NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

На вынесенный в заголовок вопрос нет однозначного ответа, ибо, несмотря на уже отмеченный вклад в разные стороны жизни и боевой деятельности Военно-Морского Флота, связи корабля с Великим Городом, на ум приходят всё новые и новые подробности.

 

Например, после нашего первого автономного похода летом 1964 г. в Северодвинске, можно сказать под одной крышей, в рамках общефлотского учения "Кумжа" собрали головные корабли четырех проектов ПЛА: 627 ("К-3"), 658 ("К-19"), 675 ("К-166") и 645 (наша "К-27") и надводные корабли двух или трех типов. Цель этого учения продемонстрировать мощь отечественного флота высшему руководящему составу объединенных Вооруженных сил Варшавского договора. Кроме людей в плащах, широко были представлены коллеги в мундирах, как оказалось военные и военно-морские атташе практически всех государств, даже тех у кого не было Военно-морского флота. Интерес к этой акции был огромен и не побоимся сказать, что ПЛА "К-27" сразу заняла ведущее положение и новизной демонстрируемой техники и флотским порядком. Тут уж расстарались и Окованцев Н.Д. - старший помощник командира и Петухов М.А. - замполит. В отсеках первую скрипку играли заранее подготовленные командиры отсеков, молодые красавцы. Мы потом узнали, что на других кораблях командование весь экскурс и демонстрацию техники взяло на себя. Для нас это еще была и встреча с друзьями и сокурсниками, которые служили на кораблях, привлеченных к учению.

Пожалуй, самым памятным событием после 2-го автономного похода стала перезарядка активных зон ядерных реакторов. Михайловский А.П., весьма красочно описал в "Вертикальном всплытии", как на последнем издыхании добирались в Западную Лицу. Это было обманчивое впечатление, ибо оперативного запаса потом хватило не только перейти в Гремиху, а затем и в Северодвинск вплоть до лета 1967 г.

Летом 1967 г. активные зоны обоих реакторов необходимо было перегружать. Примерно за год до этого знаменательного события ГК ВМФ издал приказ о создании межведомственной комиссии для обобщения опыта этой операции. С момента издания этого приказа все действия флота и промышленности в связи с предстоящей перезарядкой контролировались и анализировались этой комиссией. К этому времени на ОКБ "Гидропресс" были спроектированы и изготовлены в полном объеме элементы специального унифицированного перегрузочного оборудования. Учеными ФЭИ и конструкторами 'Тидропресса" с привлечением специалистов СПМБМ "Малахит", 1-го ЦНИИ МО, ВП МО и офицеров ПЛА "К-27" была разработана технология предстоящей перезарядки. Отличительной чертой этой уникальной операции было то, что она проводилась при поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом состоянии с помощью этого перегрузочного оборудования силами экипажа ПЛА "К-27", в/ч 90190, СМП, "ПМ-128" и специалистов всех вышеперечисленных организаций. Во вновь установленных активных зонах был введён объёмный температурный контроль .

Известно, что после перезарядки реактора стенда-прототипа "27/ВТ" возникли определенные эксплуатационные сложности, что привело к ограничению мощности реактора на стенде 70% от Nном., из-за роста температур в активной зоне выше предельных расчетных значений. Вспомнили лучшие традиции, связанные с проведением физического и энергетического пусков и провели их без замечаний, как и саму перезарядку. Этот бесценный опыт был в дальнейшем использован на других ПЛА с ЖМТ.

После этого начали интенсивную подготовку к новым испытаниям энергетической установки и корабля в целом.

Потом была авария и ликвидация её последствий. Основные задачи, которые командование поставило перед ликвидаторами были в основном выполнены. По некому негласному решению из двух экипажей был сформирован один, под командованием капитана 1 ранга Новицкого Г.Г. Перед экипажем была поставлена задача - продолжать работы по ликвидации последствий аварии, улучшать радиационную обстановку внутри корпуса и в зоне базирования корабля, проводить ревизию технических средств и заниматься ремонтом, используя базовый ЗИП. Количество командированных на ПЛА "К-27" не убывало, причем это были в большинстве своём конструкторы основных узлов ППУ АЭУ и эксплуатационники различных систем и механизмов. Привозили утвержденные программы экспериментов и испытаний технических средств, которые необходимо провести в ударном порядке. А время действительно не терпело, на носу был спуск и эксплуатация серии уникальных ПЛА XX века "Истребителей ПЛ" проектов 705 и 705К, имеющих титановый корпус, рассчитанных на рабочую глубину 400 м, одновальных с реактором на промежуточных нейтронах использующих ЖМТ, высокоскоростных, развивающих скорость более 41 узла. Комплексно-автоматизированная система ПЛА позволяла одновременно управлять энергетикой, кораблем, наблюдением, связью и оружием. Одновременно экипаж и сторонники ЖМТ различных организаций флота, науки и промышленности продолжали вынашивать идею ввести в строй хотя бы неаварийный борт ППУ. К этому шли долгих пять лет. И вот это событие состоялось. При этом необходимо вспомнить, что технология его "замораживания" в 1968 г. была разработана на перспективу. И вот были "разморожены" трубопроводы 1-го контура, свободные полости реактора, парогенераторов, циркуляционных насосов. Сплав был разогрет, прокачан через контур и реактор выведен на МКУМ с соблюдением всех мер, связанных с ядерной безопасностью. Потом вывели ППУ в турбогенераторный режим, а реактор на мощность 20% N ном., и дали пар. Радости не было предела. В этой работе самое непосредственное участие принимали наши друзья-коллеги из СПМБМ "Малахит", ОКБ Гидропресс", СМП и 1-го ЦНИИ МО. Эта уникальная работа проводилась под руководством Межведомственной комиссии.

.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2024 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat