NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

На фото вверху набережная Н-1 СРЗ "Выдра". Справа видна плавказарма ПКЗ-141, место дислокации войсковой части 09602, в которой я прослужил 11 лет.

С 01 декабря 2009 года войсковая часть 09602 была расформирована. Отдел кадров КолФлРС первоначально разработал два варианта, во втором сокращались штаты двух дивизионов - нашего и полярнинского. Но с ненавязчивой рекомендацией принять первый. Мотивировалось это тем, что мы свою задачу выполнили. Утилизация пла действительно почти закончилась, поскольку зарезано было уже не только то, что можно и нужно - первое и второе поколение атомных подводных лодок, действительно честно выслужившее свои сроки эксплуатации, использовавшиеся на износ в необъявленной холодной войне. Но и то, что трогать было в моём понимании, нельзя, пока этим лодкам на смену не построят новые. Речь про атомоходы поколения "два плюс". Сравнительно новые, пусть и требующие безусловной модернизации.

Но многое стремительно менялось и к лучшему. Менялось прямо на глазах. Изменилась и внешнеполитическая ситуация. Молодая Российская Федерация к полной неожиданности многих стала показывать зубки и играть мускулами. Чем вызывала беспрерывные приступы бессильной ярости "мирового сообщества".

К удивлению многих, я не буду завывать весь рассказ - вот нас, хороших тружеников, расформировали, а бездельников оставили. И вскоре Вы поймёте почему.

Позиция руководящего состава Краснознамённой Кольской флотилии разнородных сил была озвучена начальником отдела её кадров, капитаном 1 ранга Тортевым. Он поделился со мной перлами своей мудрости, направляясь на уазике нашего комдива к нам же на проверку:

-"Да что тут думать? Сократить Ваш дивизион, вот и всё! Так проще. И вообще… вас далеко ездить проверять!"

Значительно раньше, когда я оставался "рулить кадрами" дивизиона взамен убывшего в отпуск Саши Столярова, я уже имел беседу с кадровиком флотилии капитаном 1 ранга Будановым. Бывшим командиром корабля специального назначения бригады радиоразведки в Горячих Ручьях. Когда мы достаточно узнали друг друга, он сказал мне следующее:

-"Женя, с самого верха дано указание… увольнению из рядов ВС РФ офицеров, принимавших присягу при СССР… не препятствовать… не вписываетесь Вы в "новый облик"! И я, как советский офицер, не вписываюсь, а вот что будет с обещанными всем нам квартирами, я и сам не знаю… честно…"

Именно поэтому наш мудрый комдив, имея немалые связи, и буквально отстоявший наш дивизион "на рубеже 2000" в этот раз не делал ничего. Вообще. Что и сказал мне прямым текстом в приватной беседе. И объяснил почему.

Поэтому я и отказался от предложенной мне заместителем Чернышова капитаном 1 ранга Матвеевым Олегом Афанасьевичем отличной неакадемической должности - начальника службы радиационной безопасности гарнизона Оленья Губа. Отказался от должности командира войсковой части, что вообще - то, лишнюю комнатку дает в перспективе. В жилплощади по избранному месту жительства. И разряд, читай пенсию, повыше. Хотя уже подробно изучил "библию начхимов с литерой А". Сей грифованный документ подробно рассказывал, как надо служить в службах радиационной безопасности.

Отказался я в самый последний момент. На крайней проверке нашего дивизиона инспектором Степанычем. Проверки как таковой не было. Александр Степанович простыми словами поблагодарил меня за совместную службу, мы выпили кофе и покурили в моей каюте. Настал момент истины. Мне был задан прямой вопрос:

-"Завтра проверка у Королёва. Я ему при любом исходе дела ставлю "неудовлетворительно", поскольку есть за что. И он автоматически слетает с должности. За тебя, Женя, просят. Жду твоего решения."

