В Военно-морском флоте за более чем 300-летнюю историю его существования сложилась стройная система подготовки научных кадров. Наиболее фундаментально эта подготовка ведется через адъюнктуру высших учебных заведений, среди которых наиболее высоким потенциалом обладает Военно-морская академия, которая сегодня носит имя выдающегося отечественного флотоводца Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича. В стенах этого учебного заведения посчастливилось окончить адъюнктуру при академии, защитить кандидатскую диссертацию (к.т.н.) и через год получить ученое звание "доцент" капитану 1 ранга Артеменкову Владимиру Стефановичу.
Тоже через адъюнктуру пришли в науку капитаны 1 ранга братья Придатко Сергей и Владимир Алексеевичи, оба КГДУ с 1-го экипажа и Сиротенко Борис Гаврилович, КГАТ 2-го экипажа. Им повезло не меньше, они закончили адъюнктуру при лучшем военно-морском инженерном училище последних лет (СВВМИУ), все трое защитили кандидатские диссертации (к.т.н.) и за достижения в педагогической деятельности получили ученые звания "доцент".
Безусловно, не адъюнктурой единой жива военно-морская наука. Просто через соискательство работали, накапливали материал, написали и успешно защитили диссертации, проходя службу в военных управлениях, научно-исследовательских институтах и военных учебных заведениях контр-адмирал Нагорских Олег Леонидович (командир БЧ-5 основного и 1-го экипажей ПЛА "К-27" кандидат технических наук, доцент, возглавлявший науку в старейшем инженерном ВУЗе России ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского), капитаны 1 ранга Гришин Вячеслав Иванович (КГДУ, доктор технических наук, профессор), Новожилов Александр Петрович (КГАТ, доктор технических наук, профессор), Иванов Валерий Иванович (КГДУ, доктор технических наук, старший научный сотрудник, начальник отдела 1-го ЦНИИ МО (ВК ВМФ), Фытов Геннадий Александрович (ВрИО командира ПЛА "К-27", кандидат военных наук, доцент во ВВМУ ПП им. Ленинского Комсомола), Максимов Юрий (КГАТ, кандидат технических наук, доцент) и Мартемьянов Игорь Николаевич (КГАТ 1-го экипажа, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник в СВВМИУ). Мы горды тем, что корабельный врач Гребенник Михаил Афанасьевич стал доктором медицинских наук. Тоже через соискательство прошел капитан-лейтенант Антонов Юрий Федорович (КЭТГ 2-го экипажа ПЛА "К-27"), уволился в запас, работал в НИИ с оборонным уклоном, разрабатывая современные флотские проблемы с использованием МГД- генераторов, защитил кандидатскую диссертацию (к.т.н.).
Все перечисленные здесь офицеры, которые проходили службу в СВВМИУ (к ним еще можно добавить капитанов 2 ранга Елисеева Алексея Антоновича и Ялова Александра Ивановича, оба КГДУ со 2-го экипажа ПЛА "К-27"), принимали непосредственное участие в разработке, создании, использовании в НИР и учебном процессе "Учебно-научного комплекса с действующими ядерно-физическими и теплотехническими установками для подготовки офицерских инженерных кадров атомных подводных лодок". Создание "Учебно-научного комплекса" диктовалось первичным опытом военно-инженерного образования, накопленным в учебном процессе училища. Он однозначно определил, что необходимо менять технические средства обучения и переходить от схем и "холодных" макетов к действующим установкам, механизмам и системам. Идею создания Комплекса в СВВМИУ еще в 1959 г. выдвинул известный отечественный учёный в области безопасной эксплуатации АЭУ, академик РАН, доктор технических наук, профессор, вице-адмирал Саркисов Ашот Аракелович, под началом которого сложилась целая ядерная научная школа. Вначале планировалось создать в училище "Борт" энергетических отсеков по образцу и подобию стендов-прототипов в Обнинске. Однако ГТУ ВМФ в поставке "Борта" в Севастополь отказало и тогда было решено воплотить эту идею в жизнь поэтапно: вначале построить в лаборатории кафедры "Ядерных реакторов и парогенераторов" (ЯР и ПГ) подкритическую уран-водную сборку (подкритический реактор), потом создать научно-исследовательскую лабораторию с действующим реактором, затем на её базе ввести в эксплуатацию уран-водную критическую сборку (реактор нулевой мощности) и, наконец, построить лабораторный комплекс с полномасштабным "Бортом" АЭУ ПЛА 2-го поколения, но без ядерного реактора, функцию которого выполняла бы электронная модель на базе специализированной ЭВМ. Все это дополнить теплотехническими лабораториями и стендами. К 1979 году сооружение Комплекса и его внедрение в НИР и учебный процесс было завершено творческим коллективом, который был представлен, в том числе, и бывшими офицерами ПЛА "К-27". Эффективность использования Комплекса прошла проверку временем. По результатам работ, проведенных на Комплексе только в первые 15 лет его эксплуатации защищено 7 докторских и около 30 кандидатских диссертаций, получено более 30 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Выходцы с ПЛА "К-27" по результатам НИР на Комплексе приняли участие в подготовке 4 монографий, 25 научно-технических отчетов, около 30 научных статей и 15 докладов на Всесоюзных и отраслевых конференциях. Руководимые ими курсанты, будущие инженеры по эксплуатации АЭУ ПЛА, в рамках Военно-научного общества курсантов награждались Дипломами Министерства высшего и среднего специального образования, Научно-технического общества им академика А.Н. Крылова, поощрялись ГК ВМФ и Заместителем ГК ВМФ - начальником ВМУЗов за лучшие конкурсные научные работы. В 1984 г. Комплекс был выдвинут рядом Главных управлений ВМФ на соискание Государственной премии в области науки и техники по закрытой тематике. Это предложение, благодаря анализу, проведенному Ведущим специалистом капитаном 1 ранга Сорокиным Юрием Михайловичем (бывшим командиром дивизиона живучести ПЛА "К-27") и сделанному заключению было поддержано ГУ ВУЗ МО, но не нашло поддержки в каких-то других структурах.
Кроме военных учебных заведений научные работы выполняются и научными кадрами и военных научно-исследовательских институтов (НИИ). Главенствующее положение среди этих организаций по праву занимает 1-й ЦНИИ МО (НИИ военного кораблестроения ВМФ) в Ленинграде - Санкт-Петербурге. В течение многих лет начальником управления был лауреат Ленинской премии контр-адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, заместитель председателя Правительственной комиссии по приемке ПЛА "К-27" и участник 1-го автономного похода. Кроме ПЛА "К-27", как научный руководитель подводного судостроения и эксплуатации от ВМФ, он дал путевку в жизнь практически всем отечественным головным ПЛА. Не зря же Ивана Дмитриевича всерьез называли "советским Риковером". После службы на ПЛА "К-27" в должности командира дивизиона движения, участника аварии 1968 г. и окончания ВМОПА в этот Институт был назначен капитан 1 ранга Пастухов Лев Николаевич. С должности КГДУ ПЛА "К-27" ушел в 1-й ЦНИИ МО капитан 2 ранга Тимонин Вадим Алексеевич и дослужился до старшего научного сотрудника Института.
Хотелось бы о некоторых из перечисленных офицеров рассказать подробнее.
Капитан 1 ранга Фытов Геннадий Александрович.
Геннадий Александрович родился 11 мая 1930 года в Волгограде. В 1954 году окончил Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П. С. Нахимова, в 1962 году – Высшие ордена Ленина специальные офицерские классы в Ленинграде. Прошёл путь от командира группы до командира атомной подводной лодки. Участник 10 дальних походов. Лично руководил ликвидацией радиационной аварии на апл "К-27". В течение 20 лет преподавал в Высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, был членом научного комитета ВУНЦ "ВМА им. Н. Г. Кузнецова".
Более подробно. Участник двух автономных походов на ПЛА "К-27", где он выступал в должности помощника командира корабля и не только организовал обеспечение подготовки походов, но и великолепно справлялся с обязанностями вахтенного офицера. И это несмотря на пожар в 6-ом отсеке, который произошел во 2-ом походе во время вахты его боевой смены. Получил устный нагоняй от руководителя похода во время беседы с глазу на глаз и по окончании похода был награжден орденом Красного Знамени. "Ничего не поделаешь, - такая уж она, наша подводная служба", как сказал позднее Михайловский А.П. В конце 1966 г. во время ходовых испытаний после очередного ремонта ПЛА Фытов Г.А. сдал в полном объеме все зачеты и был допущен к самостоятельному управлению ПЛА "К-27" и награжден знаком "Командир ПЛ". После известной аварии в 1968 г. его назначили ВрИО командира ПЛА "К-27" для ликвидации последствий аварии на первом этапе. Сам получил приличную дозу облучения, но делал всё, чтобы максимально обезопасить экипаж, прикомандированных офицеров и других "ликвидаторов". Стал ветераном подразделений особого риска и за этот труд "в преисподней" награждён орденом Мужества в 2000 г. Служба на ПЛА "К-27" разделила его жизнь на две части: "до" и "после". "До" - родился в Сталинграде, окончил среднюю школу в Ленинграде, одновременно, работая токарем на заводе "Красный химик". Был призван в ВМФ и отслужил целый год рулевым сигнальщиком в Очакове на катере-тральщике, где подорвал свою первую боевую мину. Потом закончил минно-торпедный факультет ВВМУ им. П.С. Нахимова в 1954 г. в Севастополе и был назначен командиром БЧ - 2-3. на эскадренном тральщике, где довел свой счет вытраленных мин до 17, а затем помощником командира базового тральщика. Был допущен к самостоятельному управлению 3-мя проектами тральщиков. В 1961 г. перешел служить на ПЛ "М-263", проекта А-615, получил допуск к самостоятельному управлению "малюткой" а затем был направлен на курсы старпомов ПЛ в ВОЛСОК, которые окончил с отличием. По окончании Курсов был назначен командиром БЧ-3 на ПЛА "К-19", проекта 658. В январе 1963 г. приходит помощником командира на ПЛА "К-27", проекта 645. "После" - это должность старшего помощника на ПЛА "К-11", проекта 627А и опять "К-27". Был допущен к самостоятельному управлению ПЛА 3-х проектов. Затем его переводят преподавателем, а потом старшим преподавателем на кафедру "Тактики ВМФ и военной истории" во ВВМУ ПП им. Ленинского Комсомола. Там в 1979 году ему было присвоено воинское звание капитан 1 ранга, в 1982 г. без отрыва от учебного процесса защитил кандидатскую диссертацию по анализу вероятностных процессов эффективности использования торпедного оружия в ВМФ. Через год становится "доцентом". В 1988 г. увольняется в запас и работает на родной кафедре, но уже в Военно-морском инженерном институте в г. Пушкин. Верен единственной ещё со времен Севастополя любви. Сын последовал примеру отца. Капитан 2 ранга. Всю службу посвятил Тихоокеанскому флоту.
Капитан 1 ранга Артеменков Владимир Стефанович (30.11.1936-21.12.1997). (*)
Родился в г. Полярный Мурманской области, окончил школу в г. Балтийске, Калининградской области. Морские города - знакомая военно-морская среда, так что ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, которое он закончил в начале 1960 г. не было случайностью. В Обнинске 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип "27/ВТ" - обычная схема подготовки командира турбинной группы 2-го экипажа с последующим назначением командиром дивизиона движения 2-го экипажа. Участвовал во 2-ом автономном походе, дублируя в этой должности назначенного на повышение Полетаева С.М. Награжден орденом Красной Звезды (1966). Окончил ВМОЛА с Золотой медалью и был оставлен в адъюнктуре при академии. Благодаря своей высокой трудоспособности, ему удалось не просто окончить адъюнктуру, а сразу же по её окончании защитить кандидатскую диссертацию на актуальную для ВМФ тему, получить учёную степень "кандидата технических наук", остаться в ВМА на преподавательской работе. Буквально через год ему было присвоено ученое звание "доцент". Умение обучать и воспитывать как нельзя лучше сочетались в нем. Артеменкова B.C. назначают старшим преподавателем на ведущую кафедру "Атомных энергетических установок", а после увольнения в запас он продолжает педагогическую деятельность в академии. Заметьте, всё на одной и той же кафедре ВМОЛА, верность которой он сохранил до конца своих дней. Он был участником ликвидации последствий аварии на ПЛА и признан Ветераном подразделений особого риска. Владимир Стефанович был очень восприимчивой и ранимой натурой. Не терпел предательства. Это, непростая служба и далеко не богатырское здоровье привели к тому, что он ушел из жизни, едва перешагнув 60 лет.
На фото Капитан 1 ранга Придатко Сергей Алексеевич справа. Слева - его брат-близнец.
Капитан 1 ранга Придатко Сергей Алексеевич (31.01.1938-10.02.1994).
