Судьбы кораблей, также как и судьбы людей, складываются по-разному. Одним для жизни отводится время, после которого наступает пора полной выработки ресурса корпуса и технических средств. Иногда их превращают в памятники исторического прошлого флота, но чаще просто предают забвению.
Если корабль гибнет, ему сооружают памятник в память о его славном прошлом. И наконец, есть корабли, чей жизненный путь полон героизма и самопожертвования, но на всей Руси Великой не находится клочка земли, чтобы увековечить ЕГО дела в памяти народной. Такова ПЛА "К-27", которая прошла от момента принятия решения о ее создании и до захоронения, 28-летний жизненный цикл, наполненный большими делами во имя Великого Города и России. Вглядитесь в эти даты:
12.09.1952 - И.В. Сталин подписал Постановление СовМина СССР о создании ПЛА с АЭУ на ЖМТ.
октябрь 1952 - май 1955 - спроектированы две атомные ППУ с ЖМТ (27ЛВТ для стенда-прототипа в Обнинске и 627/ВТ для ПЛА "К-27") в ОКБ "Гидропресс" г. Подольск (главный конструктор ОКБ "Гидропресс" Лауреат Ленинской премии Б.М. Шолкович), под научным руководством ФЭИ во главе с академиком Лейпунским А.И.
Октябрь 1955 - июнь 1958 - ПЛА "К-27" с ЖМТ спроектирована в СКБ-143 (СПМБМ "Малахит") г. Ленинград.
Начало 1958 г. - сформирован базовый экипаж ПЛА "К-27" (командир ПЛА капитан 3 ранга Гуляев И.И., старший механик (командир БЧ-5) капитан-лейтенант Нагорских О.Л.) при 16-м учебном центре (УЦ) ВМФ г. Обнинск.
20.03.1958 - ПЛА "К-27" отнесена к классу крейсерских ПЛ.
15.06.1958 - ПЛА "К-27", зав. № 601 заложена на стапеле цеха № 42 СМП г. Северодвинск и подчинена командиру 150 дивизиона опытовых ПЛ. Интересно, что по традиции на межотсечной переборке была прикреплена памятная пластина с характерным текстом: "Народы Советского Союза строят подводную лодку для защиты Социалистической Родины".
28.12.1958 - состоялся физический пуск реактора наземного прототипа ядерно-энергетической реакторной установки на промежуточных нейтронах с бериллиевым замедлителем и свинцово-висмутовым теплоносителем - стенда "27/ВТ".
12.03.1959 - произведен энергетический пуск и ввод в эксплуатацию стенда-прототипа "27/ВТ" в ФЭИ г. Обнинска для испытания оборудования и отработки режимов ГЭУ и экипажей ПЛА "К-27".
март 1959 - август 1961 - межведомственные испытания на стенде-прототипе "27/ВТ".
20.04.1959 - в связи с расформированием 150 дивизиона ПЛ ПЛА "К-27" подчинена командиру 339 Бригады Строящихся и Ремонтирующихся (БСиР) ПЛ г. Северодвинск.
06.06.1959 - ПЛА "К-27" присвоен бортовой № 255.
30.09.1959 - экипаж ПЛА "К-27" укомплектован л/с полной комплектации.
июль 1960 - после ряда сокращений и штатных перемещений базовый экипаж реорганизован в 1-ый.
22.04.1961 - Постановлением Правительства за создание стенда 27/ВТ, проведение на нем цикла исследований и подготовку экипажей ВМФ группа сотрудников ФЭИ, Специального проектно-монтажного бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит", Опытового конструкторского бюро (ОКБ) "Гидропресс" и других организаций удостоена звания лауреатов Ленинской премии в области науки и техники за 1961 г.
15.07.1961 - создан 2-й экипаж ПЛА "К-27" (командир капитан 3 ранга Леонов П.Ф., командир БЧ-5 капитан-лейтенант Соколовский В.Э.) в 16 УЦ ВМФ в Обнинске.
20.07.1961 - ПЛА "К-27" передана в состав 3-й Дивизии 1-й Флотилии СФ с дислокацией в Западной Лице.
01.04.1962 - ПЛА "К-27" спущена на воду.
02.04. - 08.05.1962 - достроечные и пусконаладочные работы.
