Хочу сразу же попросить прощения у тех, кто привык называть этот Город не иначе чем Санкт-Петербург, либо Ленинград. В своём рассказе я буду его называть так как, привык всю свою сознательную жизнь. Мой отец, по его рассказам, вообще изучил этот город заочно, благодаря… настольной игре с живописными карточками - достопримечательностями Северной Пальмиры, и многочисленным книгам. Чем частенько ставил в тупик коренных ленинградцев. Поскольку знал культурную часть (достопримечательности) Города визуально и информативно лучше, чем некоторые из них. Надо отметить, что на подробное изучение уж чего-чего, а времени у него в автономках хватало. Он иногда рассказывал, про свою офицерскую юность. Был он холост, зарабатывал более чем прилично, а в море, как известно, денег не потратишь. Поэтому отпуск его начинался в Городе на Неве. Где он с товарищами вначале шил пару костюмов по последней моде, знакомился с новинками театральных постановок, да и вообще отдыхал по принципу, что душа пожелает, пару недель. Помню один из его рассказов, как однажды их поселили в одной из гостиниц (запамятовал название) на одном этаже с танцовщицами ансамбля "Берёзка"…
Поэтому, вдохновлённый рассказами отца, и я не упустил возможность познакомиться с Питером подробнее, когда она представилась. Вышло так, что наш старшина роты, Олег С., пригласил меня в гости. Были мы с ним погодками, поскольку поступил в "систему" я со второй попытки, и как-то, как порой бывает в жизни, сразу сошлись. Третий курс в училище называли "весёлые ребята", учёба (наконец-то!) сложностей у меня не вызывала. Целенаправленно и потихоньку, мне удалось к лету скопить вполне приличную сумму денег. Воспользовавшись системой "Сирена", я взял билеты по маршруту Симферополь-Оренбург-Ленинград-Баку-Симферополь и убыл навстречу приключениям.
Бабушка повздыхала-поохала, снабдила меня запасом варенья, яблок и прочих даров сада-огорода и я улетел в Питер. Шёл 1987 год, звонок в телефоне-автомате стоил уже 15 копеек, и я специально заранее наменял горсть этих монеток, на всякий случай. И как оказалось, не зря. На мой звонок из зала прибытия аэропорта Пулково ответила мама Олега. Я по известным пока только мне причинам не буду раскрывать ни фамилию, ни инициалы. Назовём её М.М. Итак, мы обменялись приветствиями, и М.М. меня сразу убила буквально наповал:
-"А Олега дома нет. Он ещё не прибыл с практики, его лодка в море задерживается!"
Я постоял в тупом остолбенении несколько секунд, и объяснил, что к сожалению, остановиться мне в Питере не у кого. Получив указание быть на связи (то есть кидать монетки в телефон-автомат периодически), я замер. Вопрос решился на удивление быстро, и вскоре я убыл вселяться в общежитие завода "Радиатор", станция метро Лесная. Аккуратно положив в карман рубашки вырванный из блокнота листок с продиктованным мне адресом.
"На вахте" две дамы запенсионного возраста меня приняли очень приветливо. Я получил ключи от трёхкомнатного номера (практически трёхкомнатная квартира, с отдельным входом в каждую комнату) и уверения, что проживающая со мной по соседству супружеская пара послезавтра съедет. Вы знаете, я по молодости старался вообще не заморачиваться, хотя удивился, конечно же, очень. Откуда же мне было знать, что М.М. занимает солидный пост в гостиничном бизнесе Питера? Поэтому я принял душ и вышел из номера с двумя хозяйственными сумками. Попив с дамами чаю, я оставил им все свои припасы. И получил подробный инструктаж по правилам поведения, etc. Супружеская пара съехала наутро, и оставшееся до приезда Олега время я целыми днями гулял (туристическая схема в помощь), планируя свои маршруты с вечера.
В училище я к тому времени исполнял обязанности почтальона, и получая корреспонденцию в "кандейке" у матроса кадровой роты (роты обеспечения), тоже Олега, зачастую возвращался в казарму с письмами девушек. Писали они тогда, со всех концов Советского Союза, в надежде познакомиться, столько, что кадровая рота не успевала всем отвечать! Кстати, впоследствии я с интересом узнал, что М.М. познакомилась со своим будущим мужем, отцом Олега, тоже по переписке. Ну что Вы хотите? Смартфонов, да что там, банальных "трубок", да и соцсетей тогда в помине не было… Так вот, я посетил улицу Железнодорожную города Пушкин, узнал от родителей знакомой девушки, что она удачно вышла замуж и уехала учиться куда-то на бескрайние просторы Сибири (забыл я уже, куда именно); изучил не только окрестности станции метро Лесная, но и частично центр Города (а посмотреть было на что), и тут, на пятый день, наконец-то вернулся домой весь в ракушках на корме и впечатлениях, пригласивший меня в гости Олег. Уточнив, какие цветы любит его мама, я приобрёл букет и бутылку шампанского, и убыл знакомиться. Ну и спасибо сказать, приютившей меня женщине.
