NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

"На подводной лодке капитан, побывал он даже и в Европе.

Капитан увидел много стран. Из подводной лодки, в перископе."

©"Перископ" Игорь Малинин.

Когда летом 1989 года (от Р.Х.) я прибыл лейтенантом служить на Северный флот, вопрос с выездом из славного города Полярный для таких, как я, не имеющих прописки в гарнизоне молодых офицеров был весьма проблематичен. Реальнее всего было выехать по отпускному билету, но где его взять?! Командировочные предписания выдавались строго по назначению, да там ещё и отметки нужно было ставить. Свой первый паспорт с бакинской пропиской я как сдал при поступлении в училище, так уже никогда и не увижу. Кто не в курсе, офицеры тогда имели на руках исключительно удостоверение личности, впрочем, приравнивающееся на всей территории Советского Союза к общегражданскому паспорту. Справку же установленного образца, что я прописан при войсковой части 34327 (13127), я получил на руки только в середине 1992 года.

Да оно и понятно, с одной стороны, сказал же нам комбриг Горев достопамятную фразу: "…а для холостых офицеров у нас предусмотрено размещение в благоустроенных каютах на ПКЗ". А с другой стороны - у нас же вся служба была заточена так, чтобы военнослужащие всех категорий особо не расслаблялись.

А тут лейтенантам, Вы только посмотрите на этих перцев, "по делам" в Мурманск съездить захотелось?! Им что, на родной подводной лодке заняться нечем?!! И выписывал отпускные билеты наш старпом, мягко говоря, со скрипом. Отпускали обычно на сутки и в случае действительно крайней необходимости. "Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей", как прямо говорилось в КУ-ВМФ-82. Соответственно, и подчинённым его нечего особо отдыхать в свой законный выходной. Сходил на улицу Советскую, на переговорном пункте побеседовал с родителями (девушкой), съел мороженное, в кино (на танцы) сходил в ДОФ. Всё! Более чем достаточно. Ну на крайняк, ресторан "Пала" в шаговой доступности.

И всё бы ничего, но дело молодое… К тому же мой батя, обучая меня азам флотской службы, в том числе рассказал про три "НЕ… , там где служишь". Речь про вещи, которые безусловно лучше делать за пределами небольшого военного гарнизона, где все "в одной кровати спят и одним одеялом укрываются".

Леди Удача любит терпеливых и настойчивых. И всё же дождался я как-то счастливого момента, ставя печати в каюте старпома на свои вечные получить-списать. Залетает к нему наш зам и говорит:

-"Афанасий Николаевич, хватит хернёй заниматься! Есть тема для разговора (перевожу: то есть нарды прогреты, ждут)"

Иванов сначала пытался вяло отнекиваться:

-"Владимир Иванович, ну мне ещё на актах БЧ-4,7 печати ставить! Слава Грачёв вон целую пачку принёс!"

На что зам ответил резонно:

-"А что, целый начхим не в состоянии с этим справиться?"

Старпом просветлел лицом:

-"Так, начхим, вот печать, а рядом штемпельная подушка. Печати ставить крайне аккуратно, акты пойдут в Москву. Когда закончишь, закроешь дверь, принесёшь печать мне. Я в каюте зама!"

И радостно убыл костями погреметь перед обедом. Любили они с замполитом это дело.

-"Свершилось!!!" – радостно подумал я. Но тут же преждевременно радоваться прекратил, выждал пару минут, поставил пару печатей и рванул в свою каюту за листами чистой бумаги. Попутно буквально насильно выдернув нашего управленца Андрюшу Бубовича из его каюты, чем оторвал его от увлекательнейшего занятия - изучения парогенераторов (было время самоподготовки). Андрей встал на стрёме и... Ну уж не знаю, как там трудились первопечатники Фёдоров, Мстиславец и Невежа, а я за три минуты лихорадочно проштамповал столько бумаги, что нам всем потом до получения справок о регистрации хватило. То есть года на три минимум.

А к тому времени, у меня уже сколотилась постоянная компания для поездок в Мурманск. Бронировали мы номера в гостинице "Арктика" самым банальным образом, путём созвона со старшим администратором Маргаритой Михайловной (назовём её так) с городского телефона-автомата у заводской проходной СРЗ "Штиль". Нечасто, но на пару дней вырываться в Мурманск иногда удавалось. Один офицер, капитан-лейтенант по имени Ян, обычно охранял наши вещи и присоединялся к нам при выходах в… хотел написать свет, и как же это было бы здорово и смотрелось бы великолепно; да и безусловно, повысило бы имидж офицера-подводника на отдыхе в глазах общественности; но увы, увы… всего лишь в очередной ресторан. Да и то изредка. Яну обычно хватало нехитрого гостиничного уюта и просмотра входившего тогда в моду кабельного телевидения. Вот такой он был человек. Мало того, это тот самый герой подводных просторов, которого я уже однажды упомянул в комментариях к своим рассказам. Так вот, должность начальника ТЭЦ на космодроме Байконур ему в своё время не понравилась, и он дошёл до самого (!!!) Главкома ВМФ СССР. И тот удовлетворил его просьбу, Ян стал подводником. Попав на легендарный "нулевой" (600 -ый) заказ, в третью дивизию Гремихи. Эта лодка, пла К-38, в просторечии называлась также "полтинник", из-за присвоенного в 1971 году почётного наименования "50 лет СССР" и была первой отечественной многоцелевой пла второго поколения.