Сергей Алексеевич - киевлянин, жил на территории Киевско-Печерской Лавры. Мать воспитывала троих детей практически без отца, но дала им хорошее воспитание. Сергей окончил школу с Золотой медалью и вместе с братом - близнецом поступил на кораблестроительный факультет ВВМИОЛУ им Ф.Э. Дзержинского, а в 1958 г. с образованием специального факультета (Эксплуатация ЯЭУ) переведен туда. Окончил училище с отличием в 1960 в составе, по общему мнению, одного из самых успешных выпусков. Направлен в Обнинск КГДУ на 1-й экипаж ПЛА "К-27". Прошел вместе с братом полный курс подготовки в 16 УЦ ВМФ и на Стенде-прототипе "27/ВТ". В 1961 г. 2-ой экипаж учился в Обнинске по их конспектам. Принимал участие во всех мероприятиях боевой подготовки корабля, включая 1-ый автономный поход (1964). Награждён орденом Красной Звезды. В течении этих 4-ёх лет занимался сбором информации и её анализом, связанной с эксплуатацией ППУ с ЖМТ. Сразу после похода назначен в СВВМИУ начальником лаборатории управления ПЛ и тренажеров. В 1966 году поступил в адъюнктуру кафедры "Автоматики и контроля корабельных энергетических установок". Написал диссертацию на тему: "Исследование динамики ППУ с ЖМТ с распределенными параметрами, как объекта автоматизированной системы управления" и блестяще защитил её в 1969 г. получив ученую степень "кандидата технических наук". Через год ему было присвоено ученое звание "доцент". В 1968 г., будучи адъюнктом, по приказу ГК ВМФ откомандировывается на аварийную ПЛА "К-27" для ликвидации последствий аварии. Проходит весь этот ад начальной стадии, когда вахты по поддержанию установки в "горячем резерве" и замораживание сплава в контурах ППУ сменяются мероприятиями по защите аварийного 1-го контура и реакторного отсека. Назначен преподавателем на кафедру "Автоматического управления процессами". В течение 9-ти лет его со степенью и ученым званием не повышали в должности, хотя кроме принципиального, легкоранимого характера, других грехов за ним не водилось. И он решается на смелый шаг - дает согласие на службу старшим научным сотрудником Научно-испытательной части Испытательного полигона ядерного оружия. Во время службы в училище и на Новой Земле увлекается горным туризмом, становится "Кандидатом в мастера спорта" и спортивным судьей высокой категории. Получает звание капитана 1 ранга, увольняется в запас и возвращается сначала на должность инженера, а потом научного сотрудника в лабораторию ИР-100 СВВМИУ. В его научном багаже около 50 печатных трудов и 6 авторских свидетельств на изобретения. Трагически погиб при восхождении на Эльбрус в 1994 г. Похоронен в Севастополе на Братском кладбище рядом с матерью. Его могилу венчает простой, но очень оригинальный Крест.
Капитан 1 ранга Иванов Валерий Иванович (09.08.1941-13.07.2000).
Валерий Иванович родился в Баку, где наверное ещё жили воспоминания о дислокации там в военное и послевоенное время Дзержинки. После окончания специального факультета по эксплуатации АЭУ в 1965 г. получает назначение на должность КГДУ 2-го экипажа ПЛА "К-27" и вместе с нею проходит нелегкий путь испытания энергетической установки с ЖМТ, ликвидации последствий аварии 1968 г., борьбы за восстановление здоровья и участия во всех мероприятиях по потенциальному "оживлению" неаварийного борта. Позднее был признан Ветераном подразделений особого риска и награжден орденом Мужества. Командование отметило большой научный потенциал молодого ученого и он был рекомендован для службы в 1-ый ЦНИИ МО (Военного кораблестроения ВМФ), где в течение четверти века прошёл путь от младшего научного сотрудника до начальника отдела. Его разработки и предложения в Государственные нормативные акты и целевые научно-технические программы по развитию атомной энергетики, корабельных АЭУ на всех стадиях жизненного цикла, включая утилизацию; непосредственное участие в создании и внедрении в практику научно-технической документации по ядерной безопасности и исключение неуправляемой цепной реакции при проектных и запроектных авариях, в том числе при затоплении отсеков, пожаре, опрокидывании корабля; разработка требований и методик количественной оценки качества проектируемых и эксплуатируемых активных зон, моделей их использования; разработка оптимальных для ВМФ циклов использования ядерного топлива и транспортно-технологических схем обращения с ним создали ему заслуженный авторитет в промышленности и на флоте. Принимал непосредственное участие в испытаниях ПЛA и корабельной техники. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР" - 3-й степени. Мы не знаем, существует ли официальная должность "Главного физика ВМФ", но мы всегда таковым считали капитана 1 ранга Иванова Валерия Ивановича, доктора технических наук, старшего научного сотрудника. После увольнения в запас продолжает работать в ставшем родным институте. Автор более 150 научных трудов, в том числе 26 изобретений. Под его научным руководством были подготовлены и защищены 3 кандидатские диссертации, кроме того, был научным консультантом одной докторской работы. Не порывал связей с экипажем ПЛА "К-27" и участвовал во всех памятных встречах. Его кончина была неожиданностью для всех нас. Похоронен в Санкт-Петербурге на Северном кладбище.