Олег проживал, по тогдашней классификации, в ФРГ (фешенебельном районе города), станция метро Василеостровская. Огромный помпезный дом, меня тогда весьма впечатлил. И номер квартиры, пусть будет 1188, тоже. А ведь на этом подъезде дом-гигант совсем ещё не заканчивался! Весь первый этаж занимали магазины. Пять лет назад я проходил мимо этого дома, но он показался мне уже каким-то уныло-обшарпанным. Видимо, лучше иногда не разочаровывать самого себя в ярких воспоминаниях юности…
В прихожей я увидел шинель с погонами контр-адмирала, и, честно говоря, сильно удивился. Олег поздоровался со мной, и, извинившись, убыл куда-то по своим делам. Леди М.М. оказалась дамой на редкость приятной в общении, и уже через полчаса мы разговаривали так, как будто были давно знакомы. Вернулся Олег, а затем прибыл его отец. Возможно, у него были какие-то неприятности по службе, и поздоровался он со мной хмуро и неприветливо. Впрочем, через пару минут мы уже вышли из квартиры, весело и непринуждённо обмениваясь впечатлениями.
За десять дней нашего общения было всё. Олег показывал мне Город, побывали мы на модной тогда дискотеке "Невские Звёзды", посетили знаковые для питерской молодёжи кафе (из названий запомнил только "Сайгон" на Невском проспекте), ресторан "Петровский", бар "Кронверк" (к тому времени одноимённый ресторан-парусник удачно сгорел), помню шашлыки на чьей-то даче, растянувшиеся почти на двое суток и весёлых девочек-припевочек. Оттянулся я по полной схеме.
И, конечно же, мы много беседовали. Мечтали вслух, рассуждали о том, как мы станем офицерами (скорей бы!). Олег был уверен, что совершит какой-нибудь подвиг. Я фантазировал придумать (изобрести) что-нибудь этакое, чтобы все вокруг ахнули. Например, чудо-прибор. Возиться с аппаратурой радиационного контроля мне нравилось, с паяльником я дружил, принципиальные электрические схемы "читал" без напряжения, почему бы и нет? Будущее представлялось простым и понятным. Служба, как положено, своей Родине, а там, где-то далеко-далеко за горизонтом, пока очень далёкая ещё пенсия. Поскольку оба мы были из семей военных моряков, мы на опыте своих отцов имели некоторое представление о том, что нас ждёт. Никаких Алых Парусов, я Вас умоляю. Скорее испытательный полигон на дне высохшего озера в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, США. Много солнца, скорости, драйва, новых впечатлений и возможность всегда свернуть немного в сторону.
Трасса под названием Жизнь нас ждёт прямая и ровная, никаких непонятных болот перестройки, дремучих лесов забвения и оврагов подковёрных интриг. А то, что придётся на протяжении своей службы пролить море пота, нас это не пугало. Песок солёного озера всё впитает, а солнышко высушит. Не мы первые, не мы последние. Мы свою профессию выбрали осознанно. Мы молоды, полны сил и энергии, здоровы морально и физически. Мечтали мы и достичь чего-то на выбранном поприще, карьеру сделать, ну а как же? Правда, тут у Олега было преимущество, и совсем не в том, что его отец - "контрик", а мой - капраз, просто он станет лейтенантом на год раньше, чем я. И пойдёт начхимом на атомную подводную лодку. А там люди растут быстрее. Но ничего страшного, Женя, - специалисты и на берегу, в Службе Радиационной Безопасности нужны. А так, конечно, только Флот, только Северный. Никаких непонятных складиков и лабораторий в войсках Центрального подчинения - это не для нас. Наши отцы лямку тянули молодыми, морячили будь здоров - а мы чем хуже? Жениться мы рано, конечно, не будем - делать-то нам больше нечего! Кстати, Женя, брат, надо форсировать переписку с Ольгой и Наташей - в следующий раз в Ригу махнём обязательно! И, ко мне Олег, ты меня слышишь? Иначе обижусь! Мой батя дачу строит (размахнулся на двухэтажную), море в 150-ти метрах. А Каспий - это тебе не ваша Маркизова лужа, только не обижайся! Он тоже мелковат поначалу, но совершенно иной. Да ты сам скоро всё увидишь, одна ночная ловля креветок чего стОит! А Баку – очень занятный город, я всё тебе покажу, и будет интересно, обещаю.
А потом, конечно, мы обзаведёмся семьями, остепенимся, и обязательно будем друг к дружке в гости ездить. И будет у нас в браке всё хорошо, отдыхать вместе будем семьями, обязательно!
Мечтали мы искренне! Наивные, чистые молодые люди, а в душЕ, порой - совсем ещё мальчишки… Если бы кто сказал, как вскоре всё повернётся, посмеялись бы над сумасшедшим Нострадамусом только.
…
Настало время прощаться. Мы с Олегом заранее договорились посидеть в баре на улице Энгельса, но из этого ничего не вышло. Буквально накануне он отравился просроченным кефиром, да так, что под утро ему вызывали "скорую". Попрощался я с ним у его кровати, он даже встать не мог с постели. А вот его мама, пригласив меня на свежезаваренный чай и открыв принесённую мной в качестве благодарности коробку конфет, через пару минут разговора сразила меня наповал, сказав:
-"Тут одна моя знакомая, вице-адмиральша, от нечего делать супружеские пары составляет, корчит из себя сваху…"
Я молча ждал продолжения.
-"Скажу прямо, Женя, она живёт в соседнем подъезде, я вчера ей про тебя рассказывала. Не хочешь познакомиться с девушкой? С родословной?.. Вариантов - множество!"
-"Это как лошадь, или собака, что ли, извините? Нет, спасибо, не хочу. А больше всего не хочу, чтобы мне потом всю жизнь тыкали тем, что сделали мне карьеру!"
-"Женечка, без проблем! Я почти сразу же поняла, что ты умненький мальчик и скорее всего, будешь добиваться всего в своей жизни сам. Ты пойми меня как мать, Олег жениться не собирается, а вы дружите, общаетесь. Вот и…"
-"Так Вы решили направить его на путь истинный моим примером? Вот уж спасибо. Не ожидал!.."
Короче, пошутили-посмеялись, я ещё раз поблагодарил за оказанное мне гостеприимство и убыл. Времени до отправления самолёта было ещё предостаточно, и бар на Энгельса я решил обязательно посетить. Заведение мне понравилось. Тихо, спокойно, уютно, негромкая приятная рок-музыка. У стойки я изучил меню, и попросил два по пятьдесят виски, плюс лимончик с сахаром. Поскольку цена была указана за пятьдесят грамм.
-"Два по сто, что ли?" - спросил меня бармен что-то вроде этого.
-"Ну да!" - ответил я.
Через минуту я тупо смотрел на четыре стакана и блюдечко с тонко нарезанным цитрусом. Я стал обладателем двухсот граммов, вместо ожидаемых ста. Деньги у меня были, дело не в этом. Я до сих пор не понимаю, почему молча расплатился и сел за столик. А не "разрулил" сразу же эту ситуацию, отказавшись от лишнего. Возможно, виновата моя гордость (что я, нищий, что ли?!). А точнее, глупость… Я не пил тогда крепкий алкоголь без хорошей закуски, это сейчас, я криво ухмыляюсь - подумаешь, стакан?..
Крепкий двойной кофе меня не спас. В автобусе меня окончательно развезло, и прибыл я в аэропорт, чувствуя себя просто великолепно. На посадке сделал замечания сотрудникам "Аэрофлота" за то, что указатели рейсов (табло) повешены неправильно, выслушал в ответ много чего интересного, но на финальный вопрос: -"Долетим?" ответил уверенно-утвердительно. Буквально сразу после взлёта я вырубился. Очнулся через час, и тут же нажал кнопочку "Call" (вызова стюардессы). Милая девушка принесла мне стандартную пластмассовую кружечку минералки. Поблагодарив её, я взмолился: -"Солнышко, бутылочку, пожалуйста!". Бутылку я опорожнил в два глотка, кружечку вообще не заметил, как выпил, и снова полностью отключился.
В бакинском аэропорту первой меня встретила сестра, отец стоял у машины, и, увидев моё состояние, тут же отпустил ехидный комментарий насчёт того, как же я здорово, и сразу видно, очень культурно отдохнул в культурной столице нашей Родины, и как же мне тяжело было с ней прощаться. Моя сестра на заднем сидении всю дорогу до дома хихикала. Отец поглядывал на меня через зеркало заднего вида, с огоньками и смешинкой в глазах. А я старался дышать носом. Выдыхая в форточку.
Буквально за день до вылета я спросил Олега:
-"Блииин, брат, а что же я дома-то буду рассказывать?!!"
-"Жека, запомни - в Москве только Красная площадь, Третьяковская галерея и Царь-пушка. Всё остальное - в Питере!!!"
Вот и рассказывал я с полчаса где-то мачехе про достопримечательности Северной Столицы. Вдохновлённая, Клара Юрьевна убыла спать. Отец же достал бутылку домашнего коньяка, заранее заготовленную закуску из холодильника и спросил:
-"Вообще-то ты молодец! Но только мне лапшу на уши не вешай, хорошо? Рассказывай, где был?"
…
Через некоторое время:
-"Да ты что? Быть в Питере и не посетить это заведение?!! А теперь послушай, как было там в пору моей молодости…"
…
После развала Советского Союза Олег С. не захотел служить демократической России и уволился, по сокращению штатов. Занялся бизнесом. И однажды был взорван в собственном автомобиле. Именно поэтому я не называю его фамилию, и имя-отчество его матери. Он был единственным ребёнком в семье, и тогда я впервые подумал, как же, наверное, невыносимо это и страшно - пережить собственных детей.
Олежка, я тебя помню. Светлая тебе память!
Приложение №1.
Интересные ссылки: ( https://old-lighting.ru/ru/forum/topics/sovetskaya-telefoniya-tema-dlya-vospominaniy ), ( https://pogo-on-air.livejournal.com/654642.html ).
.