NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

22 октября 1984 года нам сообщили, что погиб старший лейтенант Верхоламов Олег Владимирович.

Рассказывает Старцев Сергей Анатольевич, командир 7-ой роты:
- С Верхоламовым непосредственно плечом к плечу в одном бою я никогда не участвовал. Потому что мы служили в разных ротах. Я видел его в расположении батальона, в офицерской столовой. Я был лично с ним знаком, но, ещё раз повторю, в боевой обстановке я лично его не видел. Однако, я всем своим существом чувствую, как свой-своего. Я его определяю, я его ощущаю, как настоящего офицера. Он всем своим видом, своим поведением заслуживал уважение и солдат, и офицеров. Это был достойный человек. Почему война забрала его, а не какого-нибудь морального урода, типа Курицина? Пусть бы Курицына забрала.

Рассказывает подполковник Денисов Сергей Николаевич. В то время лейтенант, командир огневого взвода:

 - В 1984-ом году при входе в Панджшер каждой роте батальона придали по одному взводному офицеру с миномётным расчётом. Для управления боевой работой этого расчёта и корректировки арт.огня поддерживающих подразделений. Меня придали к восьмой, тогда ещё - МСР. С ней же выдвигалось управление батальона и управление батареи. Вот там я познакомился с Олегом Верхоламовым. Я воевал рядом с ним.
       Расскажу один из эпизодов тех дней. Примерно на 4-е или 5-е сутки операции вся эта «сборная» вышла к кишлаку Шуфайи-Бала (карту местности скину позже). «Сборная» - это управление батальона, 8-ая рота, мои миномётчики и управление минбатареи.

       Туда-сюда, пошмонали кишлак и окрестности. Нас вели пара проводников из местных. Вели, показывали духовские склады. С их помощью удалось найти мешок с ПМНками и ещё кое-чего, по мелочи. Но, вели-то они нас в другой «мешок», как у них было принято. С тем «мешком» мы благополучно разминулись.
       Время начало идти к вечеру. Поскольку было тихо, я решил отойти на речку, чтобы раздеться до второй формы и помыться по пояс. Оставил «на стрёме» своего «второго номера» Власова Кирилла. Сам я разделся, почти помылся тут – «Ба-бах!», «Ба-бах!». Внезапно! Куртку – на себя, «лифчик» сверху и бегом на тропу. Кирилл орёт: «Духи» - и рукой показывает на тропу, ведущую вдоль речушки, среди зарослей, к выходу из кишлака.
- Сколько? - я.
- Один, вроде, я в него выстрелил, но не попал!
- За мной! - и мы погнали.
       В общем, выдвинули мы на гребень расчет гранатометчиков, чтобы обеспечил прикрытие. Я организовал группу бойцов под моим командованием и взяли мы двоих духов. Одного – лишь после очереди по ногам.
       Тут я услышал свист от гранатомётчиков и доклад о том, что они с гребня видят ещё четверых духов с автоматами. Духи услышали очередь по ногам своего соратника, сошли с тропы и укрылись в дувале, на гребне за речкой.
       Отбежать мы успели от основных сил совсем недалеко, поэтому минут через пять я уже докладывал Пудину о результатах погони и наблюдении гранатомётчиков. Ещё не остыв от горячки захвата, тут же предложил комбату лично придавить этих четверых: а что – «тут - недалеко», и ребята с гранатомётом поддержат, если что. У них здорово получилось отсечь духам путь к отступлению. Одной гранатой развалили до земли духовский забор!
       Глянул я на стоящих рядом офицеров и спросил:
- Кто со мной?
       Олег Верхоламов сразу поднялся:
- Пошли!
       Не буду припоминать, в каких выражениях Пудин запретил нашу ребяческую выходку, в успехе которой я тогда был полностью уверен! А ещё через пяток минут ему по связи «сверху» довели, что (вслед за разведкой и вооружённым передовым дозором) на нас выдвигается банда в сто пятьдесят рыл.
       Я находился рядом с командиром батальона, слышал всё и был удивлён его решением – отходить!
- Товарищ майор?! У нас выгодные позиции, выдвиньте роты на господствующие высоты, это совсем рядом! Жопа духам!
       Дальше, наступившей ночью, много чего было интересного, особенно для меня. Но, это уже другая история. А я никогда не забуду Олежкину готовность идти в бой. Остальные офицеры роты, присутствовавшие при этом, энтузиазма не проявили. Только Олег.
Потом, по ходу операции, мы с Олегом только встречались глазами. Если сталкивались в суете войны. А глаза – зеркало души. Жалко, что подружиться и узнать друг о друге побольше мы не успели. Вечная ему память.

Рассказывает лейтенант Алексей Коротков, Командир 2-го взвода 8-й роты:
- Серега, привет! Да, про Олега ты всё правильно говоришь. Мужик был настоящий. Я последний с ним в морге Баграма простился.
Олег должен был из Рухи ехать с утра с колонной разбитой техники в Хайротон, но тормознулся у подруги. Потом пошел на одном БТРе попозже. Ну, их на водопаде душманы «встретили» из гранатомета.

       Первая граната ударила где-то в районе двигателя. Но, видимо, не повредила. Все же наши консервные банки БТР-70В, живучи.

       С Олегом ехал на люке водителя еще лейтенант из батальона связи. Тому пуля в голову сзади попала. Олег провалился в люк. Душманы выстрелили из гранатомёта второй раз. Вторая граната попала в броню. Кумулятивная струя вошла Олегу в сиденье командира сзади. Его так выгнутого и привезли. Я, в это время сидел в морге Баграма (летел в отпуск и сопровождал погибшего в Мариштане от своих САУшек сержанта). Ждали проходящий борт. Зашел прапорщик, старший этого заведения. Спросил кто есть с 682-го. Говорит: - «Привезли офицера, надо опознать». У меня как ёкнуло! Операций не планировалось, только Олег должен был идти на сопровождение. Захожу, они с лейтенантом рядом лежат. Посидел с ним часа полтора. Замка прилетела. Подписал протокол. Вот такая история.

 

Рассказывает прапорщик Хайретдинов Г.И. Командир 4-го взвода 8-й роты:
- Одно уточнение. Олег сидел на верху как обычно. Граната попал под башню около Олега сзади. Олег приезжал к магазинщице. То ли он ей чеки менял. То ли наоборот.

Рассказывает лейтенант Алексей Коротков, Командир 2-го взвода 8-й роты:
- Геныч. Когда они нарвались на засаду, Олег провалился видно во внутрь БТРа, на сиденье командира. Там струя кумулятивная и вошла ему в спину. Его аж выгнуло, так его в морг и привезли. Благо водитель вывел БТР в Анаву. Спасибо водителю. А его подруга Замка потом прилетела. Я сидел в морге у тела Олега, когда она зашла.

       После гибели Олега Владимировича Верхоламова командование полка приняло решение изменить оперативную обстановку на водопаде в нашу пользу. Чтобы больше душманы не стреляли там по нашим БТРам.
       Водопад – так называется место, где река или ручей низвергается с крутого или даже отвесного уступа. Такое определение даёт Большая Советская Энциклопедия.
       С Большой Советской Энциклопедией ни один здравомыслящий человек спорить не станет. В Рухе здравомыслящих людей было много. Целый полк. Поэтому, название «водопад» в Рухе обозначало именно водопад.
       Рухинский водопад по водоотдаче был не огромный. Однако, он умудрился падающей водой промыть в ландшафте небольшое ущелье. Размыл участок горы прямо вместе с дорогой. Из-за этого ландшафта пришлось проложить дорогу так, что под самым водопадом она делала крутую петлю. Вся техника, которая ехала мимо водопада должна была снизить скорость. Проехать по петле, подставить наблюдателю сначала один свой борт. Потом надо было развернуться, подставить наблюдателю второй борт. А затем на небольшой скорости надо было выезжать из этого мини-ущелья. Понятно, почему духи повадились делать там засады? Из-за тактических выгод этого места. Техника едет медленно, подставляет засаде свои борта. Удобно стрелять из гранатомёта. Можно успеть несколько раз выстрелить.
       Чтобы отвадить духов от этой пагубной привычки, командование поручило Седьмой Роте зарядить в магазины целительные пилюли, пойти в сторону водопада, прописать те пилюли душманам. Из засады. То есть нашей роте поручили устроить засаду против засады. Всё понятно. Хороший план, я уважаю.
       Место для засады командование выбрало в кишлаке за мечетью. Поэтому в нашей роте прижилось название «засада за мечетью». Это название не обозначает, что мы должны были расположиться прям за забором или за стеной мечети. Нет. В самой мечети тогда располагался пункт дислокации подразделения царандоя. Здание мечети было разрушено то ли авиационным ударом, то ли ещё какой причиной. А в соседних от разрушенной мечети постройках расположились царандойцы. Поэтому нам не было смысла располагаться за самой мечетью. Мы должны были пройти дальше. За мечеть.

