Для хороших людей армия — родная мать.
Для плохих — тёща.
Армейская поговорка
Посвящается Отто.
Для посетителей сайта Legal Alien: не таскайте, если можно, по сети. А впрочем — пофиг.
Мои тексты на военную тематику разошлись по разным сайтам. Ну и комментарии к ним, соответственно, тоже разные. От «что это за говно?» до «автор жжёт». Последних, правда, больше. Но некоторые комментарии меня просто удивили. Это те, что из серии «армия — сборище моральных уродов». Вот не надо, а? В Российской армии не инопланетяне служат, и даже не иностранцы, а люди из того же общества, что и вы. Просто взгляд на мир и мотивация поступков у них другие. Психология условного «шпака» и «вояки» - это абсолютно разные понятия, их не то что сравнивать, их даже рядом ставить нельзя. Вот про это и пойдёт сейчас речь. Итак, по пунктам.
Хотя стоп, оговорюсь. Я пишу на основании своего опыта, это всё об армии девяностых. Вполне допускаю, что сейчас всё может быть по-другому. Простой пример: я сдавался в Иностранный легион в 2000-м, а RGB служит там сейчас. При мне арабов в Легионе не было от слова "совсем". Сейчас, как RGB пишет, их полно. Отсюда часто и взаимное непонимание: времена меняются, да и части бывают разные. В одних всякие «моря - походы, пулемёты - парашюты», а в других - вокруг склада старых портянок с автоматом круги нарезаешь.
А вот теперь по пунктам.
Итак, пункт первый. Берём условного бойца с никаким сроком службы, который только слез с поезда, рельсы ещё не остыли, и который ещё какает мамиными пирожками.
Это потом уже матросы становятся в своём большинстве одинаковыми, как пуговицы на бушлате. А сейчас каждый из них ЛИЧНОСТЬ. Центр мироздания, блядь. И вот именно в этот момент бойцу нужно раскрыть глаза. Сорвать с этой наглой морды розовые очки и с диким матом шваркнуть об асфальт строевого плаца. Меня, когда привлекали для проведения занятий в роте «молодых» (это двухмесячный «курс молодого бойца»), комбат командиру полка так и сосватал: «Отличный специалист. Грамотный командир с боевым опытом. Короче — тварь конченная!» Я начинал своё первое занятие всегда с пояснения: «Вы — никто. Звать вас — никак. А я помогу сделать из вас что-то отдалённо похожее на Морского Пехотинца. А дальше вы блевать кишками будете уже без меня под руководством своих добрых и чутких командиров. А заниматься вы будете охраной и обороной того парня, который трахает вашу любимую девушку. Кто не согласен — поздно. Надо было в институт поступать. Вы попали. Добро пожаловать в АД. Меня зовут «товарищ лейтенант». Всё».
Дальше по старой схеме «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Очень хорошо в этом помогают занятия типа «переместить ведром море». Когда загоняют не согласного с такой оценкой его как человека в море по пояс и он должен двумя вёдрами таскать морскую воду из точки А в точку Б.
Это важнейший период в жизни каждого военного. Именно сейчас что получится — то получится. Если начнёшь относиться «по-человечески», то получится что угодно, но только не БОЕЦ.
Пункт второй. Дедовщина.
Основное правило — боец должен вечером заползать в роту на четырёх костях. Чтобы сил не то что на дурь, а даже на мысли об этой дури не оставалось. Мой первый командир роты в Морской Пехоте говорил так:
- Вы все похожи на ведро, в котором на самом дне дерьмо, потом слой воды, потом сахар, а сверху мёд. А я — та палка, которая это ведро мешает.
Очень жёсткий был командир, настоящий зверюга. Мы при нём и бычки в сейфе хоронили по ночам за 10 километров от ППД, и по 27 человек внутри одного БТРа ездили. Но справедливый. Жалко, что убили.
Тех, кто пытается что-то там вспомнить про «дедушек» или, простихоссподи, «понятия» - карать.
Жестоко. Не «вплоть до мордобоя», а именно что мордобоем, и не красиво — типа, как на спарринге, а банально черенком лопаты вломить, если сильно здоровый.
Наличие или отсутствие «дедовщины» целиком и полностью зависит от командира роты. Если ему похер — будет сто процентов. В армию призывают всех, кто не отмазался или сам пошёл. То есть там по-любому будут «продолжатели традиций». Хотя дедовщина тоже разная бывает. Одно дело, когда молодняк для обслуживания техники или «коллективного» вооружения припахивают в первую очередь. Другое, когда носки дембелям стирать заставляют. Я у нас такого ни разу не видел (я про носки сейчас). Так что беспредельничать в казарме пытаются те же мальчики, которые с вами по одной улице ходят. Других для армии у государства просто нет. Вот я бы, например, многое отдал, чтобы, хоть недельку послужить в Десантно Штурмовом Батальоне Искусствоведов, но не срослось.
Пункт третий. Знания и навыки.
Дебилы приходят в армию «отбыть срок», а потом рассказывать на гражданке бл.., простите, девушкам с пониженной социальной ответственностью про «ветер в стропах парашюта». Умные постоянно учатся. Чему угодно. Как пленного «быстро допросить». Как лопатку сапёрную метать. Как оружие выбирать и обслуживать. Да тот же движок у БТР взять — он же камазовский. Некоторые специально призываются, чтобы потом из армейки в военное училище пойти — поступить так намного проще, если нормально служишь, да и отношение к тебе у офицеров совсем другое будет. Не послабления, нет, просто на рутину меньше припахивать будут, а на учёбу — больше.
Да и кроме армии эти навыки много где очень пригодятся: от банальной ментовки до вышибалы в кабаке или в той же ЧВК. Никто ведь не может быть уверен на сто процентов, какой финт судьба выкинет, а любые знания ещё никогда лишними не были.
Пункт четвёртый. Банальная психология.
Ты живёшь в казарме, то есть в большой комнате на сто мальчиков. И там тебя очень быстро научат, как правильно себя вести в мужском коллективе. Если часть нормальная — то именно научат, а не зашугают. Там ты поймёшь очень быстро , на что можно просто не обращать внимание, а за что нужно мгновенно «вцепиться в морду», даже если твой оппонент значительно сильнее тебя. А по-другому никак . Коллектив, рабочая обстановка. Тебя там разговаривать даже научат не так, как на гражданке: «трамвайное хамство — нашефсё».
Меня очень умиляют рассказы , типа «призвали у знакомого сына в армию, а он вернулся и вот так вот и вот это вот.» А вникнуть в суть проблемы? А разобраться, почему так получилось? Я один раз был свидетелем, как комбат одному кадру все передние зубы вынес и челюсть раздробил в хлам прикладом автомата. А меня скрутили, так как я из разгрузки пистолет тянул — пристрелить хотел. Жалко, что не получилось. За что — рассказывать не буду. Хотя..., да ладно. И это дело даже не на войне было.
Пункт пятый. Офицеры.
Господа! Я сейчас наверное не открою большой секрет, если скажу, что армия — это не санаторий, а также не курсы благородных девиц. Если сказать проще — там учат защищать Родину. По-разному. Где-то — как правильно убить ножом. Где-то — как помочь офицеру стереть с карты мира миллионный город ядрёной ракетой. А вы как думали? Это же всё-таки не пионерский лагерь с игрой в «Зарницу». Там всё по правде, всё всерьёз. Тем более сейчас, в наше время. Вернее с 1991 по сегодняшний день. Вы посмотрите, что в мире творится. Вы действительно думаете, что офицер в той же Сирии будет с вашим сыночком возиться, «муси-пуси» и тэдэ?
И не надо говорить, мол: «Война - это да! Это конечно и само собой, ну а если часть не боевая?» А вы можете дать гарантию, что она будет вечно «небоевой»? Или что вашего сына не прикомандируют к такой, которая очень даже «боевая»? И не надо говорить, что мир есть мир, а вот на войне он сразу переключит тумблер «голова - жопа» в нижнее положение, и моментально станет «прирождённым убийцей».
Из него этого убийцу надо сделать уже сейчас и в кратчайшие сроки. А его «моральные травмы» никого, увы, в этой ситуации не волнуют.
У бойца должны выработаться необходимые рефлексы. Знаете такого мужика, звали его Профессор, а фамилие иво было Павлов? Вот здесь – то же самое.
То есть команды выполняются мгновенно. Любые, даже самые идиотские. Всегда. Там где начинается «обсуждение вопроса», там заканчивается армия. И дрессировать бойца должен его непосредственный командир, но кроме этого у офицера ещё куча других дел есть по службе.
Но суперграмотный командир может вообще внутренней службой не заниматься. Пробил дорогу, знаки поставил, и эта телега сама катится. Я очень редко занимался такой, простите, хернёй, как «отвести подразделение в столовую». Сержантам своим я так и говорил: «Я за вас свою работу делать не буду!»
Офицера и готовят в училище как методиста. В идеале он должен только боевой подготовкой заниматься. Но это только на уровне командира взвода ещё более-менее возможно, а дальше начинается «тёмный лес» со всякими планами и отчётами.
Да и командиры тоже разные бывают. В армии сволочей столько же, сколько и на гражданке.
Ну и нет времени, конечно, всё разжёвывать и и объяснять, да ещё при этом проявлять всякое человеколюбие. В глазах бойца должны светиться страх, задор, и преданность.
Пункт шестой. Романтика.
Кто бы мне что ни говорил, но положительных эмоций, да и просто Эмоций с большой буквы «Э» в армии можно получить очень много.
Это и прыжок с парашютом, и из оружия пострелять (я так вообще фанатею от этого дела). А на боевом корабле в море пойти? Вот ты, а вот, сцука, океан, и ты его, сцуко, бороздишь. А?
А ощущения после атаки? Кругом кишки и кровища , а ты целый и всё вот это вот натворил. Какой там секс! О чём вы?
Да и просто смотришь какой-нибудь боевик, где всякие Шварцдаммы по джунглям скачут, и думаешь про себя: «И чё?! У нас и гораздо круче бывало!»
****
А вот теперь совет. Если вашему чаду надо идти в армию, то найдите часть, приезжайте туда, познакомьтесь с командиром. Оглядитесь вокруг. Узнайте, когда едет «покупатель» от них. Договоритесь в военкомате с военкомом. И отдавайте ребёнка не «в армию», а «в часть». Так делают. Но, в основном, конечно, у кого знакомые есть. Или кто знает, как правильно это сделать.
Простой пример. Юрий Шевчук на первой войне в 1995-м, в Грозном познакомился с ДШБ МП из Балтийска. Песни попел, посмотрел, как воюем. А в 2003 отдал служить туда своего сына. Я его лично видел. И нормально всё. Парень, что папа хотел, то и получил. И «портяночку понюхал», и сержанты «в морду поднесли», и с парашютом упал, и с БДК высадился. Что ещё надо-то?