Вышка. Так у нас в училище назывался один из самых "любимых" предметов - высшая математика (ВМ). Которая нашему курсу преподавалась на семестр короче, чем, к примеру, в том же СПИ - Севастопольском приборостроительном институте. Но давалась в том же, нехилом таком объёме, по словам одной из преподавательниц кафедры ВМ Мальцевой Светланы Георгиевны, "для общего развития".
Чётко помню, рассказ "курсантского радио" о том, как гуляют под ручку начальник кафедры ВМ Вартан Акопович Согомонян и начальник училища Коротков Михаил Васильевич. Адмирал полчаса разоряется о важности ВМ в ВМФ, а на подводных лодках особенно. Согомонян цветёт и пахнет. Беседа доходит до интегралов.
-"Что Вы можете сказать по данному вопросу, Михаил Васильевич?" - спрашивает отличный вообще-то Мужик, но доверчиво-рассеянный, как все учёные, Главный Математик "Голландии".
-"Ооооо, это крайне нужная и важная на Флоте вещь!" - мгновенно реагирует "дядя Миша" - "Ей заебись из-за трубопроводов и кабель-трасс мусор вытаскивать!!!"
…
Я уже рассказывал про то, что поначалу старался учиться, как положено. Так вот, я с грехом пополам закрыл зачёт с оценкой на кафедре Начертательной геометрии и машиностроительного черчения во время собственного первого курсантского зимнего отпуска, да и то благодаря отцу курсанта моего взвода, Маньковскому Вячеславу Андреевичу.
Вячеслав Андреевич преподавал на кафедре Теоретической механики и сопротивления материалов (а затем и возглавил её), и познакомился я с ним в его собственной квартире, когда мы с Артуром вино пить собирались. Сухое, креплёное, пустая трёхлитровая банка и немудрёная мужская закуска - посидели неторопливо и знатно. Поговорили за жизнь, и он меня запомнил. Вёл хозяин себя в быту запросто, без намёка на снобизм, имея, на всякий случай, за плечами учёное звание кандидата технических наук.
Отловил же он меня зимой 1985 года в минуту отчаяния, когда я тупым карандашом яростно малевал очередной "чертёж" на третий день идущего полным ходом отпуска. Коротко переговорил с нашей преподавательницей Завадской:
-"Он кучу моих лекций пропустил, а на его чертежах ни одна линия не проведена его рукой!!!"
-"Да что Вы такое говорите - у парня задатки настоящего инженера - он в проекциях разбирается - Вы же сами видите?!!"
На следующее утро я убыл в отпуск. Я ни о чём Вячеслава Андреевича не просил, мне просто повезло, что он оказался рядом. Я вообще везучий человек, но хочу и тут, сейчас, сказать этому Человеку большое спасибо. Тогда же он с улыбкой, смотря в мои по-собачьи преданные глаза, ответил:
-"Пожалуйста! Дуй в отпуск и постарайся хорошо отдохнуть. Второй семестр будет ещё труднее, потому что у вас пойдёт вышка!"
…
Так оно и получилось. Нам ВМ преподавал Письменный Дмитрий Трофимович. Летом я снова присел в "академию". Первая попытка пересдать экзамен Письменному успеха не принесла. Он убыл в отпуск. А я получил личный инструктаж от начальника факультета капитана 1 ранга Шамилова (мы с его сыном в одном классе 221-ой школы города Баку учились):
-"Лапшыын! Я грю, ты у меня кандидат на отчисление №4. Дэлай выводы!"
Номер четыре. Из шести. Я стиснул зубы и сел за конспекты-учебники. "Академиков" днём особо никто не контролировал, и заниматься я старался на природе - в училищном саду-огороде. Там мне никто не мешал и проще зубрилось. Чётко помню, изучив уравнение Шрёдингера в полярных координатах (*), и вроде бы вызубрив его вывод (решение), я направлялся на обед. Но по дороге нос к носу столкнулся с Маньковским:
-"Ты что тут делаешь?!!"
…
Через пару дней он посетил назначенную "академикам" аудиторию во время повторной пересдачи мной экзамена по ВМ и о чём-то яростно-напористо переговорил с экзаменующим меня щуплым преподавателем Никитиным, по кличке "Штангист". Тройку мне поставили.
…
На следующем уже семестре, после финальной консультации (завтра - экзамен) наш ротный командир уговорил Письменного оставить конверт с билетами в своей каюте. Где он его спрятал, было неизвестно. А нужно было действовать быстро. Конверт нашли довольно быстро, за портретом Ленина. Номера билетов были уже заранее "разобраны". Оставалось только пометить их аккуратно. Иголкой. Билеты были напечатаны на пишущей машинке. Бумага была очень тонкой и иголками мы протыкали только точки…
С утра для меня наступил Момент Истины. По билету я продулся на пять с минусом. А вот дополнительные вопросы… Впрочем, отговорка, зубрил-забыл и виновато-измученное лицо сделали своё дело - за экзамен я с удивлением получил твёрдую четвёрку.
…
В следующем семестре преподавалась всерьёз заинтересовавшая меня теория вероятностей, теория игр и прочая, мелочёвка уже. По сравнению. На зачёт с оценкой. Как-то наш взвод абсолютно не подготовился к занятию, не помню уже по какой причине. Письменный влепил всем, кроме четверых, по двойке. В гороскопах пишут, что четвёрка - это моё счастливое число. Не знаю, так ли это на самом деле, но в число счастливчиков я вошёл. В итоге, беседуя со мной, Дмитрий Трофимович сказал:
-"Я вынужден Вам поставить четвёрку. Итоговую. Она пойдёт в приложение к диплому. Но Вы же сами знаете?.."
Что ничего не знаете - подумал я. А вслух, на тот момент искренне и от души, клятвенно пообещал всерьёз заняться "вышкой" при первой же возможности.
Возможности так и не представилось. Точнее - желания. Я смутно помню, что в интегралах в училище я разобрался. Но так и не проверил, ни на одной из многочисленных подводных лодок, на которых мне довелось побывать за свою службу, прав ли был "Дядя Миша" ;).
…
Я абсолютно уверен, что такие истинные интеллигенты, как этот Человек, Письменный Дмитрий Трофимович, как-то в смущении поведавший нам, что увидел в коридоре на стене перед заходом в аудиторию надпись "корова из трёх букв", делают мир чище…
(*) Насколько я помню, только само уравнение Шрёдингера занимало в моём конспекте полторы страницы. Открыл вчера поисковик и уравнение, естественно, не узнал. Да и короткое оно какое-то, в интернет-исполнении. Да и вообще пишут, что выводить его не нужно! Всё это лишний раз подтверждает, что "вышка" для меня - это тёмный лес ;). Но вот сижу и думаю - неужели действительно, в потайных пыльных закоулках моего мозга до сих пор хранятся невостребованные сведения, как выводить (решать) это страшилище )))?
Кому интересно про Кота и кто не в теме, прочтите, пожалуйста, ссылка: ( https://www.sima-land.ru/4323691/kvantovyy-kot-vselennoy-shredinger-e/ ), "О товаре". Несколько замурёно, но крайне забавно.
Приложение №1.
А вот Вячеслав Андреевич, оказывается, действительно стал академиком. И доктором технических наук. Я не сказал бы, что сопромат - это простая дисциплина. Отнюдь! Но он читал нам лекции так, что и сейчас, освежив свои познания, я запросто рассчитал и построил бы парочку эпюр. Маньковский Вячеслав Андреевич умер 23 (24?) февраля 2009 года. Светлая ему память! Посвящённый ему документальный фильм, ссылки: ( Предел неограниченной выносливости (ok.ru) ), ( Предел неограниченной выносливости - YouTube ).
Приложение №2.
По Дмитрию Трофимовичу интернет упорно выдаёт только это, ссылка: ( https://www.twirpx.org/file/2861631/ ). Либо многочисленные работы его однофамильца и двойного тёзки.
С трудом нашёл фотографию.
Цитата: " А здесь - замечательные Люди и Преподаватели кафедры высшей математики Нина Ивановна Королёва и Дмитрий Трофимович Письменный ". Источник: ( http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?t=3755&postdays=0&postorder=asc&start=75 ).
Из очередного отпуска, проведённого в городе Баку, я привёз в единственном экземпляре газету ЦК Компартии Азербайджана "Вышка". В период сессии она была торжественно размещена на доске информации, прямо перед консультацией по ВМ. Дмитрий Трофимович конечно же её сразу заметил, улыбнулся, но тактично промолчал…
.