Капитан 1 ранга Мартемьянов Игорь Николаевич.
Истинный россиянин, родившийся в тургеневских местах орловско-курского центра России. Война забросила семью в Грозный, где окончил среднюю школу с Золотой медалью. Волею случая поступил на электротехнический факультет ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского и в пору "великого переселения народов" был переведен на специальный электрофак ВВМИУ ПП в Севастополь, который окончил в легендарном выпуске инженерных училищ 1960 г. Командир электромеханической группы (ЭМГ) ПЛ "С-168" (командир - будущий начальник Каспийского ВВМУ, контр-адмирал Архипов Василий Александрович), но сдав зачеты на допуск к самостоятельному управлению, вспомнил о своем атомном предназначении и с помощью капитана 2 ранга Н. Сигачева был переведен на должность КГAT 2-го экипажа ПЛА "К-27". Пройдя через 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип "27/ВТ" был назначен на 1-ый экипаж. Молодой, холостой и глупый, буквально не вылезал из прочного корпуса, пройдя весь цикл боевой подготовки (БП) от достройки и спуска корабля на воду до 1-го автономного похода. Там было всё. И освоение новой измерительной техники, и перезаливка стержней СУЗ сплавом и освоение начал технологии регенерации сплава. Один из разработчиков Руководства по боевому использованию АЭУ ПЛА с ЖМТ. Награжден ГК ВМФ ценным подарком. Принимал участие в государственной приемке героической ПЛА "К-133". Был награжден орденом Красной Звезды за свою автономку. Готовился пойти во второй поход - не взяли. И уехал служить в СВВМИУ заместителем начальника лаборатории ИР-100 с действующим реактором - младшим научным сотрудником. Пришлось вспоминать, чему учили умные люди на ПЛА "К-27". Обучение в ИАЭ им. И.В. Курчатова. Участие в пуске двух наземных ядерных установок, входящих в состав Комплекса. По приказу ГК ВМФ был направлен на родную ПЛА в связи с ликвидацией последствий аварии. Хотя и печальный повод, но сколько знакомых дорогих людей, с которыми так легко работать. Спустя годы стал Ветераном подразделений особого риска и был награжден орденом Мужества. Перевод на должность начальника той же лаборатории - старшего научного сотрудника. Освоение новых технологий и новой техники. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР"- 3 степени. Готовил офицерские инженерные кадры для ПЛА. Многое сделал, чтобы училище стало лучшим среди инженерных училищ ВМФ. Написал и защитил кандидатскую диссертацию на необычную для ВМФ тему "Дважды дифференциальные сечения взаимодействия нейтронов резонансных энергий с ядрами железа", стал "кандидатом физико-математических наук" и получил учёное звание "старший научный сотрудник". Результаты работы были внедрены в многогрупповые методы расчета ядерных реакторов и радиационных защит, в том числе Калининской и Южно-Украинской АЭС и сборно-разборных защит транспортных ЯЭУ. После увольнения в запас работал старшим научным сотрудником в Севастопольском государственном техническом университете, занимаясь вопросами экологии, связанными с отделением воды от нефти или наоборот и восстановлением почв. Консультировал лабораторию ИР-100 по вопросам безопасности. Автор более 90 печатных трудов, 5 авторских свидетельств на изобретения и 2 патентов. Женат. Двое сыновей. Старший окончил СВВМИУ с Золотой медалью, совершил длительную автономку на БДРМ и после гибели "Комсомольца" уволился в запас старшим лейтенантом.
Капитан-лейтенант Антонов Юрий Федорович.
Родился и окончил среднюю школу в кубанской станице, но всю жизнь его тянуло в Великий Город на Неве. Поэтому - жить и работать в Ленинграде -Санкт-Петербурге стало смыслом его жизни и он поступил во ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского вначале на кораблестроительный факультет, а потом после реорганизации вынужден был доучиваться на электротехническом в СВВМИУ в Севастополе, который окончил в достославном 1960 г. Был назначен командиром электротехнической группы на 2-ой экипаж ПЛА "К-27" и прошёл полный цикл подготовки в Обнинске в 16 УЦ ВМФ и на Стенде-прототипе "27/ВТ". Служба на подхвате никак не удовлетворяла этого деятельного человека. Тем более, по прежнему влекла ленинградская мечта, воплотить которую в жизнь в то время в его положении можно было только через увольнение в запас, чего он и добился в 1968 г. Награжден 3 медалями. Идёт работать во ВНИИ Электромашиностроения, имеющий великолепную научно -техническую базу в области сверхпроводимости с использованием топологических генераторов, криогенных преобразователей и других электрофизических и электротехнических устройств энергетики будущего. Попадает в добрые руки академика РАН Глебова И.А. и под его руководством защищает кандидатскую диссертацию на важную для современной энергетики тему и получает ученую степень "кандидата технических наук". Имеет более 100 печатных трудов, 25 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Перед ним открываются серьёзные перспективы в науке, но страсть, которую он пронес через всю жизнь к политике, государственной деятельности и искусству резко меняют его жизнь. Его избирают Председателем муниципального образования Кировского района, он становится одним из лидеров монархического и земского движения, членом Исполнительного комитета Региональной общественной организации "Золотая Книга Санкт-Петербурга". Лауреатами "Золотой Книги" по разделу "Защита Отечества", благодаря в том числе и его усилиям, признаны Крейсер-Музей "Аврора" и ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Военно-морской инженерный институт РФ). Увлекается историей Флота. Глубоко изучил события, связанные с Бизертой, а сейчас переключил свои интересы на ПЛА "К-27". Поёт в Академическом хоре Кировского Завода, рисует в манере Рериха, пишет стихи и музыку. Талантливый человек - талантлив во всем! Имеет самое многочисленное потомство среди выпускников 1960 г. и экипажей ПЛА "К-27" (4 сына и 3 дочери, причём, 3 старших сына пошли по стопам отца, окончили электрофак ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, а средний еще и адъюнктуру).
Капитан 1 ранга Пастухов Лев Николаевич.
Рождение и детство у него связаны с семьёй военно-морского офицера и истинно морскими городами Владивостоком и Севастополем, поэтому обучение в СВВМИУ и окончание специального факультета во ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского является закономерным. Сначала назначается на ПЛА "К-11", а затем по обычной схеме: 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип "27/ВТ" был подготовлен к исполнению обязанностей КГДУ 2-го экипажа ПЛА "К-27". После 2-го автономного похода, когда ушел с лодки один из ее старейшин Полетаев С.М., командиром дивизиона движения был назначен Пастухов Л.Н. Именно при нем была осуществлена серия ремонтных работ на ППУ и произведена перезарядка ядерных реакторов с ЖМТ по уникальной технологии. Именно при нем произошла та самая ядерно-радиационная авария, которая показала невозможность ядерного взрыва в реакторах подобного типа, даже в экстремальных ситуациях. Получил серьезную дозу облучения, был госпитализирован, признан годным для службы на ПЛА и направлен во ВМОЛА, которую закончил с отличием. Спустя годы был признан Ветераном подразделений особого риска и в 1999 г. награжден орденом Мужества. После академии назначен в 1-ый ЦНИИ МО, где проявился его талант научного работника и организатора военно-морской науки. Занимал последовательно должности младшего, затем старшего научного сотрудника и, наконец, начальника отдела. В его поле зрения постоянно находилось флотское ЖМТ-направление и родная ПЛА "К-27". После увольнения в запас 1988 г. перешёл на работу в СКБ "Рубин" на должность ведущего инженера, где по настоящее время занимается в том числе, вопросами судоподъема затонувших кораблей. По результатам своей научной работы имеет более 70 печатных трудов и 6 авторских свидетельств на изобретения.
Можно ли отнести к вкладу ПЛА "К-27" в военно-морскую науку докторскую диссертацию Михайловского А.П.? Наверное, да! Ведь лучшие её страницы были написаны во время 2-го автономного похода ПЛА "К-27", которым руководил Аркадий Петрович и где многие положения своей научной работы он проверил с помощью экипажа на практике.
Сноска:
(*) Вырезка из газеты Советская Россия 11 мая 2001 года:
Сделайте выводы сами, уважаемые читатели...
.