А с третьим участником событий, капитан-лейтенантом Сашей, внешне (и мускулатурой) похожего на родного брата молодого Jean-Claude Van Damme*а, я совершал длительные пешеходные и не только прогулки. Причём, пока мы не изучили все исторические, злачные да и просто интересные нам места столицы Кольского полуострова, не успокоились.

Но вот однажды мне пришлось посетить город-герой Мурманск в гордом одиночестве. "Уважаемый", а служили Ян и Саша под его чутким руководством, за какие-то там прегрешения посадил весь экипаж своей лодки ремонта на оргпериод. Внезапно, на послеобеденном пятничном построении.

Насторожило и то, что старший администратор "Арктики" ответила мне с явным раздражением. Когда я сообщил ей, что ввиду служебной необходимости, осчастливить своим присутствием её гостиницу сможет теперь только ноль один офицер вместо планировавшихся трёх.

Пришло время действовать, подумал я. Вселился в двухместный номер на пятом этаже (сосед отсутствовал) и вышел прогуляться на площадь "Пять углов". В то время сигаретно-цветочная торговля процветала неподалёку, у здания универмага "Волна". Правда, выбор был невелик: сигареты ТУ-134 ("из-под полы", цена три рубля пятьдесят копеек) и гвоздики (официально, цена три рубля за штучку).

Перекинувшись парой фраз с молодым весёлым азербайджанцем, я и приобрёл у него пачку сигарет и три огненно-красных цветка. Цветы по моей просьбе продавец заботливо окутал газетами (мороз), и я убыл знакомиться по-настоящему. Терпеливо высидев где-то полчаса в очереди, я вошёл в кабинет. Дама, именно Дама, изысканно-ухоженная женщина среднего возраста, заполняла какой-то журнал и довольно неприветливо, не поднимая головы, сказала:

-"Слушаю!"

Я молчал. Наконец она оторвалась от записей в журнале и подняла глаза на меня. Я улыбался и держал в руках свой скромный, но яркий букетик.

-"В чём суть Вашей просьбы?" – более приветливо спросила она.

-"Мне ничего не нужно, я просто хочу подарить Вам цветы!" – улыбнувшись уже во все тридцать три тогда абсолютно здоровых, крепких и белоснежных молодых зуба, ответил я.

Произошла небольшая заминка, пока нашлась литровая стеклянная банка и я набирал в неё воду из расположенного прямо в кабинете смесителя раковины.

-"Знакомый, вообще-то, голос!" – произнесла Маргарита Михайловна, и продолжила с известной долей иронии - "Это не Вы случаем, меня постоянно из Полярного по телефону терроризируете?"

-"Точно так, каюсь. Грешен… служу на атомной подводной лодке, а с развлечениями у нас в Полярном не густо" - ответил я.

Мы ещё мило поболтали пару минут, и я получил пожелание передать привет славному городу Полярный. Но тут же, естественно, приперся очередной страждущий постоялец, жалобщик по теле-унитазо-бытовым проблемам. Маргарита Михайловна со вздохом приступила к исполнению своих служебных обязанностей. Я же поднялся в номер, принял душ и лёг передохнуть. Неделя выдалась на редкость напряжённой, но в запасе у меня было ещё почти двое с половиной суток - куда спешить-то? Разбудил меня через пару часов мой сосед. Им оказался простой торговый моряк Серёга. Так он и представился при знакомстве. Мы выпили по сто грамм за знакомство, от предложения посетить ресторан я отказался. Я поужинал нехитрой, но вкусной снедью из близлежащего буфета, немного почитал очередную недавно приобретённую книжку (как теперь говорят, из серии "боевая космическая фантастика") и опять заснул.

Разбудила меня англоязычная речь…

-"Господи, начинается, да неужели Серёга иностранок в номер привёл?!!" – почему-то спросонья подумал я. Но это были, как потом оказалось, всего лишь два норвежских парня моего возраста. Делать нечего, я быстренько умылся и сели за стол знакомиться. Серёга уже знал, что я приехал не с пустыми руками, а с энным количеством шила марки "очень вкусное", и почему-то решил, что я в номере невыносимо скучаю. Вот и пригласил выходящих из валютного бара на третьем этаже двух норвежских туристов сначала в курилку, а затем к нам, "на огонёк". Прожитые годы мутным водоворотом унесли из моей памяти имена двух граждан королевства Норвегия. Поэтому назовём из просто: Хаддинг и Сигурд (*).

Закуски Серёга выкатил море. Как оказалось впоследствии, после дальнего рейса молодая жена усталого моряка у трапа не встретила, и он зверски обиделся. Решив, для профилактики, и недопущения таких ляпсусов в будущем, покуролесить чуток в "Арктике". Дабы неповадно было ей. Впредь.

Хаддинг, как заправский волшебник, достал из кармана какую-то баночку, внешне похожую на крем для обуви. Отщипнул там что-то, скатал шарик и положил под язык.

А затем предложил мне.

-"Drugs?" (**) – недоверчиво спросил я. Норвежец яростно-отрицательно замотал головой, и всё пытался мне объяснить, что нет, это лучше, чем табак курить, очень забористо, и вообще почти безвредно и просто здорово. Угу, насвай викингов, вообще зашибись, подумал я. Кислый шарик я незаметно выплюнул. Серёга в основном объяснялся жестами и перебивал меня бесконечными -"…а что они сказали, а? " - "…а ты что ответил?". Через пять минут я выяснил что Хаддингу 27 лет, и он работает сезонным сельхозрабочим, а Сигурду 25 лет, и он помогает дяде-автомеханику в гараже. Что не помешало им объездить всю Европу, и вот так, запросто, спонтанно, от нехрен делать прикатить к нам на уик-энд в столицу Заполярья. Изъяснялся я тогда даже на бытовом, разговорном английском, весьма бегло (не то что сейчас), но постараюсь рассказ англоязычной речью не перегружать.

-"Блять, а я-то за переделами СССР, кроме морского похода в Варну (Болгарию) курсантом СВВМИУ, нигде и не был! " - мрачно подумал я. И ещё мрачнее продолжил свою мысль: - "Да и хрен где буду, в ближайшие лет 20-25 это точно!" (***)

Пришла очередь двух бравых потомков викингов поинтересоваться, с чего живу я. С Серёгой им уже всё было ясно. Я ответил, что служу на атомной подводной лодке.

-"Non-Military?"

-"Military!" – злорадно и зловеще произнёс я. Разговор на минуту утих. Но затем два норга переглянулись, и старший из них, Хаддинг, вытащил из принесённого целлофанового расписного пакета полторалитровую стеклянную бутылку "Coca-cola" и торжественно водрузил на стол. Бутылка выглядела шикарно.

-"Жека, а давай их напоим? В хлам?" – приветливо и радостно улыбаясь гостям, тихо сказал Серёга. Я не возражал. Поскольку как шилодержатель наливал я, норгам пришлось принимать удвоенную (а иногда и утроенную) дозу. Сначала они насторожились, увидев, что я наливаю на дно стаканов бесцветную жидкость из бутылки без опознавательных знаков. Не сразу успокоило их и то, что сделав загадочно-задумчивое лицо, я сообщил, что это вообще-то специальный эликсир, входящий в ежедневный рацион межпоходового отдыха подводников. Они спросили:

-"А разве его можно разводить кока-колой? И не последует ли там каких-нибудь побочных химических реакций? А также отравления организма?".

-"Ни в коем случае! Эликсир безусловно безопасен. А также может быть разбавлен чаем, кофе, лимонадами, неосветлённым яблочным соком, водой газированной и негазированной, etc. К тому же, поскольку в двух шагах от Мурманска находится база гражданского Атомфлота, он безусловно полезен, мало того, крайне необходим нашим дорогим соседям-скандинавам. Он выводит все виды радиации, снимает усталость, обладает обще-тонизирующим, обезболивающим и дезинфицирующим эффектом" - вещал я. Посмотрев на наши с Серёгой довольные после принятия дозы "эликсира" рожи, норвеги с радостью присоединились. Всё шло по плану, но тут Серёге приспичило выяснить, кто в каком полку служил. Оказалось, что Сигурд был лишён радости и счастья иметь какое-то отношение к Norges Forsvar, и не по состоянию здоровья, а скорее по врождённому распиздяйству и просто нежеланию служить. Хаддинг же, напротив, получил военную специальность оператора ПТРК "Тоу".

Серёга из всего вышесказанного понял только "Тоу" но этого было достаточно…

-"Чтооо, бляя?!! Ты им скажи, что я на своём Т-72А, все их натовские ПТРК, да и всю Норвегию…", сопровождая свой гневно-непечатный спич энергичными жестами, сопровождавшимися характерными чпокающими звуками. Происходило многократное резкое прихлопывание внутренней частью ладони правой руки свёрнутого в трубочку кулака левой.

-"Что он говорит?" – забеспокоились разгорячённые норги.

-"Fucking life, как хорошо, что Вы не встретились на полях сражений! И за это, безусловно, стоит выпить!" – ответил я.

-"Ja, ja!!!" – радостно согласились норвежцы и пригласили нас с Серёгой в валютный бар – кофе попить.

Сразу скажу, что в баре я пил действительно только кофе. Норги были, конечно, значительно пъянее нас с Серёгой, но держались хорошо. В баре кроме нас почти никого не было. Я на корню пресёк попытку потомков викингов обучить нас национальным норвежским песням, сказав, что вечер был замечательный, но пора прощаться. По выходу мы дружно перекурили это дело в близлежащей курилке, и норги, полные впечатлений, в обнимку и пошатываясь, отправились спать. Потопал к лифту и Серёга, а я задержался чуток - бычок в пепельнице гасил. Лифт Серёгу увёз и я стал ждать в абсолютно пустом холле. Вдруг буквально ниоткуда (как из стены вышел!) рядом со мной нарисовался человек без особых примет и в сером костюме-тройке. Он махнул перед моим носом "корочками" и произнёс:

-"КГБ СССР, капитан Васильев." - и прервав меня останавливающим жестом, продолжил - "Товарищ лейтенант, Вы вели себя абсолютно правильно и ничего лишнего не говорили. Но на будущее советую Вам больше не посещать места отдыха иностранных граждан. Всего Вам доброго и до свидания, отдыхайте!"

У меня было несколько случаев в жизни, когда я впадал в полнейший ступор. Причём мне всегда казалось, что это происходит как будто бы не со мной. Так сказать, взгляд со стороны. Это – один из них! )))

-"И Вам…" - только и смог промолвить я.

Больше, ни разу в жизни, я валютные бары никогда не посещал. С лёгкой руки Маргариты Михайловны селили нас теперь всегда не выше шестого этажа, что считалось по тем временам весьма крутенько. Бутылку из-под "Кока-колы" я взял на память, но долго использовать её не пришлось. Её увидел в моей каюте Фарит Габдулхаевич Салихов, и выменял у меня на стакан шила. Масло подсолнечное наливать, гостям на зависть. Время было такое, это сейчас бутылками и пивными банками никого не удивишь!

Здесь будет фотография из окна гостиницы "Арктика", вид на площадь "Пять углов", когда я оцифрую очередную фотоплёнку из прошлого. Снимок был сделан подаренным мне отцом фотоаппаратом "Ленинград-2", в 1990 году. * Как я и обещал, 19.06.2021 года, плёнка оцифрована. Спасибо сотрудникам из моей любимой фотолаборатории! #foquslab ))):

На заглавном фото рассказа танки Т-72Б3, © Минобороны РФ.

Ссылки:

(*) - ( В.Я. Петрухин. «Мифы древней Скандинавии» :: Мифы древней Скандинавии :: Высшие боги :: Герои Одина. Хедин и Хильд. Хаддинг и Старкад (norway-live.ru) ).

(**) - "Наркотики?"

(***) Режим секретности на атомоходах в те времена был на таком уровне, что по инерции, аж в 1998 году, служа на бербазе 40 дивизии подводных лодок СФ и намереваясь снять день ВМФ на личную видеокамеру, я с удивлением узнал, что за это уже не только не расстреливают немедленно на корне пирса; а как бы это помягче сказать - всем абсолютно пофигу.

Приложение №1.

"Как мой сын служил в норвежской армии!"

( https://pikabu.ru/story/kak_moy_syin_sluzhil_v_norvezhskoy_armii_5856641 )

Приложение №2.

ПТРК BGM-71 TOW

( https://topwar.ru/10626-ptrk-bgm-71-tow.html )

Приложение №3.

Головная пла проекта 671 "К-38", на испытаниях. Ноябрь 1967 года.

Приложение №4.

Прописка - дело тонкое.

К 1991 году форма справки, указанной выше, изменилась. Но новых бланков не было! Справки печатали на печатных машинках. А затем, в паспортных столах, с обратной стороны, ставили очень похожий на нижеприведённый штамп П З. Только заполнялся он от руки, а вместо улицы и дома лично у меня стояли номера войсковых частей бригады и подводной лодки (в скобочках). Справка складывалась и помещалась внутрь удостоверения личности, за края обложки. При проверке на КПП обычно предъявлялась четверть справки - именно тот самый штамп П З.

P.S. Нашёл в своих необъятных архивах бланк и более "свежей" справки. Любуйтесь на здоровье!

Приложение№ 5. А это счёт из гостиницы "Арктика". Вполне возможно, по итогам вышеописанного её посещения. Точно не помню, а врать не хочу.

 

.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2024 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat