Для реализации Постановления о создании атомных подводных сил была разработана Программа проектирования, строительства и испытаний головных ПЛА и естественно, что Ленинград стал ядром этой программы. Этому было логическое объяснение. Великий Город являлся не только научно-техническим, конструкторским, машиностроительным и учебным центром, что уже само по себе было важно для нарождающейся атомной энергетики, но и то, что на его базе и с его помощью создавались новые центры судостроения; Северное машиностроительное предприятие (СМП) в Северодвинске, Судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и др. Их в шутку называли филиалами ленинградского машиностроения.
Оба корабля проектировались в одном из лучших ленинградских конструкторских бюро СКБ-143 (Санкт-Петербургское бюро машиностроения (СПБМ) "Малахит"), у одного главного конструктора Перегудова Владимира Николаевича, которого при разработке "К-27" почти сразу же сменил Назаров Александр Карпович, (оба выдающиеся конструкторы - Лауреаты Ленинской премии). С "Малахитом" "К-27" прошла весь свой жизненный цикл, но и ныне работающие там на руководящих должностях петербуржцы Морозкин Г.Д. (доктор технических наук (д.т.н.), профессор), Москалев Г.П., Шмаков Р.А. и другие патриоты ЖМТ-направления не дают умереть идее и свято верят в то, что для военного подводного флота России, да и не только подводного и не только военного, за ЖМТ - будущее.
Научное руководство и наблюдение на всех этапах жизненного цикла ПЛА "К-27" осуществлялось со стороны ленинградского 1-го центрального научно-исследовательского института 1ЦНИИ МО (Военного кораблестроения ВМФ). Трудно переоценить руководящую и организующую роль всеми работами заместителя начальника института д.т.н., профессора, контр-адмирала Дорофеева И.Д. Вопросы наблюдения и оперативного вмешательства при проектировании вначале успешно решались первой и единственной женщиной, главным наблюдающим от ВМФ капитаном 1 ранга Донченко А.Н., а затем капитаном 2 ранга Губкиным А.С.
Использование тяжёлых металлов в качестве теплоносителя снизило термонапряжённось 1-го контура, но возникли другие материаловедческие проблемы, которые созданием новых конструкционных материалов для ППУ, разработкой технологии сварки и контроля качества сварных швов блестяще разрешил ленинградский ЦНИИ "Прометей". Надежная арматура для всех контуров была разработана ленинградским ЦКБА, а все резиново-технические изделия, начиная с шумозащитного покрытия корпуса корабля и амортизаторов механизмов, включая спецлаки и спецклеи, и кончая мельчайшими прокладками для механизмов, были разработаны и изготовлены ленинградским заводом "Красный Треугольник". Все оборудование главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) разработал и изготовил легендарный "Кировский Завод", оборудование электроэнергетических систем, включая автономные турбогенераторы (АТГ) и гребные электродвигатели (ГЭД) - Ленинградское объединение "Электросила", оптику, в том числе впервые установленный на ПЛА "К-27" второй - "зенитный" перископ - Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО). Системы автоматики теплообмена для корабля были созданы ленинградским ЦНИИ "Аврора", исполнительные механизмы СУЗ - Ленинградским металлическим заводом, все информационные системы, включая мнемосхемы и системы контроля, - Ленинградским объединением "Красная Заря", системы электроосвещения, в том числе работающие под водой, за бортом, - Ленинградским объединением "Светлана". Циркуляционные насосы для перекачки сплава, главные и вспомогательные (ГЦН и ВЦН) 1-го контура спроектировал и изготовил НИИ "Гидромаш", а уникальный турбопривод к ГЦНам - ленинградский завод "Экономайзер".
Личный состав обоих экипажей, 1-го и 2-го, в основном готовился ленинградскими военными учебными заведениями. Большинство офицеров - выпускники командных и инженерных военно-морских училищ, а командир БЧ-5 Нагорских Олег Леонидович пришел на главную инженерную должность корабля после окончания Военно-морской ордена Ленина академии (ВМОЛА) в Ленинграде. Большинство мичманов, старшин и матросов прошли учебу в легендарном Краснознаменном учебном отряде подводного плавания (КУОПП), что на Васильевском острове. По окончании службы на ПЛА "К-27" многие связали свою дальнейшую службу и жизнь с Великим Городом. В Санкт-Петербурге и на флоте до сих пор памятны имена петербуржцев, членов нашего экипажа: Героев Советского Союза адмирала, доктора военных наук, профессора ВМОЛА, руководителя 2-го автономного похода ПЛА "К-27" Михайловского Аркадия Петровича, вице-адмирала, председателя Международного фонда моряков и ветеранов подводников Томко Егора Андреевича, капитана 1 ранга, первого командира ПЛА "К-27" и впоследствии начальника штаба - заместителя командира Ленинградской бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Гуляева Ивана Ивановича; Лауреатов Ленинской премии: главного конструктора ПЛА "К-27", выпускника Высшего военно-морского инженерного училища (ВВМИОЛУ) им. Ф.Э. Дзержинского Назарова Александра Карповича и контр-адмирала, начальника управления 1-го ЦНИИ МО (Военного кораблестроения ВМФ) Дорофеева Ивана Дмитриевича; Героя Социалистического Труда, трюмного ПЛА "К-27", старшины 2 статьи, строителя и члена сдаточной команды атомного ледокола "Ленин" Асхадуллина Асхата.
Корабль проектировался, строился, нес боевую службу, выполнял дальние автономные походы, был экспериментальной лабораторией для промышленности и Флота, прокладывал дорогу другим. Первой из отечественных ПЛА "К-27" был присвоен статус "Опытовой крейсерской ПЛА" и одной из первых - звание "Отличный корабль". Даже в своей трагической судьбе, связанной с ядерно-радиационной аварией и ликвидацией ее последствий, проявился высокий героизм экипажа и всех тех, кто создавал его, сделав ЖМТ - направление целью и основным смыслом своей жизни.
В Верхнем храме Никольского Богоявленского военно-морского собора Санкт-Петербурга открыта Мемориальная Доска в память погибших в аварии "К-27" 24.05.1968. Белый мрамор и 6 фамилий золотом. Это единственный памятник в России, увековечивающий трагическую страницу жизненного цикла корабля, так много сделавшего для развития отечественной науки и военного судостроения.
Великий Город и Великая Россия могут гордиться своим героическим кораблем - крейсерской атомной подводной лодкой "К-27". Занесение ПЛА "К-27" в "Золотую Книгу Санкт-Петербурга" в разделе "Защита Отечества" явилось бы достойным памятником и заслуженной оценкой исторического пути легендарного корабля.
Посетите кладбища Великого Города, Ленинградской области, других городов России и стран, ранее входивших в Советский Союз. Среди многочисленных имен на памятниках Вы найдете немало фамилий тех, кто имел отношение к истории ПЛА "К-27". Склоните перед ними головы.