"Я на это не пойду, Александр Степанович, но… спасибо Вам за всё!" – ответил я. По имени, если память мне не изменяет, Степаныч назвал меня впервые в жизни. Он просто молча пожал мне руку, вышел из кабинета, и моя последняя в жизни инспекция на этом, собственно говоря, и закончилась.

"Меня терзали смутные сомнения". Уверенности у меня не было. В том, что Офис-Сэры (менеджеры МО РФ в погонах очень высокого ранга) меня жильём обеспечат. А не отправят в 45 лет квартиру ждать, сидя дома на пенсии. А вот с военнослужащим, находящимся за штатом, ситуация несколько иная. Его, конечно, очень хочется побыстрее выпиздить в народное хозяйство, чтобы денег ему не платить. Но без квартиры это проблематично. Шансов больше получить то, что заслужил. Что тебе обещали не устно, а чёрным по белому записано в законе о статусе военнослужащих и прочих распрекрасностях. Почитав которые, искренне недоумеваешь, почему всё население Российской Федерации не торопится идти служить с мала до велика, 100%. Самое интересное, то, что было документально прописано, как обязанность государства перед нами, нам в итоге преподнесли как подарок. Но это я уже забегаю вперёд. А пока я, всё взвесив, решил дослуживать за штатом.

У меня к моменту расформирования дивизиона накопилась приличное количество списанного, но оставшегося фактически имущества, которое я "добывал", обследуя подлежащие утилизации атомные подводные лодки в своём любимом ватнике, сопровождаемый их мичманами - начхимами; и как хороший хозяин, копил в своей "шхере" до поры до времени. Настало время решать, что со всей этой красотой делать. Вопрос решился на удивление быстро. Поскольку, как я уже рассказывал, существует "тайное братство военных химиков" ))). Вот только один пример:

Капитан третьего ранга Витя Ильченко служил в бригаде морской пехоты, дислоцирующейся в Оленьей губе, проживал в Полярном в соседнем доме, и просто был моим хорошим товарищем. Он, кстати, практически обучил меня самостоятельному обтягиванию орденских колодок. Занятию крайне увлекательному, но требующему уйму терпения и времени. От него же я получил в качестве благодарности за предоставленное ему химическое имущество достаточное количество списанных комплектов КЗС.*

Которые я и теперь использую, конечно же, не по прямому предназначению – не для защиты от светового излучения, одного их поражающих факторов ядерного взрыва. Они стираются, освобождаясь от спецпропитки, и потом с огромным удовольствием носятся летом в сопках. И там, где сопок нет, кстати, тоже. ))) Они очень лёгкие, достаточно прочные, и комарихам потрудиться приходиться, чтобы своим ебососом кровушки человеческой напиться. Лично я их носил, с лейтенантов, всю свою службу на Севере, с огромным удовольствием, в своих многочисленных грибо-ягодо-заготовительно-оздоровительных походах. С благодарностью приняли их от меня на память и мои сослуживцы, когда нам пришло время прощаться.

Документацию я уничтожил всю. До основания. Справившись за два дежурства по соединению. И этому были причины. "Молодое дарование", абсолютный ноль как специалист, господин Деркачёв, равный мне в звании и должности в полярнинском дивизионе, ничего хорошего не заслуживал. Но, тем не менее, был оставлен в должности, имея "волосатую лапу". Знакомились мы с ним так – он прибыл ко мне домой "подшофе" с полторашкой пива, и флэшкой. Ну я и сбросил ему свои наработки, пропорционально его поведению и "подношению". Про то, как я его, пьяного в жопу, отправлял домой из своего любимого магазина, расположенного в доме где я проживал, я подробно рассказывать не буду. Скажу честно, моего "тёзку" спасло только то, что за прилавком была хозяйка заведения. А не моя жена. Моё поколение обычно не являлось сторонниками распития спиртных напитков в военной форме одежды в общественных местах. А если уж случалось такое, мы всегда вели себя достойно. Чтобы не позориться. Но некоторые представители "золотой молодёжи", пришедшие нам на смену, частенько правилами приличного поведения абсолютно не заморачивались.

Не все, конечно, так себя вели. И были такими "специалистами". В СРБ Оленьей губы был назначен капитан 3 ранга Женя Данилов. На смену Завирюхе, а точнее уже Рачикову в легендарном полярнинском "подплаве", пусть уже всего лишь бригаде дизельных подводных лодок, был назначен флагманским химиком капитан-лейтенант Артём Татиосов. Помню и начальника 169 РАСТ (расчётно-аналитической станции) КолФлРС старшего лейтенанта Дениса Осокина, совсем молодого ещё в ту пору офицера. И это только три практически моментально пришедших мне на ум примера. Я тогда считал, что за подобными им будущее моего любимого Северного флота. И хочется верить, что после всех кадровых пертурбаций, шелуха и шелупонь отсеялась. А такие настоящие офицеры, молодые, волевые и грамотные, составляют теперь большинство. Офицеры по призванию.

Об практически стопроцентном уничтожении служебных документов я потом, правда, пожалел. Оказывается, существуют люди, пишущие историю отечественного подводного флота. С одним из них, Николаевым Андреем Станиславовичем, техническим администратором сайта "Штурм глубины" я и познакомился совершенно случайно. Уже на пенсии.

Однажды сдали нервы. В этот день я предпринял попытку дослужить до сорока пяти, не находясь за штатом. К счастью, эта попытка не удалась. К счастью потому, что этим я бы урезал себе пенсию. Пожизненно. А получал бы чуть больше заштатника всего полтора года. Должность, как видите, осталась неуказанной.

До расформирования дивизиона оставалась пара месяцев, но неугомонные оперативные дежурные КолФлРС постоянно донимали по вечерам дотошным согласованием суточных планов, которые нам всем были уже совсем, абсолютно, ни капельки не интересны. И как-то в очередной раз, находясь на дежурстве, я не стал молчать. Я ответил, дословно:

-"Да что Вы от меня вообще хотите? Какие, Ъ, согласования?! Какой, нахрен, план Боевой Подготовки?!! Записывайте: - у меня по плану расформирование дивизиона!"

На том конце трубки здорово обиделись. Комдиву Соколову пришлось включить административный ресурс, чтобы замять дело. Ну и мне выписать, чтоб не скучно было, под первое число! Поскольку мне всегда нравилась фраза "Заработал - получи", и её применение в качестве наказания тоже, пишу сейчас об этом с улыбкой.

Буквально перед самым расформированием соединения я ушёл в специально недогулянный отпуск, приплюсовав ему тридцать суток, положенных любому офицеру перед увольнением в запас. Причём взять он их имеет право в любое время, когда сочтёт нужным. Так называемые "гробовые". Так хитро уйти в отпуск труда не составило – я месяц исполнял обязанности делопроизводителя строевой части. Особо не залупаясь. Кто по достоинству оценил нашего штатного делопроизводителя на фотографиях в предыдущем моём рассказе, меня, несомненно, поймёт.

Но и тут не обошлось без приключений. Не успел я отсидеть дома неделю, как в пятницу вечером мне позвонил Соколов: -"Евгений, если ты не будешь стоять в очереди на сертификат до конца рабочего дня, тебя к понедельнику уволят в запас по сокращению штатов!". –"Спасибо, товарищ комдив!" - ответил я. А про себя подумал: -"Ну ты, Юра, и сука!". Как оказалось впоследствии, я был абсолютно прав – уже упоминавшийся мной выше кадровик господин Ю.Тортев очень обиделся на меня за то, что я ему высказал с глазу на глаз наконец-то всё, что об таких, как он, "расформирователях" думаю. Припомнил ему и продажу его подчинёнными грамот от имени Командующего КолФлРС за 250 рублей штука, ну и так, по мелочам. Поскольку нервы у меня уже стали сдавать по-настоящему. Да и решил я, хотя как Вы видите, достаточно опрометчиво, что заштатнику терять уже нечего. Документы на сертификат у меня были полностью готовы – папку перед этим вернули на доработку, и она у меня была на руках. В то интересное время сложилась такая ситуация, что если человек стоял в очереди на ГЖС (сертификат), то уволить его не имели права.

