Командир Группы Дистанционного Управления второй боевой смены Фарит Габдулхаевич Салихов. Так получилось, что Габдулхаевич стал моим основным учителем устройства лодки. Старпом направил меня к нему, решив, что в данный момент он меньше всего занят.
Плюс человек знал ("хавал" как мы изъяснялись в училище на своём полудиком сленге - диалекте). Так вот, прибыл я с бутылкой шила, зачётным листом и жаждой знаний (неловко чувствовать себя "пассажиром", знаете ли). Немолодой уже капитан - лейтенант по восточному - печально взглянул на меня и спросил:
-"Как зачётный лист закрывать будем? Как положено, или...".
-"Как положено!" - твёрдо ответил я.
-"Так это тебе дороже будет!".
-"Мои проблемы! Вы, главное, учите, а я Вас ещё вопросами зае... достану!".
На том и порешили. Мужской договор был скреплён рукопожатием, "нольпяточка" нашла пристанище в ящике письменного стола. Начали тут же с системы ВВД (воздуха высокого давления). Недавно я с удовольствием перенёс понятные мне одному каракули с вырванного и затрёпанного служебно - журнального листика в статью "К-149 (1962) - Global wiki. Wargaming. net." Фрагмент:
Когда учишь на совесть, процесс идёт медленно (а для твоего начальства - особенно).
Как - то вечером пятницы я был заранее предупреждён секретарём партячейки лодочным врачом ("...доктор - это учёное степень или звание, а я врач - я врачую людей!") майором медслужбы Юдиным:
-"Женя, зам тебя драть собирается в понедельник на партсобрании!".
Я быстренько ответил:
-"Спасибо, принято!" и ухмыльнулся.
Фарит заступал в субботу дежурным по ПЛ, и моя сдача подготовленных зачётных вопросов произошла бы в любом случае. Хорошо сдавать, когда знаешь! Я лихо закрыл 12 вопросов. А время шло уже к ужину, Фарит утомился и сказал:
- "Женя, всё. Хватит."
Я же ответил:
-"Хочу сдать 13 -ый! Нравится мне это число!".
-"Ах так! Тогда вопрос по герметизации отсеков, я же сам тебя учил, ты одну тонкость не знаешь!" (Вот Лис!))).
-"Кстати, а сколько ты отжиматься можешь?".
И тут я ответил:
-"А сколько надо?".
Дальше была сцена из книги Макгвайра "Черви":
-"38...давай - давай... 38... 38... ДАВААААЙ!!!".
В результате я отжался намного больше обговоренного, вскочил мокрый и злой, а улыбающийся Фарит говорит порядком удивлённому годку - старшине:
-"Знай наших! Хим только с виду худой, в очках, да кашляет!! А при случае, вам, раздолбаям, и навалять сумеет!!!".
Да - да, всё происходило прямо в ЦП у конторки ДВС. Развеселившийся и довольный, дежурный по ПЛ тут же, быстро объяснив "фишку" (know how, блин))) герметизации, закрыл ещё вопросов пять. Практических, правда. Но ничего не спрашивая ("потом объясню"). В понедельник я весь день улыбался и был в отличнейшем настроении.
Эх, разошлись пути - дорожки, на душе скребутся кошки...
Надеюсь, мой подводный старший Брат, лично у тебя, твоей жены Марины, сына Тёмы всё хорошо!!! Твои самодельные нарды (с отпечатком шильного стакана на крышке), в которые вы сменой резались на ПУ ГЭУ (пульте управления реакторами), до сих пор у меня. Нарды вошли в историю - их фотография размещена мной в статье про нашу подлодку))).
Я помню этот "бартер", а точнее, дружеский обмен (12 килограммов сахара - куда мне столько - а тебе на самогонку для отвальной пригодился). Помню и огромную красивую стеклянную бутылку от "Кока - колы" (ты выпросил подсолнечное масло дома наливать), мой трофей из мурманской "Арктики" (двух норвегов коло-шилом напоил в хлам).
Помню, как на корне пирса собрали командиров БЧ (боевых частей) и начальников служб и вопль зама:
-"Начхим, вы всё неправильно понимаете!.." (я как самый молодой выступил первым, но неожиданно для замполита в защиту своего учителя).
Помню, как ты с капитанской должности ушёл на пенсию старшим офицером, "каптри", и с наградой какой - то ещё.
А что Вы хотели? Есть за что значит, плюс - ты нештатный кадровик, кэп - мужик, кадровик бригады - мужик (см. рассказ выше); а зам со старпомом в отпуске (долго локти кусали по прибытию).
Помню, как ты, отслужив, ещё 2 раза приезжал в Полярный, по делам:
-"Женя, я с мужиками должен был ведро водки выпить, получается?".
И я считал бутылки и говорил: - "Да!".
Помню себя реально охуевшего - ты прилёг поспать перед обратной дорогой, проспал всего 40 минут, проснулся, а глаза - трезвые. Потом я сам стал таким же и с тех пор этому не удивляюсь.
Помню лихо доставленный тебе заранее списанный движок - киловаттник (тогда мода была на самодельные станки; а "постоянка", однако, на 1 -ом поколении, и он весит нехило). Фрагмент схемы подключения:
В 3 часа ночи впёрли на третий этаж по улице Сивко, ты в халате спросонья открываешь, а мы тебе:
-"Принимай, хозяин!".
Как его доставали из трюма четвёртого отсека на пирс и грузили на дежурный комендантский "Камаз" электрики во главе с Витей, как я его вывозил с завода - об этом история умалчивает!
Помню твои наставления, когда наш кэп (а ему 52 -ой уже год шёл), через час, танцуя с самой красивой девушкой в кабаке (лет 25 -26), говорит ей:
-"Дорогая, ты мне очень нравишься, шило и бабки у меня есть. Пошли... гмм.. влюбляться?" (гмм.. - это я, кэп сказал прямо))).
И через 15 минут они уходят! Я бросил свою даму (которая начала кривляться к тому же), присел за стол, налил коньяка в стакан - хлоп! А ты подходишь, говоришь, опустив мне руку на плечо:
-"Пойдём, покурим?".
-"Да не курю я!".
-"Ну так я покурю, а ты послушаешь, хорошо?".
Отошли, ты закурил.
-"Габдулхаевич, я не пойму, что тут все бляди, что ли?!".
-"Нет.".
-"А... как же тогда?".
-"Ты молодой ещё, не обижайся, подрастёшь - поймёшь и будешь женщину глазами видеть. Вот кэп, он что делал?".
-"Да откуда я знаю, я не следил!".
-"А зря. ОН ГЛАЗАМИ ВЫБИРАЛ!".
Да ты был абсолютно прав, потом и я научился.
Помню, как на каком - то очередном "сабантуе" ты, захмелев, воскликнул:
-"Хоть кто - то правильно моё отчество произносит, ну скажи, Женя, скажи?".
-"Габдулхаевич. Что тут произносить - то? Я же молчу, что у Саныча жена - Гюльсинэ Мухаметхарисовна!".
Помню, как ты сказал мне однажды:
-"Женя, у тебя есть мужской стержень!".
А мне, молодому, от ветерана такое услышать приятно, а от восточного человека тем более. Но у меня же тогда юмор выше пояса не поднимался, а ты отмахнулся досадливо:
-"Я не о том!. Тебя за твой характер жизнь бить и ломать будет, но ты не сломаешься, вот увидишь!".
Не угадал ты, брат. Сломан "стержень" нахер, и, изорвав собственную душу в клочья, больно хлещет по окружающим. Нет нервов. Нет отдыха. Нет понимания. Ничего нихера толком нет вокруг такого, как я хотел и мечтал. И жить по - человечески никак не получается (а ведь я девятый год уже на пенсии). Да я стараюсь. Да я пытаюсь. Да я борюсь. Но я же млять уранист-максималист-перфекционист. Всё или ничего! "Победа или смерть" - помнишь?..
Но поскольку:
-"Мир тесен. Как подводная лодка. Особенно если ты на ней служил." - (придумал недавно). Может встретимся ещё? На этот год у меня большие планы! Ну а если не судьба, я в любом случае не расстраиваюсь и скажу лишь:
-"Рәхмәт, укытучы!".
*Для тех кто совсем не знает татарского языка, перевожу:
-"Спасибо, учитель!".
**Для тех, кто знает татарский язык (и уж получше меня, в любом случае): прошу прощения за транскрипцию русскими буквами.
А это те знаменитые нарды "пульта имени ГЭУ" (отпечаток "шильного" стакана на другой стороне))):
.
Приложение 1. Служебные карточки. Я спецом сохранил их, чтобы вручить Фариту Габдулхаевичу при встрече. Только вот встреча затягивается недопустимо долго. Прокомментирую. Вот так и служили офицеры годами, на атомных подводных лодках, обеспечивая обороноспособность страны. И имея из наград юбилейные медальки и поощрения в служебной карточке. Поощрения путём снятия ранее наложенных взысканий...
На фото внизу Фарит Габдулхаевич четвёртый слева. Предположительно Мурманск-140, Гремиха, "жемчужина у моря"...
.