08.05. - 10.06.1962 - швартовые заводские испытания.
10.06.1962 - 10.01.1963 - достроечные и пусконаладочные работы.
14.10.1962 - произведен физический пуск реакторов ПЛА "К-27".
Декабрь 1962 - для приемки ПЛА "К-27" от промышленности назначена Правительственная комиссия из представителей научных и конструкторских организаций, от поставщиков главных механизмов и систем, от руководства МинCудПрома, МинСредМаша и ВМФ. Возглавлял комиссию начальник Госприемки ВМФ, известный подводник вице-адмирал Холостяков Г.Н., секретарь Комиссии старший офицер Главного технического управления (ГТУ) ВМФ капитан 3 ранга Одиноков Н.И.
07.12.1962 - заполнены жидкометаллическим сплавом 1-ые контуры ППУ.
27.12.1962 - произведен энергетический пуск реакторов ПЛА "К-27" и установка выведена в ТГ-режим.
10.01. - 22.02.1963 - комплексные швартовые испытания главной энергетической установки (ГЭУ) под руководством Энергосекции Правительственной комиссии.
25.01.1963 - первая потеря л/с: погиб старший матрос Груднина.
22.06.1963 - на ПЛА "К-27" поднят Военно-морской флаг.
22.06 -26.06.1963 - первый выход в море на заводские ходовые испытания под руководством Правительственной комиссии.
29.06. - 30.10.1963 - Государственные испытания под руководством вице-адмирала Холостякова Г.Н. и его заместителя контр-адмирала Дорофеева И.Д.
10.10.1963 - начата подготовка к 1-му автономному походу, утвержден список участников.
30.10.1963 - подписание на СМП в г. Северодвинске Акта Правительственной комиссии о приемке ПЛА "К-27" в эксплуатацию. Кроме членов Правительственной комиссии Акт подписал академик Лейпунский А.И. и командир ПЛА "К-27" капитан 1 ранга Гуляев И.И.
05.11.1963 - временно ПЛА "К-27" прибыла в Западную Лицу для сдачи курсовых задач.
30.01.1964 - ПЛА "К-27" прибыла в Гремиху и подчинена командиру 14-й Отдельной Бригады (ОБ) ПЛ.
30.01. - 21.04. 1964 - сдача курсовых задач, подготовка к походу.
21.04 - 12.06. 1964 - 1-й автономный поход в экваториальную Атлантику, 51 сутки, не всплывая.
22.04.1964 - Постановлением Правительства за разработку проектов и создание качественно новых АЭУ с ЖМТ для решения промышленных и оборонных задач 11-ти представителям науки, промышленности и ВМФ была присуждена "Ленинская премия в области науки и техники за 1964 г.".
12.06.1964 - за успешное выполнение дальнего автономного похода ПЛА "К-27" удостоена звания "Отличный корабль".
16.06.1964 - ПЛА "К-27" прибыла на СМП для послепоходовой ревизии и косметического ремонта.
24.06.1964 - ПЛА "К-27" принята в состав ВМФ.
15.07.1964 - ПЛА "К-27" принята на вооружение.
Декабрь 1964 г. - "К-27" возвратилась в Гремиху, ремонтные работы, сдача курсовых задач, выполнение плана БП, подготовка ко 2-му походу.
Начало июля 1965 г. - переход в Западную Лицу.
16.07-13.09.1965 - 2-й автономный поход в Средиземное море, продолжительностью 59 суток.
07.09.1965 - ПЛА "К-27" установлен статус "Опытовой крейсерской ПЛА".
13.09.1965 - создана комиссия по определению объема ремонта и докования.
23.09.1965 - приказом ГК ВМФ л/с ПЛА "К-27" впервые участвующий в дальнем походе награждён жетонами "За дальний поход".
06.10.1965 - ПЛА "К-27" прибыла в г. Северодвинск для ремонта и перезарядки реакторов.
07.01.1966 - за успешное выполнение задач БП в июле - сентябре 1965 л/с ПЛА "К-27" поощрен ГК ВМФ.
02.03.1966 - Указом Президиума ВС СССР № 018224 за выполнение задания в период испытаний и автономных походов, освоение новой техники и ввод в состав ВМФ ПЛА "К-27" командир капитан 1 ранга Гуляев И.И. награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза, а офицеры, мичманы, старшины и матросы награждены Правительственными наградами.
10.09.1966 - приказом ГК ВМФ назначена рабочая группа для обобщения опыта перезарядки активных зон реакторов с ЖМТ.
Апрель - июнь 1967 - силами экипажа ПЛА "К-27", в/ч 90190, СМП, с участием ОКБ «Гидропресс» произведена перезарядка активных зон реакторов АЭУ обоих бортов при наличии в 1-ом контуре разогретого ЖМТ.
16.09.1967г. - после проведения послеремонтных ходовых испытаний "К-27" прибыла в Гремиху.
05.10 - 13.10.1967г. - выход в море для отработки курсовых задач.
Октябрь 1967г - май 1968г. - выполнение модернизационных работ парогенераторов и вспомогательного насоса 1 контура п/б.
19.05.1968 - 24.05.1968г. - контрольный выход ПЛА "К-27" в море в полигон для проверки ГЭУ отработки курсовых задач.
24.05.1968 - во время плановой проверки ГЭУ на режимах полного хода в подводном положении произошла ядерно-радиационная авария с расплавлением части твэлов активной зоны реактора левого борта (л/б), весь личный состав был переоблучен выше допустимых норм. ПЛА "К-27" всплыла в надводное положение и совершила переход из полигона в базу при работе реактора правого борта (п/б). Экипаж госпитализирован.
25.05 - 06.06.68г. - на К-27 работала межведомственная комиссия по выяснению причин аварии и выработке предложений по ее ликвидации, к работе в которой привлекалась группа офицеров, ранее служившая на ней, ученые, конструкторы, судостроители и военные специалисты, курировавшие ПЛА К-27.
Июнь 1968г. - конец 1969г. - силами личного состава экипажей ПЛА, с привлечением личного состав целого ряда воинских частей СФ и участием специалистов СМП, ОКБ "Гидропресс", ФЭИ, "Малахит" проводились работы по ликвидации последствий аварии и обеспечении нормальной радиационной обстановки в реакторном и смежных отсеках АПЛ.
1970 - 1973 - усилиями экипажа ПЛА "К-27", который нес службу по сокращенному штату при участии СПМБМ "Малахит", ОКБ "Гидропресс", ФЭИ и СМП, был выполнен комплекс работ для разогрева неаварийной "замороженной" паропроизводящей установки (ППУ) п/б и в феврале 1973г. реактор выведен на мощность.
20.04.1974 - ПЛА "К-27" была передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП и переподчинена из 17 Дивизии ПЛ в 339 ОБ ПЛ.
1976 - назначена комиссия и произведено обследование состояния ЯЭУ и ПЛА в целом.
04.03 1977 - ПЛА "К-27" исключена из боевого состава ВМФ и подготовлена к утилизации.
31.12. 1977 - экипаж ПЛА "К-27" расформирован.
01.02.1978 - при 339 ОБ ПЛ сформирован экипаж ПЛА "К-27" по минимальному штату.
01.09. - 06.09. 1981 ПЛА "К-27" отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море.
06.09.1981 было произведено затопление ПЛА "К-27" на глубине 33 м в точке с координатами: 72°31"СШ и 55°30" ВД.
01.04.1992 - в СПБМ "Малахит" состоялась торжественная встреча экипажа "К-27", сотрудников СКБ и представителей промышленности, управлений и организаций ВМФ по случаю 30-летия спуска корабля на воду.
08.04.1998 - в Верхнем храме Никольского Богоявленского военно-морского Собора СПб открыта и освящена Мемориальная Доска в память погибших в аварии "К-27" с указанием фамилий погибших.
24.05.1998 - в СПб на Московском проспекте состоялась встреча экипажа ПЛА "К-27" по случаю 30-летия ядерно-радиационной аварии.
1999 - 2001 - ряд участников аварии и ликвидации её последствий награждены орденами "Мужества".
2001 - по предложению группы офицеров ПЛА "К-27" Крейсерская атомная подводная лодка СФ "К-27" выдвинута кандидатом на соискание звания Лауреата "Золотой Книги Санкт-Петербурга" по разделу "Защита Отечества".
08.04.2004г. - ПЛА К-27 удостоена звания Лауреата "Золотой Книги Санкт-Петербурга".
.