Прослеживая жизненный цикл опытовой крейсерской атомной подводной лодки "К-27", поражаешься той преданности идее, самопожертвованию, граничащему с самоотречением, героизму и трагической судьбе её создателей, эксплуатационного персонала, ликвидаторов последствий аварии и тех, кто до сих пор продолжает верить, что за ЖМТ-направлением - будущее. Обратим свой взгляд в прошлое. 1958 г. - год формирования исходного экипажа ПЛА "К-27" и начало сооружения в ФЭИ Стенда-прототипа "27/ВТ". Конечно, ни командование, ни офицеры не могли остаться в стороне от этого - они приняли самое непосредственное участие в монтажных и наладочных работах, пуске и испытаниях новейшей ядерной энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем, которая будет стоять потом на их ПЛА.
Всё внове, всё впервые. Уровень дозиметрии и коллективной и индивидуальной соответствует тому времени, то есть достаточно низкий. Возникающие технические проблемы (просчёты в биологической защите, хлорная коррозия и течи сплава, неплотности в парогенераторах из-за неудачной конструкции заделки трубок в трубных досках) не классифицируются как аварийные. Кто сколько и какого излучения получил, до сих пор тайна. Позднее подобные происшествия признавались авариями. На соседнем водо-водяном Стенде-прототипе "27/ВМ" в 1957г. возникла ситуация, которая была классифицирована, как авария. Много лет спустя все офицеры 1-го экипажа 1-й атомной подводной лодки "К-3" были включены в реестр Ветеранов ПОР, и это дает живым определенные льготы, а у тех, кто ушёл из жизни, этими льготами пользуются члены их семей. Офицеры ПЛА "К-27" того первого экипажа в число ветеранов ПОР до сих пор не включены. Назовём фамилии живых: Окованцев Н.Д., Ковалев Э.А., Кондратьев А.Д., Соколовский В.Э., Кузьмин М.А., Якубов А.Ф., Полубояринов В.А., Сорокин Ю.М., Архипов Ю.А., Масленников Я.С., Паздников А.Г., Саенко Б.И., Кунтыш В.Г., Иванов А.А., и Георгий Добриянник. Вспомним добрыми словами тех, кого уже нет с нами: Гуляева И.И., Петухова М.А., Нагорских О.Л., Зубкова В.А., Колмыченко А.Г., Сяднева Л.С., Потапова Н.И.
Вчитываемся в строгие формулировки Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.03.1966 № 018224, сравниваем списки награжденных со списками участников 1-го и 2-го автономных походов и первое, что бросается в глаза: ни одной фамилии гражданских специалистов - участников походов, даже Главного конструктора ПЛА "К-27" Назарова А.К., который абсолютно точно в первом постановлении Военного Совета СФ от 16.05.1965 был представлен к ордену Красного Знамени. Их вклад в создание и испытание новой техники, мужество, с каким они боролись с неисправностями и переносили тяготы длительных походов в условиях ограниченной обитаемости, заслуживают не только уважения, но и наград Родины. А ведь только в 1-ом автономном походе на борту было 13, заметьте, не пассажиров, а равноправных членов экипажа. Вот их фамилии. СПМБМ "Малахит": Назаров А.К., (нет в живых) и Морозкин Г.Д.; СМП: Овчинников А. А., Осипов И. Д., Кашутин Я.М. (всех нет в живых), Петров Н.П., Захаров М.И.; ОКБ "Гидропресс": Парнев Л.Х. (нет в живых); ФЭИ: Карих К.И.; 16 ГУ МСМ: Кукин Н.Я. (нет в живых); институт "Биофизики": Собакин Ю.В. Причем, Парнев Л.Х. был участником обоих походов и стал по своему статусу на корабле не только номинальным, но реальным членом экипажа. Кроме гражданских специалистов среди награжденных мы недосчитались и наших товарищей - военных участников похода: Шпакова А.В., Соколовского В.Э., Братченко Е.А., Леонова Е.В. и некоторых других, а так же тех кто ушел с экипажа на новое место службы перед самым началом 1-го похода, но очень много сделал для ввода ЯЭУ в эксплуатацию и ее испытаний на всех ранних этапах. Мы говорим о Колмыченко А.Г.(нет в живых) и Конобрицком Г.М.
А теперь вернемся к событиям 1968 г., связанным с аварией и ликвидацией ее последствий. Непосредственно на аварийной ПЛА находились и мужественно боролись с аварией представители Главного конструктора ППУ из ОКБ "Гидропресс" непосредственно в реакторном отсеке Тачков И.А. (нет в живых) и Новожилов В.В. Они были госпитализированы, вылечены, насколько это было возможно, продолжали работать и так же как непосредственные ликвидаторы последствий аварии забыты. Сразу после аварии на ПЛА "К-27" прибыли ведущие специалисты из ряда организаций, которые не только досконально разобрались в причинах аварии, разработали методы локализации ненормальной радиационной обстановки, "замораживания" сплава в контурах и выработке рекомендаций по изменению конструкции и технологии эксплуатации, но и лично принимали участие в сооружении радиационной защиты механизмов и трубопроводов 1-го контура и самого реакторного отсека со стороны аварийного л/б. Живым подводным памятником героизму ПЛА "К-27" является она сама, как заметил Н. Черкашин - "навечно подводная лодка" со свежими активными зонами ядерных реакторов у берега Новой Земли в Карском море. Проходящие корабли и суда не приспускают своих флагов и не воздают почести затопленному кораблю, ибо это место являлось тайной из тайн.
Великая Россия щедра на сострадание к утерянному, истинно великому. Нашёлся такой человек, который не служил на ПЛА "К-27", но который в силу благородства и щедрости своей души понял величие ее жизненного подвига и увековечил память тех, кто отдал свои молодые жизни во время этой аварии. Этот человек - Герой Советского Союза, вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич (ныне председатель Санкт-Петербургского общественного фонда), который ранее уже вместе с Героем Советского Союза, адмиралом Михайловским А.П. увековечил память аварийной ПЛА "К-3" после её аварии 1967 г. В вопросе "К-27" Чернов Е.Д. нашел себе единомышленника в лице капитана 1 ранга Фытова Г.А. при полной поддержке Настоятеля Никольского Богоявленского военно-морского собора Санкт-Петербурга Благочинного отца Богдана. Усилиями этих истинных россиян 08 апреля 1998 г. в Верхнем храме Собора открыта Мемориальная Доска в память погибших от аварии на "К-27" 24.05 1968. Белый мрамор и 6 фамилий золотом:
Воевода Валентин - мичман;
Логунов Николай - мичман;
Петров Александр - ст. 2 ст.;
Гриценко Виктор - ст. 2 ст.;
Пономаренко Александр - ст. 2 ст.;
Куликов Валентин - ст. м-с.
К сожалению, не все члены экипажа - участники аварии и ликвидаторы её последствий из числа военнослужащих признаны Ветеранами Подразделений Особого Риска и награждены за свой героизм и самопожертвование государственными наградами.
В 2001 г. по предложению группы офицеров ПЛА "К-27" известный отечественный ученый в области ядерной энергетики и безопасной эксплуатации судовых АЭУ доктор технических наук, профессор, действительный член Российской Академии Наук, бывший начальник Севастопольского ВВМИУ и председатель Морского Научно-технического комитета ВМФ вице-адмирал Саркисов Ашот Аракелович и видный специалист, заместитель командующего 1-ой Краснознаменной флотилии ПЛА СФ по Электромеханической части (1976-1988) контр-адмирал Никитин Леонид Борисович выступили в поддержку инициаторов выдвижения "Опытовой крейсерской атомной подводной лодки СФ "К-27" кандидатом на соискание звания Лауреата "Золотой Книги Санкт-Петербурга" по разделу "Защита Отечества". Один из создателей ПЛА "К-27" СПБМ "Малахит" приняло решение выступить Заявителем кандидата. Эта акция с одобрением была встречена общественностью и сейчас рассматривается в Исполнительном комитете Объединения.
Хочется верить в то, что включение в число Лауреатов "Золотой Книги Санкт-Петербурга" атомной опытовой крейсерской подводной лодки "К-27" по разделу "Защита Отечества" будет способствовать увековечению памяти героического корабля, его создателей и экипажа, оценке его исторической роли и укреплению основ военно-патриотической работы РФ.
На ПЛА "К-27" за время её жизненного цикла служило более 400 матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов. Офицеры составляют около трети списочного состава. К ним присоединяется сотни тех, кто создавал, корабль, испытывал его, оказался жертвой аварии и принимал участие в ликвидации её последствий.
Кроме тех, чьи имена увековечены на Мемориальной Доске в Соборе сегодня ушли из жизни десятки людей, память о которых живет в наших сердцах:
Александров Анатолий Петрович - академик, руководитель атомного подводного проекта;
Акимов Владимир Иольевич - начальник отдела ОКБ "Гидропресс";
Капитан 1 ранга Артеменков Владимир Стефанович - командир дивизиона движения;
Мичман Болдинов Владимир - старшина команды трюмных специалистов;
Главный старшина Боровик Н. - старший инструктор-турбинист;
Старшина 1 статьи Балан Григорий - турбинист;
Капитан 1 ранга Васин Анатолий Тимофеевич - КГДУ;
Старшина 1 статьи Вовк Ю. - радиометрист;
Старший матрос Волчанов - торпедист;
Громов Б.Ф. - зам.директора ФЭИ;
Мичман Григоров;
Старший матрос Груднина - турбинист;
Капитан 1 ранга Гуляев Иван Иванович - командир ПЛА;
Старший лейтенант Гусев М.В. - командир турбинной группы;
Старшина 2 статьи Димура А. - старший инструктор-турбогенераторщик;
Контр - адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич - начальник Управления 1-го ЦНИИ МО;
Капитан 3 ранга Дудко Александр Иванович - командир ЭТД;
Капитан 2 ранга Елисеев Алексей Антонович - КГДУ;
Подполковник м/с Ефремов Борис Иванович - начальник медслужбы;
Капитан 1 ранга Зубков Валентин Алексеевич - командир ЭТД;
Капитан 1 ранга Иванов Валерий Иванович - КГДУ;
Главный старшина Кавун Н. - старший инструктор-торпедист;
Матрос Кайдалов И. - рефрежираторщик;
Капитан 1 ранга Копмыченко Анатолий Григорьевич - КГАТ;
Капитан 2 ранга Комов Юрий Васильевич - командир дивизиона живучести;
Кукин Николай Яковлевич - заместитель начальника Управления 16 ГУ МСМ;
Карих К.И.- начальник лаборатории ФЭИ;
Старшина 2 статьи Кулаков А.Ф. - трюмный;
Старший матрос Куст А. - старший инструктор-турбинист;
Лейпунский Александр Ильич - академик, научный руководитель ЖМТ-направления;
Главный старшина Леонов В.В. - старшина команды трюмных-рефрежираторщиков;
Старшина 1 статьи Левченко Юрий Федорович - турбинист;
Мичман Мойтус Николай - старшина команды турбогенераторщиков;
Контр-адмирал Нагорских Олег Леонидович - командир БЧ-5;
Назаров Александр Карпович - Главный конструктор ПЛА;
Старшина 2 статьи Нателкин А. - старший инструктор-турбинист;
Мичман Немченко И. - старшина команды турбогенераторщиков;
Капитан 1 ранга Новицкий Геннадий Гелиодорович - командир ПЛА;
Овчинников Алексей Алексеевич - старший строитель, ответственный сдатчик ПЛА;
Капитан 2 ранга Офман Матвей Иосифович - КГДУ (командир 4-го отсека);
Парнев Лев Хаимович - конструктор ППУ;
Капитан 1 ранга Петухов Михаил Алексеевич - замполит ПЛА;
Матрос Погодин В. - турбинист;
Капитан 3 ранга Потапов Николай Иванович - КГДУ;
Капитан 1 ранга Придатко Сергей Алексеевич - КГДУ;
Старшина 1 статьи Приступа Дмитрий Павлович - турбинист;
Капитан 2 ранга Резник Владимир Григорьевич - КГДУ;
Старшина 2 статьи Рожновский П. - электрик;
Старший матрос Сергиенко - спецтрюмный;
Капитан 1 ранга Спиридонов Иван Александрович - командир ЭТД ;
Степанов В.Н. - директор отделения ФЭИ;
Капитан 3 ранга Сяднев Леонид Семенович - КГДУ;
Тачков Григорий Андреевич - заместитель главного конструктора ППУ;
Тачков Иван Андреевич - конструктор ППУ;
Контр-адмирал Умрихин Геннадий Михайлович - старший помощник командира;
Вице-адмирал Холостяков Георгий Никитович - руководитель 1-го автономного похода;
Чистяков Вячеслав Александрович - начальник отдела ОКБ "Гидропресс";
Старшина 2 статьи Швалев В.А. - радиометрист;
Старшина 1 статьи Щирый Василий - торпедный электрик;
Шохина Галина Михайловна - ведущий специалист СУЗ;
Шолкович Б.М. - первый главный конструктор ОКБ "Гидропресс".
Мы верим в то, что благодарная Россия найдет небольшой кусочек земли на своих бескрайних просторах и воздвигнет памятник героической ПЛА "К-27" и всем тем, кто сопровождал её в процессе всего жизненного цикла. Не так важно, где это будет: в Великом Ленинграде - Санкт-Петербурге, где она создавалась; в Северодвинске, где она строилась; а может быть в Гремихе, откуда она ушла в свой последний боевой поход. Склоните низко головы, друзья!
.
P.S. Видео "К-27 в память о легендарной первой АПЛ ЖМТ", с сайта Одноклассники.ру, страничка Леонида Сивова. Автор видео Петр Нечаев. Ссылка: ( https://ok.ru/video/1255598068200 ).
.