон какой расклад.

- Но тётеньки-то прошли?

- Может, это борзые тётеньки, и они везде без билета пролезают?

- Может быть. Ну так что будем делать?

После недолгих колебаний мы с Наденькой все же побороли жаб, и тоже встали в очередь – пропадать, так всем вместе, к тому же жариться тут на солнце, пока дитя скачет над пропастью, не слишком вдохновляло. О, какой это был дальновидный и благоразумный поступок!

В назначенное время всех обилеченных пропустили внутрь, и оказалось, что до моста надо идти еще с полкилометра вверх и вниз по горам, а потом еще минут двадцать стоять в очереди. Вот за это я и не люблю летние путешествия по знаменитым местам: в марте или октябре таких проблем практически не бывает. Покорно выстояв положенное, мы прошли, а точнее сказать, практически пробежали по мосту – служители подгоняют идущих, чтобы не торчали на дороге, и не заставляли ждать остальных, упиваясь селфи.

Я шла первой - под волшебное заклинание «твоюматьтвоюматьтвоюмать», вцепившись в перила, и уперев стеклянный взгляд в противоположный берег. На середине дороги мне надо было повернуться назад, и сфотографировать остальных, чтобы оправдать купленные билеты, и самым трудным было оторвать хоть одну руку от веревок. Проклятый мост не так чтобы уж очень опасен, но избавиться от картины ломающихся досок и полета на обнаженные отливом камни очень тяжело. Ну и добавляют драйва разные мерзавцы, которые от восторга перед совершённым подвигом начинают раскачивать веревки, перед тем, как ступить на твердую землю.

За поворотом пришлось присесть прямо на ступеньки и отдышаться – коленки ослабли, как после шампанского. За спиной под обрывом орали дурные чайки, а над головой на палке торчала пояснительная табличка: «Птичий базар». Чудовищная вонь, поднесенная ветром, прочистила мозги не хуже нашатыря. Нельзя быть такой впечатлительной, это дурно влияет на душевное равновесие.

Справа вниз уходила лестница с калиткой под замком – там у воды притулился рыбацкий домик и несколько лодок. Собственно, ради этого спуска к воде и строился подвесной мост: остальной берег падает в море отвесными белыми обрывами, словно откушенными гигантской черепахой – возможно даже, одной из тех, на которых лежит земной диск.

Макушка острова покрыта жесткой плотной травой явно инопланетного происхождения – несмотря на сотни человек, проходящих через остров ежедневно, он не облысел и не превратился в скалистый утес. Это к вопросу о том, почему «в ихних европах» можно лежать на газонах, а у нас нет. Непрерывная вечная сырость, где зима от лета отличается только размером светового дня, провоцирует расти все, что только может расти. Кстати, посидев на травке десять минут, мы разом заполучили сырые штаны – и это при том, что к моменту нашего прихода уже неделю стояла нешуточная жара с ветром, и по логике вещей вся влажность давно должна была улетучиться в стратосферу.

Мы погуляли по острову, уворачиваясь от вездесущих китайцев, съели печеньки с видом на Шотландию, потом вздохнули, и признались друг дружке, что на этой возвышенной ноте осмотр природных чудес, пожалуй, придется закончить – сил ехать еще куда-то, кроме дома, уже не осталось, да и времени, в общем, тоже. Я было взялась гундосить про железную дорогу в Бушмиллз, но меня осудили, а ехать туда одной – терять половину удовольствия.

Еще около часа ушло на то, чтобы добраться до автобусной остановки. Сначала пришлось постоять в очереди на мост в обратную сторону. Второй раз, как ни странно, путешествие над бездной эмоций практически не вызвало – видимо, всё ушло на первые впечатления. Потом мы зашли сбоку, чтобы снять мост, так сказать, «на местности». Кстати сказать, на смотровую все же можно было попасть и без билета, просто мы не смогли это объяснить, когда нас остановили. Но мы все равно не пожалели – Дорогое Мироздание все сделало правильно, ко всеобщему удовольствию.

У выхода дитя таки купила себе страшненький китайский магнитик на память, и мы побрели в гору, переполненные впечатлениями и звоном в голове – чтобы выяснить, что в автобусном расписании как раз дыра, и просидеть на обочине добрый час, спасаясь от жары в тени огромной ёлки, увитой кавказским плющом.

Автобус мигом домчал нас до того угла, на котором забрал утром, и тут мы вспомнили, что завтра уходим из Ирландии, а подарков у нас – только моя бутыль виски из Бангора, заботливо завернутая в шерстяной носок. Пришлось из последних сил тащиться в магазин, где вчера я видела маленькие баночки экзотического джема и чатни. Там же зацепили и банку «черного ирландского масла» - просто из любопытства, для себя. Потом окажется, что никакое оно не масло, и им хорошо обмазывать окорок перед запеканием, но тогда мы этого ещё не знали, и просто весело гремели банками, спускаясь к марине.

- Билли, мы лазили в гору!

- И почему это я не удивлен?

После ужина собрали в кучу себя и пожитки, и отправились в душ, где набили стиральную машинку грязным бельем, и принялись смывать пыль дорог. Здешний душ по комфорту и чистоте одной левой делает Ливерпуль – десять баллов из пяти. Не портят впечатления даже отдельные раковины с горячей и холодной водой, прямо из анекдота. В тамбуре душа стоит ведро с веревочной шваброй, и над ним объявление – дескать, дорогие посетители, не стесняйтесь, и воспользуйтесь этим прекрасным дезинфицирующим раствором до и после использования душа, чтобы обезопасить себя от неприятных последствий. Вот это сервис, а не то что краска с потолка на голову. Стиралка, кстати, вообще дармовая, а сушилка – по фунту за заправку.

Правда, мы будем не мы, если не найдем себе приключений, и Наденька, посетившая душ перед нами, вернулась очень возмущенная. Свет в душевой оказался на датчике движения, и пока она мылась, погас напрочь, а выбегать в коридор в чем мать родила и прыгать перед датчиками Наденька постеснялась, поэтому домывалась в темноте.

Я решила поднять градус абсурда, и из хулиганских побуждений высушила себе голову сушилкой для рук, от чего стала похожа на Мардж Симпсон. Правда, до яхты я эту прекрасную прическу не донесла – во имя богини Гиены Ги и капитанского спокойствия пришлось спрятать все под бандану.

После чая Билли вышел наверх покурить, и вернулся с известием, что хорошая погода, похоже, закончилась. В самом деле, из-за гор на море наползали тучи самого зловещего вида, погребая под собой неистовый красный закат. Ну, в целом нам жаловаться грешно – и так почти две недели царила благодать и безоблачность. Видно, Шотландия решила показаться нам во всей истинной красе.

Мы с деткой сходили за бельем, и вернулись с прекрасными сухими штанами и футболками. Теплый пакет дитя нежно прижимала к груди всю недолгую дорогу от душа до яхты. Прекрасный день, прекрасный вечер

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.