Квартиру же ждать можно было на пенсии сколько угодно. Приведу только один, пусть и уникальный в своём безобразии, случай. Мой сосед сверху, капитан 2 ранга запаса Григорьев, старпом дизельной подводной лодки, ждал её на моих глазах… почти тринадцать лет. А всего - то ОМИС*овская девушка - красавица вычеркнула его из списков… в связи со смертью однофамильца. Пока суд да дело… а суд был не один! Сосед устроился работать сменным помошником капитана на судно обеспечения ВМФ, и переодически встречая его с неизменной бутылкой пива вечерами у нашего любимого продовольственного магазина я традиционно спрашивал –"Ну, как?". На что он так же традиционно-меланхолично отвечал –"Пока никак. Ждём*с!". Андрей Василич квартиры всё-таки дождался и на моих глазах убыл в славный город Калининград, Кёниг в просторечии. Имея перед глазами портрет Василича, я рванул в 1969 ОМИС, наращивая обороты. Впрочем, перед двухэтажным магазинчиком я притормозил. Я решил по наитию купить настенный календарь на следующий, 2010 год. С подводной, естественно, лодкой. Как сейчас помню, на фото была "Акула", и выглядел календарь просто шикарно. На омисовском КПП от парочки незнакомых мне опечаленных заштатников я узнал, что сегодня приём ведёт "бывший мент, сука и вообще… цепляется к каждой запятой… и через полчаса окончание рабочего дня ". Я только хмыкнул от подобной формулировки, и ускорил движение. Информация оказалась в корне неверной. Благообразный мужчина моего возраста порозовел от удовольствия, с искренней благодарностью приняв мой незамысловатый сувенир, проверил за три минуты устранение замечаний по моим документам и вернул папку мне. Мы ещё успели с ним перекурить и пообщаться в курилке, и его рабочий день закончился.

Далее я двинулся к капитану 1 ранга запаса Кирееву Владимиру Ивановичу, своему личному куратору шкурно-квартирного вопроса. Он мне только улыбнулся и показал запись в потрёпанной общей тетради: "Лапшин. ГЖС. +".

–"Я в тебе и не сомневался и этому доложил уже!" - сказал этот замечательный человек, и я спокойно-вальяжно-радостно потопал домой.

Владимир Иванович не только обеспечил жильём всех своих подчинённых, будучи командиром расформированного соединения в Гранитном, в лихие девяностые. Но и очень много сделал, выйдя на пенсию, для того, чтобы и такие как я, получали жильё. Будучи уже гражданским специалистом, ответственным за обеспечение военнослужащих квартирами по увольнению в запас, при Кольской флотилии. Я регулярно созванивался с ним все эти годы, поздравлял с праздниками. И с горечью узнал от его дочери, 31.12.2020 года, что он умер от осложнений. Почти победив в общем-то этот грёбанный ковид. Не сомневаюсь, что боролся он с этой дрянью до самого конца, как настоящий Мужик. Мужиком он был и при жизни, человек и офицер старой закалки. Светлая ему память…

Таким образом, мне удалось пережить начало насильственного вливания нас, немногочисленных заштатников, в "стройные ряды" победителей - полярнинского 86 однремпл, сидя дома. Поскольку информация о том, что там нас всех ждёт, подчёркиваю, не слухи, а именно информация из проверенных источников, была крайне нездоровая.
.

Приложение №1.

Приложение №2.

Приложение №3.

Приложение №4.

Приложение №5.

Приложение №6 На пенсию выслуги, как Вы видите, мне хватало с избытком:

Приложение №7. Моя визитка. Тема моя, работа моего друга Александра Дмитриевича Кузина, ныне покойного.

.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2024 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat