В расположении роты я закинул вещмешок под нары, снял с себя подменку, взял свой хэбчик. Пошел на речку Гуват. Всё было как обычно. Один боец засел в камнях с пулемётом, три или четыре других бойца принимали водные процедуры.
На фотографии Руха, Миша Ясюк на позиции с РПК возле речки Гуват. Обратите внимание на автобатовские эмблемы в петлицах. Миша служит в горнострелковом батальоне водителем БТР-70В. Эмблемы у него должны быть общевойсковые. Но! НО!!! Он же ВО-ДИ-ТЕЛЬ! Это Старцева солдат. Старцев разрешал своим бойцам такие маленькие вольности. А пулемёт у Миши без шомпола. По жопе за это, по жопе! Как можно про…терять шомпол у оружия? Миша, чей у тебя пулемёт? Кто такой раздолбай?
То есть, всё как всегда: собрались солдаты впятером, сходили помылись, искупались, почистили зубы. Одному не надо ходить чистить зубы. В Афгане это нехорошая примета.
Вода в речке была такая же ледяная, как в Хисараке. Несмотря на это пацаны устроили поперёк речки запруду из огромных булыжников. Образовался бассейн глубиной по пояс. Пацаны плюхались в том бассейне в трусах, окунались с головой под воду. Наших холодной водой не возьмёшь! Очень хотелось после пота, пылищщи и грязищи помыться по-человечески и одеть на себя «чистовое» обмундирование.
Помывшись и наплюхавшись в нашем «затоне», я занял место у пулемёта. Засунул себе в клюв «Донскую» сигарету, полулежал на ещё тёплых камнях и думал о старинной теме «ну, посмотрим». Операция по нагибанию Хисарака завершилась. Давайте смотреть что вышло. Кто дурак, а кто Дартаньян.
Что мы имеем? Командир батареи самоходок стреляет стодвадцатидвух миллиметровыми осколочно-фугасными снарядами и при этом не поддерживает связь с подразделением, находящимся в непосредственной близости от места огневого воздействия. Факт? Факт. Связь есть, она прекрасно работает - это я хорошо слышал. То есть командир батареи тупо НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ связью. Значит квалификация командира батареи, во всяком случае в этом вопросе, хуёвая.
Далее. Тринадцать бойцов из Шестой Роты самовольно покидают обозначенный для них рубеж, в хаотическом порядке шляются по заминированному Мариштану. Получается, что подразделение либо не управляемое, либо хуёво управляемое. Факт? Факт. Значит квалификация ещё одного офицера хуёвая.
Кто должен отвечать за назначение на должности офицеров с хуёвой квалификацией? Кто? Командир полка. Подполковник Кошкин.
Кто должен решать проблему взаимодействия разных подразделений – артиллеристов и пехотинцев? Снова командир полка. То есть снова Кошкин.
А чем во время операции занят подполковник Кошкин? А он поехал в Седьмую Роту проверить сколько на меня набуто зимних портянок. Хотя, с этой задачей прекрасно справляется сержант Джуманазаров.
Ну, хрен с ним, ну решил ты проверить как Джуманазаров умеет считать портянки на подчинённых. Ну приедь, проверь и мотай в свой штаб руководить операцией. Хренли ты толкаешь пламенные речи про несуществующих два полешка? Хренли ты позоришься? Вся твоя речь показывает, что ты не знаешь норм комплектации своих солдат! Ты не имеешь понятия с какой нагрузкой они воюют! А значит ты не представляешь с какой скоростью и в каком радиусе твои подразделения могут совершать боевые действия. То есть своей речугой ты показал, что ты не знаешь ничего, ничем не владеешь и, соответственно ничем не управляешь. А дальнейшие события показали, что командиры твоих подразделений в условиях боевых действий не пользуются работающей радиосвязью, друг с другом не взаимодействуют и часть подразделений не выполняет твоих приказов.
Да, блин, с приказами вообще полная херня. Вот ты сказал: возьмите в горы два полешка. Их не взял ни один солдат.
Далее ты сказал: возьмите в горы 128 килограмм военного имущества. Тоже никто не выполнил.
То есть существует часть приказов Командира Полка, которые никто не выполняет. Факт? Факт.