       В нынешней Рухе построена новая мечеть Её построили на новом месте. В 1984-ом году старая разрушенная мечеть находилась очень близко к водопаду. На снимке я отметил где расположен ППД нашего батальона, где была старая мечеть и где построили современную, новую.

Рассказывает сержант Тимофеев Александр Петрович, 7-я рота 3 взвод:

- В засаду Роту повёл Замполит. Заседать должны были между Рухинской мечетью и водопадом.
Пришли по темноте. Часть роты разместили выше тропы, часть ниже тропы. Потом только уже поняли, что сделали полную херню. Если бы в темноте рота начала стрелять, то поубивали бы друг друга.
       Те, кто сидели выше тропы, они сидели практически под стенами дувала. Там начинался кишлак.Темнотища была такая, что не видно нихрена. Мы просидели всю ночь. Душманов я ночью не видел и не слышал. А утром, когда рассвело, мы с Фоминым зашли в дом, под стенами которого сидели в засаде. Дом был пустой, а в нём, в одной из комнат, стояла зажженная свеча. Получается, что духи сидели в доме, а мы под домом. Ночью духи вышли и спокойно, не замечая засады, протопали к дороге. Установили взрывное устройство. А днём, после нашей засады, на этом устройстве подорвался БТР.
Кондрашин тогда рассказывал, что ночью он видел духов. Он рассказывал, что по тропе прошли духи. Один остановился. В руке он держал автомат за рукоятку стволом вниз. Этот ствол практически упёрся Кондрашину в лобешник. Кандер подумал тогда, что если он в этого духа выстрелит, то наши, которые сидят выше тропы, откроют огонь. И в темноте убьют Кондрашина. Поэтому он не выстрелил и дух прошел дальше, на выход из ущелья, к дороге. Всего их прошло семь штук.

       Замполит ещё тогда говорил пацанам. Когда утром выходили из засады: - «Только не говорите никому, что духи прошли мимо засады, а мы их умудрились пропустить».
       А потом как передали, что БТР подорвался, то уже стало совсем не смешно.


     
Если бы не этот БТР, то к словам Кандера можно было бы отнестись скептически. Тот ещё болтун. То про гранату наврал, то про Драндрова наврал. Как говорится, то одно то другое. Но, подрыв БТРа - это дело серьёзное. Получается, что духи всё-таки вышли на дорогу и установили мину. Не могла же она там стоять несколько дней. А может быть и могла. Сейчас уже навряд ли мы об этом узнаем доскональную правду. Знаем точно только то, что я и мои сослуживцы видели лично. А видели они стремительно развивающиеся события: душманы из засады напали на одиноко передвигавющийся БТР, убили двух офицеров. Верхоламова Олега Владимировича и Фоменко Владимира Владимировича

       После этого нападения клмандование полка отправило нашу роту в засаду за душманскими головами. Наша рота душманов не поймала. Видимо, пропустила. Делаю такой вывод из-за того, что на утро, на завтрашнее утро, подорвался БТР. Наша рота поедет его вытаскивать. В следующей главе расскажу.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2024 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat