В этом году исполнилось 115 лет легендарному подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
А ровно сегодня, 19 июня, 29 лет назад, священное для каждого русского и советского моряка имя «Варяг» было присвоено строящемуся в Николаеве тяжелому авианесущему крейсеру…
Кто бы что ни говорил, а раньше войны были другие. Особенно на море. Даже в начале ХХ века в них еще присутствовал непредставимый несколькими десятками лет позже рыцарский дух.
Характерный пример – легендарный бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в Чемульпо. Пересказывать перипетии сражения, я думаю, смысла нет никакого. А вот о том, как отнеслись к проигравшим бой, но оставшимся непобежденными русским морякам собственное начальство и враги знают немногие.
Командиру крейсера капитану первого ранга Рудневу было присвоено звание контр-адмирала. Для всего экипажа «Варяга» и «Корейца» были организованы торжественный прием и обед в Зимнем дворце с участием Николая II, всем участником боя были от имени императора вручены именные часы.
В общем, этого следовало ожидать. А вот какой была реакция японцев. После окончания войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга». Командир крейсера был награжден Орденом восходящего солнца. На поднятом, отремонтированном и введенном в строй японского флота под именем «Соя» крейсере по личному решению императора Муцихито было сохранено на корме название «Варягъ», при этом новобранцам командир корабля разъяснял, что они будут проходить обучение на легендарном русском корабле, который в одиночку вступил в бой против целой эскадры и экипаж которого отказался сдаться в плен.
И еще одна, абсолютно потрясающая деталь. В 1954 году, когда отмечался 50-летний юбилей легендарного боя, советское(!) правительство приняло решение назначить пенсии царским морякам и наградить их. Главком ВМФ адмирал флота Кузнецов вручил медали «За отвагу» 15 ветеранам «Варяга». Позже орденами и медалями СССР были награждены еще 139 членов экипажей «Варяга» и «Корейца».
Случай для тех времен абсолютно уникальный.
Но я – не об этом…
Когда-то, давным-давно, мы с отцом пошли покупать какую-нибудь модель корабля для склейки: в детстве я любил «строить» корабли. В магазине висело объявление: «Продается крейсер «Варяг».
Ничего особенного, конечно. Тем более, что речь шла всего лишь о пластмассовой модели. Но меня, сына и внука морских офицеров, эта фраза почему-то резанула.
- Папа, а разве можно продавать «Варяг»? – спросил я.
Отец не нашел, что ответить.
Через много-много лет ответ мне дала жизнь. Причем совсем не тот, на который я надеялся. Оказалось, можно…
6 декабря 1985 года, через два дня после спуска на воду в Николаеве тяжелого авианесущего крейсера «Леонид Брежнев», известного нам сегодня как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на том же Черноморском судостроительном заводе под заводским номером 106 был заложен тяжелый авианесущий крейсер «Рига».
Забавно, но факт: с момента закладки до вступления в строй нынешний флагман надводного Военно-Морского Флота России успел сменить три имени. В девичестве он, ровно так же, как заложенный через два дня после его спуска на воду систершип, назывался «Ригой». Потом стал «Брежневым», затем – «Тбилиси». И лишь за два месяца до вступления в строй в декабре 1990 года обрел свое нынешнее имя.
Не знаю уж, почему советские чиновники, в том числе и военные, так стремились назвать наши первые авианосцы именем столицы Латвии. Но переименовывали их регулярно.
Вторая «Рига» 19 июня 1990 года, ровно 29 лет назад, стала «Варягом». И судьба этого корабля дала мне ответ на вопрос: можно ли продать «Варяг». Можно: спустя восемь лет недостроенный тяжелый авианесущий крейсер (в принятой в остальном мире классификации – авианосец) «Варяг» был продан китайцам.
История этой китайско-украинской аферы, наверняка, памятна многим. При разделе Черноморского флота недостроенный «Варяг» достался Украине. Начиная с 1992 года украинские власти стали предпринимать попытки продать корабль, который на тот момент имел готовность в 67 процентов. Первый раунд переговоров с китайцами зашел в тупик – из-за разногласий в руководстве страны. Но, как известно, китайцы от задуманного не отступают никогда.
Через шесть лет продажа авианосца была возобновлена – но в совершенно другом формате. Ввиду обеспокоенности США и Тайваня возможной покупкой китайцами недостроенного авианосца, была запущена в ход так называемая «схема Б»: теперь «Варяг» приобретало не китайское государство, а туристическая фирма Agencia Turistica E Diversoes Chong Lot Limitada из Макао. Кстати, этот португальский протекторат всего через год вошел в состав КНР.
Туристическая фирма с уставным капиталом в 125 тысяч долларов была зарегистрирована накануне объявления украинским правительством международного тендера на продажу авианосца по адресу массовой регистрации, который за пару сотен долларов в год предоставляется любому желающему, и не имела лицензий ни на один из видов бизнеса, в котором мог бы быть использован «Варяг». При этом она предоставляла властям нулевую отчетность, то есть фактически никакой деятельности не вела.
Владельцем компании был знаменитый китайский баскетболист Сюй Цзенпин. Так зачем же ему потребовался недостроенный авианосец?
Официально было объявлено, что в Макао, одном из признанных мировых центров азартных игр, «Варяг» станет плавучим казино. И что характерно: шесть миллионов долларов, необходимые на получение разрешения властей Макао на открытие казино, новой фирме перевела… Народно-Освободительная армия Китая.
Заключение сделки оказалось делом непростым. Позже Сюй Цзенпин утверждал, что истратил на взятки сумасшедшие деньги: при официальной цене контракта в 20 миллионов долларов, затратах на хранение корабля на верфи в Николаеве около полутора миллионов и транспортировки, которая обошлась еще в пять миллионов, бизнесмен оценивал свои затраты в районе 120 миллионов долларов. Получается, он раздал около 80 миллионов долларов взяток. Доказать это, естественно, невозможно. Особенно, если учесть, что позже китайское правительство согласилось выплатить ему только официальные платежи.
Кроме взяток в ход шел алкоголь. Позже Сюй рассказывал журналистам:
- Когда я вел переговоры с руководством судостроительного завода, ощущение было такое, словно я тону в алкоголе. Каждую трапезу мне приходилось выпивать по два-три литра «Эрготоу» (китайская водка крепостью около 60 градусов). В четыре дня, когда решалась судьба сделки, мы выпили с украинцами более 50 бутылок. Но я тем не менее ощущал, что могу довести дело до конца, и всегда сохранял трезвость ума: у моих возлияний была четкая цель. Украинцы же пили для того, чтобы напиться.
Даже если сделать скидку на возможные преувеличения и не слишком доброе отношение Сюй Цзенпина к партнерам по сделке, картинка получается не слишком приятная.
Тем не менее, поставленной цели он достиг: сделка была заключена. И самое главное – вместе с недостроенным тяжелым авианесущим крейсером «Варяг» владельцу туристической фирмы были переданы чертежи корабля (повторюсь - однотипного с нынешним флагманом надводного ВМФ России) и всех его систем. Не иначе, как для переоборудования в казино.
Дальше все закономерно. В 2002 году «Варяг» притащили в китайский порт Далянь. И снова – ядовитая насмешка судьбы. Нынешний Далянь – это бывший русский порт Дальний. Более того: именно на территории сегодняшнего китайского Даляня находилась русская крепость Порт-Артур. И как после той русско-японской войны, «Варяг» после ремонта вошел в состав чужого флота. На этот раз – китайского: в 2012 году достроенный китайцами советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был принят в состав Военно-Морского Флота Народно-Освободительной армии Китая под названием «Ляонин». Где и служит по сегодняшний день.
Казалось бы, в истории поставлена точка. Коррумпированные украинские чиновники вместе с не менее вороватыми николаевскими судостроителями продали за смешные деньги готовый на две трети авианосец вместе с документацией.
Но, увы, тут опять же не все так просто.
Строительство «Варяга» было законсервировано в 1992 году. У верфи денег на поддержание корпуса в порядке не было – и она активно искала покупателей. Шла речь даже о том, чтобы продать корабль на металлолом. Но тут цена был всего около пяти миллионов долларов. Поэтому для судостроителей продажа корабля китайцам была не просто выходом из тяжелой ситуации – сказочным выходом.
При этом, по воспоминаниям китайского контр-адмирала Чжэн Мина, переговоры о покупке КНР недостроенного «Варяга» и образцов палубной авиации начались еще до распада СССР – и в 1992 году лишь продолжились.
Более того. Украина была готова продать «Варяг» России.
В 1992 году на встрече украинского и российского премьер-министров обсуждалась судьба кораблей. Леонид Кучма, на тот момент глава правительства Украины предложил российскому коллеге Виктору Черномырдину выкупить корабль.
Начальник ГШ ВМФ России адмирал Валентин Селиванов позднее вспоминал:
- Черномырдин меня спросил, нужен ли нам «Варяг». Я говорю, конечно же, нужен. А он мне отвечает: «Да вам что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!».
В 1998 году Леонид Кучма был уже президентом Украины. Думается, он с большим удовольствием продал бы «Варяг» России, а не Китаю. Увы. Россия в авианосце была не заинтересована. Косвенным доказательством этого может служить то, что уже в начале 2000-х чуть было не ушел «на иголки» «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Об этом, в частности, позже вспоминал председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев:
- В начале двухтысячных годов некоторые военно-морские деятели с большими звездами на погонах хотели продать корабль на металлолом, возможно, в Китай - по схеме продажи авианосца "Варяг", который вместо того, чтобы, как заявлялось, стать парком развлечений, после ремонта вошел в боевой состав китайского флота. Они представили в правительство документ с обоснованием, что на ремонт и модернизацию авианосца «Кузнецов» денег не хватает и лучше его утилизировать, а на вырученные от продажи авианосца на лом деньги использовать на строительство нескольких эскадренных миноносцев.
Знакомая ситуация. Но «Кузнецова» удалось отстоять.
И последний штрих.
В 2000-х довелось мне работать в одной крупной китайской корпорации. Не скажу, чтобы я был большим поклонником китайской модели ведения бизнеса и отношения руководства к наемным работникам. Но одна вещь тогда меня потрясла: отношения между руководством КНР и китайскими олигархами.
Президент моей фирмы, один из самых богатых китайских бизнесменов, больше, чем государственными наградами (самая интересная из них – орден «Самый богатый китаец», которая вручается ежегодно и за которую награжденный должен заплатить государству около миллиона долларов), гордился словами, сказанными о нем одним из руководителей КНР: «Он – надежный, как кирпич. Куда поставим – там и стоит».
Ровно из того же ряда – история с китайским баскетболистом Сюй Цзенпином: приказала Родина купить авианосец – купил. А то, что расходов понес больше, чем ожидал, это его личные трудности. А когда попробовал деньги вернуть – сел в тюрьму.
Вот теперь объясните мне, почему отношения государства российского с олигархами строятся совсем на других принципах?!
Олигархи в 1998 году в России уже были. Более того, в эти времена, по словам Бориса Березовского, в России правила «семибанкирщина». Вот эти семеро:
Борис Березовский
Михаил Ходорковский
Владимир Гусинский
Александр Смоленский
Михаил Фридман
Владимир Потанин
Владимир Виноградов
Иных, как говорится, уже нет, а те – далече.
Но не об этом речь. Почему российское государство, в отличие от КНР, не дало команды одному из олигархов выкупить для страны почти готовый авианосец за смешные деньги – 20 миллионов долларов?! Все мы помним о более поздней истории с «яйцами Вексельберга» - всего через шесть лет после продажи китайцам «Варяга», в 2004 году этот бизнесмен потратил 90 миллионов долларов на покупку коллекции Фаберже, которую передал государству. На эти деньги можно было купить четыре с половиной «Варяга». Или «Варяга» и строившегося с ним рядом атомного авианесущего крейсера «Ульяновск», который был распилен на металлолом. Что важнее для страны?
И последнее. Двадцать яхт российских миллиардеров по своей стоимости превзошли все боевые корабли, построенные за последние десять лет для ВМФ России.
Вы помните, за сколько продали «Варяг»? Правильно. Цифра колеблется от 20 до 25 миллионов долларов.
А вот цены яхт наших олигархов:
«Dilbar» Алишера Усманова – 550 миллионов долларов
«Eclipse» Романа Абрамовича – 460 миллионов долларов
«Sailing Yacht A» и «Motor Yacht A» Андрея Мельниченко – 680 миллионов долларов за обе.
И так далее.
Слов у меня больше нет…