- ABF 711, на посадочном, в случае ухода на второй прошу левый разворот с набором.
- ABF 711, в случае ухода на второй левый разворот разрешаю, набирайте и сохраняйте 2000 футов, после доложить решение. Ветер у земли 250 градусов 18 узлов, порывы 24, полоса 35, посадку разрешаю.
- Полоса 35, посадка разрешена, ABF711.
15 минутами ранее.
- ABF 711, можете зайти по ILS на полосу 17 вместо захода по VOR на полосу 35?
- Минуту.
А вот и нежданчик. Переглядываемся с командиром, пожимаем плечами. Он сегодня рулит туда, я оттуда, но думать всё равно обоим.
- 17 так 17.
Смотрим в радар. Ничего хорошего там ни с курсом 170, ни с 350. Обычно утром в Пойнтэ-Нуар как-то попроще, а тут в честь воскресенья, что ли, аэропорт накрыт засветками, как гирляндами.
- Попроси курс 290 для обхода.
- Подход, ABF 711, готовы зайти на полосу 17. Прошу курс 290 для обхода грозы.
- Разрешаю, окончание обхода доложить.
Вокруг сплошная облачность и крепко потряхивает. Иногда кажется, что самолёт куда-то кренится, иногда - что вообще разворачивается. В этот момент выручают приборы, которые подсказывают: всё в порядке, чувства врут, самолёт летит туда, куда надо. Нам всяко проще, мы хотя бы по приборам видим, куда летим, а пассажиры наверняка волнуются.
Вроде бы проскочили.
- ABF711, обход завершён, готовы к заходу.
- Курс на точку BORKA, снижайтесь 2,000 футов, заход ILS полоса 17 разрешаю, доложить захват курсового.
Подворачиваем к посадочному курсу и понимаем, что слегка поторопились сказать, что обход грозы закончен. Вот она, красавица, прямо над точкой BORKA. Сбоку не видно, а начали разворот - здрасьте, приехали. Неее, нам туда не надо. Топливо есть, поэтому нечего лезть в герои, пока не позовут, как говорил наш инструктор первоначальной подготовки в учебном центре "Трансаэро".
- Давай пройдём вот в эту дырку, там вроде чисто. Запроси прямо 5 миль.
- ABF 711, не могу продолжить заход после точки BORKA , прошу 5 миль курсом запад для обхода.
- Разрешаю, доложить захват курсового после обхода.
Проскочили между засветками, разворачиваемся в сторону курсового маяка. Со стороны океана видно, что основная веселуха на подходе. Минут через 10-15 накроет по полной.
- Вышка, условия на полосе.
- Ветер 220 градусов, 10 узлов, порывы 18, видимость 3 мили, сплошная облачность 800 футов.
- Проходим.
Полезли в облачность. На самолёт снова обрушиваются потоки воды. Вокруг ничего не видно, на радаре перед нами сплошное красное пятно, за которым где-то впереди полоса. Хорошо, хоть не трясёт, как раньше.
- VOR/LOC captured, runway heading set.
- ABF 711, захват курсового маяка lLS 17, удаление 6 миль.
- ABF 711, продолжайте заход на полосу 17, доложить удаление 3 мили.
Включаем "дворники" на максимум, толку чуть. Кто-то наверху серьёзно взялся за дело и льёт из своего ведра не переставая. Хотя тут больше похоже на поток из брандспойта, чем на ведро.
- ABF 711, удаление 3 мили.
- Ветер у земли 220 градусов 10 узлов, полоса 17, посадку разрешаю.
- Полоса 17, посадка разрешена, ABF 711.
Впереди не видно ни (вырезано цензурой) чего. Раньше думал, что "стена дождя" - это фигуральное выражение. Щазззз. Вот она, прямо по курсу. А ещё слева и справа. Ну хоть самолёт отмоем.
- Five hundred (*500 футов), - обычно на этой высоте полоса уже как на ладони, но в этот раз белая пелена ливня и всё.
- Cheeeckd (*подтверждаю), - была у нас особая ТСОшная манера произносить это слово. Почему была? Никуда и не делась))
- Approaching minimum. (*подходим к минимуму)
- Continue (*продолжаем).
- Minimum! (*минимум!)
А полосы не видно от слова "совсем". Та же стена дождя перед глазами. За долю секунды проносится куча эмоций - от разочарования, что не увидел полосу на минимуме, до подленького ощущения, что можно ещё немножечко, вот самую капельку, метров на 10-15 снизиться, и увидим полосу. Так не хочется снова лезть в грозовую облачность...
- Go-Around, flaps 15, check thrust! (*уход на второй, закрылки 15°, проверить режим) - слева уверенным голосом говорит Славыч.
Нет времени на сантименты, земля где-то близко. Минимум по первой категории захода всего 60 метров или 200 футов. При обычной вертикальной скорости снижения до касания всего 15-20 секунд.
- Flaps 15, thrust set. Positive rate. (*Закрылки 15, режим установлен. В наборе высоты.)
- Gear up! (*Шасси убрать!)
Самолёт набирает высоту, мы выныриваем из пелены дождя и видим под нами торец полосы. Впереди чисто километров на 5, дальше снова облачность. Вот откуда взялись 3 мили видимости. Закон подлости во всей красе.
- Проси заход с обратным курсом, сейчас наберём 2000, на 180 и назад, пока вот эта жопа сюда не подошла, - Славка подключил автопилот и уже готов разворачиваться для визуального захода.
- Вышка, ABF 711, уход на второй, прошу разворот на 180 и визуальный заход на полосу 35.
- Ok, ABF 711, разворот на 180 по готовности разрешаю.
Набрать 2000 футов тоже проблема, впереди засветки посерьёзнее ливня. Соваться туда в здравом уме и твёрдой памяти не будет ни один лётчик, даже африканский.
- Поехали назад, - командир крутит задатчик курса.
- Вышка, ABF 711, разворачиваемся для визуального захода на полосу 35.
- Разрешаю.
Полоса как на ладони, с другой стороны стена дождя, которая медленно наползает на аэропорт. Справа тоже весело.
- Скажи, что при уходе на второй будем сразу отворачивать влево, там вроде почище.
- ABF 711, на посадочном, в случае ухода на второй прошу левый разворот с набором.
- ABF 711, в случае ухода на второй левый разворот разрешаю, набирайте и сохраняйте 2000 футов, после доложить решение. Ветер у земли 250 градусов 18 узлов, порывы 24, полоса 25, посадку разрешаю..
- Полоса 35, посадка разрешена, ABF711.
За нами из столицы вылетели ещё два борта, они теперь ждут, чем закончится наша эпопея, накручивая круги в зоне ожидания на безопасном расстоянии от грозы. Мужики помалкивают, не лезут к диспетчеру с вопросами. Это не Индия, где местные пилоты за минуту могут выйти на связь пять раз с одним и тем же вопросом, как Осёл в мультике про Шрека. Здесь другое небо и другие понятия.
На заходе ощутимо потряхивает, ветер из-под грозовых облаков постоянно меняет направление, заставляя Славку педалировать по полной программе. Как он при этом ухитряется держаться в границе параметров стабилизированного захода - непонятно. Красиво летает, зараза. Тоже когда-нибудь так научусь.
- Approaching minimum. (*подходим к минимуму)
- Continue (*продолжаем).
- Minimum! (*минимум!)
- Laaaaanding, (*посадка) - в голосе Славыча слышно облегчение.
Лёгкий "чирк" по полосе, и наша "Блоха" катится по мокрому бетону, ощетинившись щитками воздушных тормозов и закрылков. Мы разворачиваемся на полосе, и в этот момент аэропорт накрывает тропический ливень со шквалистым ветром. Рулим, а такое ощущение, что идём вброд по реке, да ещё и ветром швыряет из стороны в сторону. Это только кажется, что наша "пятисотка" Boeing 737-500 тяжёлый самолёт, а на самом деле мы как тот ёжик - здоровый, но лёгкий. Погодка что надо в общем. Но мы уже на земле, тут всяко проще.
Припарковались. Открывается дверь, в салон заходит Эрик, наш представитель, и кидается обниматься.
- Все думали, что вы не сможете сесть, а я сказал - это наши ребята, они лучшие, они смогут!!! Я был на вышке, я все ваши переговоры слушал, видел ваш заход!!! Пьер (диспетчер) сказал, что они не зайдут, очень плохая погода. А я сказал - они молодцы, это наш любимый экипаж, они всё смогут!!!
Эрик продолжает что-то говорить, мы молча улыбаемся. Сюда-то мы успели, теперь надо как-то улететь назад...