Как мне отличить приказ, который следует выполнять от приказа, который не следует выполнять? На моё личное усмотрение? Ну, в таком случае нефиг удивляться, что Шестая Рота на своё усмотрение слезла с хребта и устроилась в дувале. В дувале же теплее. Нахер надо выполнять приказ Командира полка сидеть трое суток на хрбте?
У артиллеристов то же самое. Выбрали на своё усмотрение цель. А вот нам кажется, что в неё можно пострелять. И похер, что это чей-то дом, что в нём нет противника, что в нём могут быть живые люди – всё похер.
А начинается это с простого – приказ командира полка можно не выполнять.
Вывод получался у меня простой. Операция задумана наивно. Проведена бездарно. Душманы не просто не попались в эту засаду. Им вообще можно больше не приходить на войну. Мы без них сами поубиваем друг-друга.
Так что командование полка не Дартаньян. Мы посмотрели.
Рассказывает Капитан Старцев С.А. Командир Седьмой Роты:
- Кошкин – чмо. Никакое. Это усатое существо не владело ситуацией. Оно сидело у себя дома, а операциями руководил ЦБУ. А на ЦБУ офицеры заступали на дежурство на сутки через двое. Где ты потом правду найдёшь кто там чего задумал, кто чего накомандовал!
Более того: имея такую огневую мощь и возможности, Командир Артдивизиона НЕ ИМЕЕТ ПРАВА принять решение о самовольном открытии огня. Он обязан был сначала оценить обстановку, потом принять решение, потом выйти на связь с Полком, потом получить от Полка разрешение, и только потом отдавать боевой приказ на открытие огня.
Замполит Шестой Роты Черноусов. Он ходил там, как чмо (это он с хребта привёл людей в Мариштан). Ну, разве это командир? Маленький такой лейтенантик, он в Термезе ещё был чмо.
Теперь приведу рассказ очевидца тех событий. Рассказывает один из тех солдат, кто находился в тот день в Мариштане. Текст написал он сам, собственноручно. Умышленно не буду исправлять грамматику в его рассказе. Хочу продемонстрировать как мы разговаривали друг с другом в Рухе. Как понимали друг друга. Если ты уважаешь человека, если ты считаешь его своим боевым товарищем, то тебе безразлично какой у него акцент. Ты всегда сможешь понять человека, если захочешь. Для этого надо просто уважать его.
Рассказывает рядовой Руслан Бекаев, Шестая рота:
- Мариштане меня ранило. Свои же на засаде. Мы сидели по вине зам. полита роты. По каординатам он не правильно. Мы сидели мы должны были захватить караван с боеприпасами. С 25 и 27 го поста нас заметили наши. А мы всю ночь не дождались карована. А утром расвело, мы вылезли из кишлака набрат воду. Споста передали в полк, что в таком-то местности, ходять люди в советском форме. Я как сегодня помню это случи, хоть памятью плохо.
И как раз я сижу у окошки и вижу из полка выезжают 3. шт сау. И только я успел взгянут на них. Видно от нас дорога который техника ездят сам знаешь. Смотрю пушки поворачивает прямо на нас. И взрывь такой в соседнем комнате а там сидели с нашего взвода отделени. И пылише. С паста по нам и с вертуки. А второй снаряд где мы сидели внашу окошку. А меня ранило голову и верхный губу. Короче 15 человек на смерть уложило тот утро. Остальних ранило. Потом узнали свои. Нам подмог пришла 7я рота. В 7-й роте у меня был земляк Сулейманов Ахмед. Он меня раненный с дувала выташил. С седмой роты пацаны должны все это помнить.
Я пацан с Седьмой роты. Я помню. Помню цифру 13. Пять погибших, восемь раненых и контуженных. Руслан говорит про 15 погибших. Думаю, что Руслан ошибается и говорит цифру «15» потому что запомнил общие потери своих товарищей в тот день.
На всякий случай проверяем мою память и память Руслана по Книге Памяти.
Получается 6 погибших:
1. мл. с-нт Орлов Александр Владимирович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
2. рядовой Бочкарёв Геннадий Петрович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
3. рядовой Дячук Пётр Серафимович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
4. рядовой Ишчанов Фахриддин Юсупович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
5. рядовой Калинов Владимир Петрович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
6. рядовой Куманцев Вячеслав Петрович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
погибли в результате огневого воздействия артиллерии 682-го мсп 108-й мсд по кишлаку Хисарак в ущелье Панджшер провинции Парван.
Вечная память погибшим героям!