Фото из сети интернет. Источник, ссылка: ( https://www.atomic-energy.ru/news/2021/10/04/118047 ). / "В сентябре 2021 года водолазная и гидроакустическая группы Центра подводных исследований Русского географического общества провели инженерное обследование подлодки и других потенциально опасных радиоактивных объектов. Им помогали коллеги из НИЦ «Курчатовский институт», СПМБМ «Малахит» и НИИ спасания и подводных технологий".
"Характер состоит в способности действовать согласно принципам." © Иммануил Кант.
После публикации на ресурсе "Легал Алиен" книги "Славные страницы в памяти нашей", посвящённой судьбе пла К-27, и неудачной публикации в моём блоге,
ссылка: ( https://dzen.ru/id/62c7e77880b31a6a99346df4 ); поскольку Дзен (возможно, слишком строго) следит за соблюдением авторских прав, и публикацию мне пришлось удалить, со мной связался человек, служивший на этой подводной лодке…
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Выпуск СВВМИУ 1971 год".
Леонид Дмитриевич Сивов закончил СВВМИУ в 1971 году, по специальности инженер-механик специальных энергетических установок ПЛ. Проходил службу на пла К-27, спецсудне "Аксай", командовал энергетическим судном ЭНС-2, занимался перезарядкой активных зон реакторов. Является ветераном подразделений особого риска.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова.
Я неоднократно беседовал с Леонидом Дмитриевичем, и целиком разделяю его точку зрения, что сам процесс размораживания первого контура неаварийного реактора правого борта заслуживает более внимательного рассмотрения. Так и родился этот рассказ.
…
Рассказывает Леонид Дмитриевич Сивов:
"Прибыл я в Североморск (отдел кадров СФ, после выпуска из училища - автор блога) с женой и ребёнком. Лейтенантов-выпускников была целая толпа. Наконец вызвали меня, проверили мои данные - а у меня там всё отлично - и начали предлагать. На новостройку, на перспективный атомный крейсер, на учёбу - а я от всего отказываюсь.
-"Куда же ты хочешь? Я и так тебе самые хлебные места предлагаю!"- спрашивает меня офицер-направленец.
-"Туда, где есть квартира!" - смело ответил я.
-"Так это только в Гремиху!"
-"Давайте в Гремиху!"
Направленец оживился, и начал рассказывать, что там стоят пла 627, 627А, 645 проектов…
-"ЖМТ будет поинтересней, давайте на 645 -ый!" - согласился я.
Капитан 2 ранга выскочил в коридор и призвал всех брать пример с меня, лейтенанта Сивова, который сам согласился служить в Гремихе.
Прибыли мы семейством в Гремиху, два дня прожили в казарме. А потом киповца (командира группы автоматики и телемеханики - автор блога) выгнали в отпуск, и я занял его квартиру. А как раз перед его возвращением сдали новый дом, и мы стали там полноправными хозяевами новенькой квартиры. Так что ноябрьские праздники я уже в своей собственной квартире отмечал.
А про службу особо рассказывать нечего, естественно, как и всех лейтенантов, нас сразу взяли в оборот - допуск на самостоятельное управление, и так далее. По срокам мы, к чести нашей, уложились. Пришло нас четыре человека - два с "Дзержинки", два с "Голландии".
Весь процесс разогрева первого контура, включая подготовку, занял год. А непосредственно сами работы - около полугода. Значение нашим работам придавалось значительное - постоянно присутствовал спецпредставитель Главкома ВМФ СССР капитан 1 ранга Васильев Борис Фёдорович (Первый ЦНИИ МО (НИИ военного кораблестроения ВМФ). И вообще, науки на борту было очень много, возможно, даже больше, чем собственно экипажа. Работы такие проводились впервые в мире, и было абсолютно непонятно, как поведёт себя физика реактора, как будут вести себя ТВЭЛ*ы (тепловыделяющие элементы) после разморозки, и что вообще в результате получится.
Вообще, с военной точки зрения, реактор ЖМТ лучше водо-водяного. Не нужно держать запас мощности, если упала защита (АЗ), ничего страшного! Плюс не нужно время для запуска реактора - ГЭУ подводной лодки постоянно готова к выходу в море.
Когда разогревали контур, и мы уже вышли на МКУМ, приведу пример из личного опыта. Я даю команду в четвёртый, во время планового проворачивания оружия и технических средств:
-"Проверка АЗ!"
Сбрасываю АЗ и сразу поднимаю. Отсутствует само понятие "йодная яма" на ЖМТ - реакторах. На реакторах водо-водяного типа управленцы всегда держали порядка 20% запаса мощности. А это лишняя выработка энергоресурса. Очень грубо говоря набор (снижение) мощности на реакторе ЖМТ производится простым поворотом одной рукоятки.
Единственное, при стоянке в базе ГЭУ у нас не выводилась. Это, конечно, минус. Зато для нас (управленцев) это была красота неописуемая - восемь часов отстоял на вахте, и… домой! Три дня вахты - после этого выходной день. Прямо, как на гражданке! Никаких, Боже упаси, патрулей, караулов, иных внешних нарядов, особенно "любимых " подводниками.
Вообще случаи бывали разные - прекращалась подача пара с берега, например. Чаще всего из-за разрыва гибкого парового трубопровода. Либо электропитание когда пропадало в котельной. Но мы справлялись. Для этих целей (резервной подачи пара) рядом с нами был ошвартован сторожевик (СКР).
Всем процессом разогрева руководили командир первого дивизиона Агафонов Геннадий Александрович
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "КДД К-27 Агафонов Геннадий Александрович".
и командир БЧ-5 Иванов Алексей Анатольевич (служил на К-27 с момента закладки пла, при буксировке с последующим затоплением исполнял обязанности командира).
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Легенда К-27, командир БЧ-5 и последний командир К-27. Вся жизнь отдана одному кораблю с первых дней до затопления. Единственный в СССР механик АПЛ, орденоносец - беспартийный".
Профессионалы высочайшего уровня. Спасибо, что жизнь свела с такими людьми! Добрым словом вспоминаю и старых управленцев (т.н. "пятнадцатилетних капитанов"), которых, учитывая их опыт работы на ЖМТ - реакторах, старались всеми правдами и неправдами никуда не отпускать (имеется ввиду на повышение - автор блога), которые учили нас, молодёжь. Всего в экипаже на момент начала работ по разогреву первого контура служило шесть управленцев (офицеров - операторов контроля и управления реактором - автор блога). В училище нам про ЖМТ-реакторы практически ничего не рассказывали, а тема была очень интересная. Поэтому, когда мне предложили (в ОК СФ - автор блога) пойти служить на К-27, я сразу же согласился. Правда, кадровик-направленец обещал, что лодку введут в строй, и она будет в море ходить, но с этим он явно погорячился.
Пока разогревались, наука решила померить параметры приводов левого (аварийного) борта. А он, для нормализации радиационной обстановки, был закидан мешочками с дробью. Защиту пришлось снимать, чтобы вынуть один из стержней автоматического регулирования и защиты. А потом, силами экипажа, возвращать всё на место. Вообще, наука за нашими спинами не пряталась - её представители буквально дневали и ночевали в четвёртом (реакторном) отсеке. Все полученные наработки активно использовались при производстве, а затем и эксплуатации пла проектов 705 и 705К. Так, на втором корпусе (предположительно, пла К-123 – автор блога) уже была установлена штатная система регенерации сплава.
Фото из сети интернет. Источник, ссылка: ( http://deepstorm.ru/ ). Спасибо (в очередной раз) Андрею Станиславовичу Николаеву, техническому администратору сайта!
Каналы малого диаметра грели ТЭН*ами (электроспиралью), чтобы они разогревались. Например, трубки к манометрам - там сплав тоже застывал, а паровой обогрев туда не подходил. В основном же всё грелось штатными системами. Разогревались долго, более полугода, и где-то в начале 1973 года вышли на МКУМ, затем на 5%.
Напомню, что на пла К-27 были установлены (впервые в мире) автономные турбогенераторы. Провернули ТГ ТГ, далее выходили до 10% номинальной мощности (реактора правого, неаварийного борта).
В процессе разогрева теплоносителя было много мелких неприятностей, например, протечка сплава у одного из манометров реакторного отсека. Спецтрюмный решил срубить его зубилом, но в результате срубил сам трубопровод, и буферная ёмкость наполнилась сплавом полностью. Пришлось его вычерпывать, вручную. Допустимое время работы - пять минут, работали в костюмах химзащиты. Привлекались только офицеры.
А ведь туда ещё и залезть нужно! Начерпал я полведра, решил, что пора идти обратно - а поднять его не могу! Удельный вес свинца, знаете ли… - в половине ведра полноценные 50 килограмм! Еле-еле выпер из буферной наверх…
Для того, чтобы попасть на лодку, мы, как и все, переодевались в специальных помещениях службы радиационной безопасности (СРБ). Войти на лодку можно было через центральный пост, либо (в корму) - через восьмой отсек. А вот для того, чтобы попасть в реакторный (четвёртый), нужно было переодеться ещё один раз. Реакторный отсек был выгорожен в отдельную зону строгого режима. И над реакторным отсеком было сооружено штатное помещение (надстройка), обычно используемое при перегрузке активных зон реакторов - т.н. "домик"(либо "изделие рубка").
При выходе из ЗСР контроль был жёсткий. А когда рядом поставили "эску" (ЭНС-2 - энергетическое судно) - вдвойне. С меня три раза фактически, при спецобработке чуть кожу не сняли, и обрить собирались налысо. Поверхностного загрязнения в реакторном (отсеке) хватало. Особенно поначалу, пока молод и неопытен, когда моешься после работы горячей именно водой - радиоактивные частицы попадают в расширившиеся поры, и фиг их оттуда потом вытащишь!
Радиационная обстановка в реакторном отсеке была сложной и из-за того, что на пла К-27 напрочь отсутствовала биологическая защита - при проектировании считалось, что свинец в составе теплоносителя первого контура с успехом выполнит её функции. Кстати, не устанавливались на подлодку и резервные средства движения - дизеля (*). Всё это, конечно, давало преимущество в уменьшении массогабаритных характеристик, но как показала практика, было неверно. Вообще складывалось впечатление, что при проектировке К-27 конструкторы считали ядерно-радиационную аварию на ней невозможной. Абсолютно не было уверенности у науки и в удачном исходе дела - самой возможности запустить неаварийный реактор, спустя столько лет ожидания. Тем больше была радость, когда всё удачно завершилось. По результатам будут написаны множество диссертаций, но про поощрение экипажа за выполненную работу, как это часто бывает, забыли. Хотя прямо говорили об этом в начале эксперимента, видимо, лишь для поднятия морального духа.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Гремиха. В тундре".
Было принято решение сделать пробный выход в море, но командир БЧ-5 капитан 2 ранга Иванов был категорически против, учитывая техническое состояние лодки. В результате московское руководство удалось переубедить. Лодку поставили в гремиханский док, предварительно слив сплав ЖМТ, для производства ремонта цистерн главного балласта. ЦГБ были дырявые настолько, что лодка стояла у пирса "на поддуве" - компрессора работали круглосуточно. Пока лодка была в ДОК*е, меня прикомандировали на судно "Аксай", направлявшееся на Новую Землю в губу Белушью, для производства испытаний ядерного оружия.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "ПБ "Аксай" во время съёмок кинофильма "Командир счастливой щуки".
Был прикомандирован я где-то полгода, а когда вернулся, лодки моей уже в Гремихе не было.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "АПЛ К-27 ЖМТ Северодвинск".
Поскольку первая эйфория у руководства ВМФ прошла, то, учитывая техническое состояние лодки, в море её никто отправлять не стал. Было принято решение перегнать пла в Северодвинск на утилизацию, ещё раз сократив экипаж. Но технология утилизации пла с ЖМТ отсутствовала напрочь, поэтому было принято решение затопить К-27 у Новой Земли.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "АПЛ-К27 последний поход".
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "АПЛ К-27".
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Приступили к затоплению АПЛ К-27".
Рекомендации МАГАТЭ о затоплении на глубине не менее 3000 метров были проигнорированы, лодку затопили на глубине 30 метров, но не просто так, а с перспективой последующего подъёма. Экипаж был расформирован, и желавшие продолжить службу сами искали себе места, например, некоторые пошли служить командирами рот в учебный отряд Северодвинска.
Поскольку делать мне в Северодвинске было особо нечего, было принято решение оставить меня на плавбазе "Аксай" на постоянной основе. Плавбаза забирала в губе Белушьей науку и работяг из "Мосметростороя", а сама на время взрыва уходила в открытое море, подальше от пролива Маточкин шар, в районе которого, собственно говоря, и находились т.н. "норки" (**). После взрыва "пассажиров" плавбаза высаживала. Сама база на Новой Земле подчинялась спецуправлению в Москве и снабжалась напрямую из Москвы, поэтому купить в местном магазине всегда было что.
Если первый взрыв, по каким-то причинам был неудачен, и нужно было оставаться на обеспечение повторного, наш стармех всегда командующему базой докладывал, что у него цилиндрового масла осталось только на переход до Гремихи. На Северном флоте всего два судна использовали перегретый пар, и цилиндрового масла был лимит - 200 килограмм на год.
-"Чтооо?!" - неизменно возмущался адмирал - "давайте-ка мне вашего представителя!"
Катер наутро вёз представителя в базу, а оттуда, самолётом - в Амдерму. Через сутки на борту у нас уже две бочки масла! Все вопросы обеспечения решались оперативно, можно сказать, влёт - такое внимание придавалось производству испытаний ядерного оружия. Естественно, при производстве ядерного взрыва всё списывалось.
Технологии утилизации к настоящему времени разработаны и опробованы, во время празднования 90 -летия академика РАН вице-адмирала Саркисова, в 2014 году, юбиляр отмечал, что ему поручено разработать проект подъёма пла К-27 и её утилизации.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Академик вице-адмирал Саркисов А.А. на параде 09.05.19 г".
Евросоюз планировал выделить на эту проблему финансовые средства. Естественно, в нынешнюю пору обострения взаимоотношений РФ со своими бывшими "партнёрами", ни о каком финансовом спонсорстве не может быть и речи.
Тема периодически муссируется средствами массовой информации, в основном в связи с очередной годовщиной аварии, 24 мая 1968 года, но воз и ныне там".
02.12.2023
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "В. Пустынников, Л. Сивов и М. Матросов".
Сноски:
Фото из сети интернет. Источник, ссылка: ( https://cz.pinterest.com/pin/694398836270614904/ ).
(*) - "дизельный отсек", говорите?!! Да ладно, при отсутствии дизелей? ))) Выделил жёлтым. Вот поэтому я всегда действительно интересующихся историей отечественного "подводного плавания" призываю к осторожности, при просмотре т.н. "экспертных источников"...
(**) - сленг. Места подрыва ядерных боеприпасов.
Приложения.
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Голландия, первый курс".
Комментирует пользователь соцсети "ОК", на страничке Леонида Дмитриевича, РУСЛАН ВИСИНГИРИЕВ:
"Как молоды мы были, как быстро прошло время! А мы думали , что старость , вернее путь к ней долгий. А оказывается за всеми делами, суетой, оглянулся назад, а уже и старость подошла!!! Но слава Всевышнему у нас было хорошее детство , юность , молодость, цели, у нынешнего поколения этого ничего нет, только борьба за выживание!"
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова. / "Командир К-27 Новицкий Геннадий Гелиодорович".
Чтобы мне было чем проиллюстрировать этот рассказ, Леонид Дмитриевич любезно разрешил воспользоваться фотографиями со своей странички в "Одноклассниках", что я с огромным удовольствием и сделал. Большое ему спасибо!
Приведу комментарии под фотографией, приведённой выше. На ней командир Леонида Дмитриевича. Меня, честно говоря, зацепило…
Комментирует пользователь Маринка Калинка: "Часто швартовались то ли к 7-му, то ли к 8-му причалу - не помню. В этот год, летом понаехало гражданских во главе с Овчинниковым. Аппаратуры к нам навезли много. Проводили какие - то работы в четвёртом отсеке. Новицкий частенько заходил к нам. У нас на палубе был самодельный турник и стояло несколько самодельных гирь из кухтылей, залитых свинцом. Тяжеленные, за 40 кг. Любил он эти кухтыли ворочать. Стоял я на вахте у трапа, под утро смотрю - по пирсу идет Геннадий Гелиодорович. Поворачивает к нам, я как положено: "...цель вашего прибытия..." Настроение у него было хорошее, мне говорит, мол - отожмёшь от плеча гирю в сторону три раза - бутылку коньяка ставлю. Я и пробовать не стал. Берёт сам гирю - считай! Не помню сколько раз он отжал. Потом говорит - неси кружку и огурец. Принёс. Достаёт из портфеля бутылку коньяка, наливает полкружки - пей! Я не успел что - то сказать, не бойся мол, если что - вали на меня. Посидел немного, что - то рассказал, но одна фраза врезалась мне в память на всю жизнь! Хлопнул по плечу мне и заторопился на свою К-27. Вечная ему память!"
…
Комментирует пользователь Ruslan Mammedov: "Геннадий Новицкий, капитан первого ранга, мой командир АПЛ К-27. Под его командованием мне пришлось прослужить около двух лет, затем был переведен на другую подводную лодку. Но вспоминать его без улыбки не возможно, настолько он был человеком с юмором, с другой стороны физически крепким с фигурой атлетиста и очень интересной походкой, чуть косолапой напоминающей боксера. К стати бокс любил и частенько проводил бои с теми, кто владел этим видом спорта из числа команды. В тот момент Генадий уже считался не командиром, а соперником, бывало и ему доставалось, бывало и он побеждал. Но это никогда не отражалось на службе. Генадий Новицкий был необыкновенным командиром подводной лодки, сколько он покрывал наши нарушения , проступки совершаемые на берегу. Вся команда для него была семьей и не было любимчиков или опальных, все перед ним были равны, и разумеется он для нас был авторитетом и законом. Помню когда меня переводили на другую АПЛ, я подошел Генадию Новицкому и спрашиваю ; товариш командир, за что меня переводят ; на что он ответил Руслан я вне сильный, а тем более мы люди военные, а честно срочно нужен торпедист на другую АПЛ, и мне так жаль с тобой расставаться . Своего командира буду помнить всегда. Очень жаль столько мы в этой жизни по разным обстоятельствам потеряли своих друзей подводников. Вечная память ему."
…
Комментирует пользователь валерий владимирович: "Да, сильный был человек. У меня кто хорошо служит по два раза в отпуск сходят, а рас***дяи один, говорил он. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЕМУ."
…
Комментирует пользователь Александр Тетеревков: "К комментарию Виктора Чибирева. Стояли у 8-го причала, мы с левого борта, а 8-ка с правого. Это я про свою службу на К-27. А спортивные подвиги командира гремели на всю базу. Он еще , учась в училище, уже был чемпионом по тяжелой атлетике н различных соревнованиях. А про коньяк - так я был сам свидетелем подобного случая. Павда это было в нашей казарме. Стараниями Геннадия Гелиодоровича в одной из кают был устроен маленький спортзал,в котором было и различное "железо". Так вот однажды, я был дежурным по экипажу, захожу в зальчик и вижу, как командир предложил нашем спортсмену Верехину потягать 2-пудовик. И представляете - была ничья. А спорили на коньяк (предложил кэп). Несмотря на ничью, командир выставил Верехину бутылку коньяка. Ее мы ночью и выпили за здоровье нашего любимого командира, царство ему небесное и пусть земля ему будет пухом.За все время службы на ПЛ мы ни раз не видели нашего командира выпимшим, хотя "шила" было много. Умел человек себя держать в руках и контролировать."
…
Комментирует пользователь Олег Богомазов: "А ещё он был прекрасным поэтом!"
…
Комментирует пользователь Александр Тетеревков: "Да, и поэтом был прекрасным! Настоящий русский офицер! Где-то на просторах интернета я видел сообщение, что кто-то из друзей командира издал книгу его стихов. Надо будет поискать и сообщить всем."
Фото из личной коллекции Леонида Дмитриевича Сивова.
…
Ушла эпоха освоения первых отечественных атомных подводных лодок. Остались лишь её немногочисленные, к сожалению, свидетели. Поэтому я считаю очень важным про неё, и людей, на пла первого поколения служивших, рассказывать.
Леониду Дмитриевичу Сивову - огромное спасибо за предоставленную информацию. От души желаю ему здоровья, удачи и тихого семейного счастья!
Скриншот из личной коллекции автора.
Скриншот из личной коллекции автора.
P.S. Они сами сделали свой выбор. Те, кто первыми осваивал атомную энергетику на отечественных подводных лодках. И заплатили за это своим здоровьем, а порой и жизнями. Проявляя при ликвидациях бесконечных аварий и неисправностей вынужденный героизм...
Я полагаю, помимо "дорогого Никиты Сергеевича", абсолютного профана и волюнтариста, в том числе и в военном строительстве, нужно сказать большое спасибо Министру обороны СССР тов. Жукову за разгон вторых экипажей пла и категорическое нежелание ввести на атомоходах контрактный набор, для военнослужащих срочной службы. Несомненно, также заслуживает особой благодарности и Главнокомандующий ВМФ тов. Горшков, за то, что он… гмм… не смог (либо не захотел) Министра обороны переубедить. Я полагаю, есть некоторые вещи, за которые надо биться до конца, невзирая на то - кто твой оппонент и что он способен с твоей карьерой сделать! Тем более что Родиону Яковлевичу Малиновскому, сменившему Жукова, требовалось лишь всё подробно и обстоятельно объяснить. Поскольку, по отзывам современников, манией величия он не страдал. А затем, думаю, действовать по принципу "вода камень точит".
Всерьёз увлёкшись историей создания отечественного атомного подводного флота (время на пенсии наконец-то для этого появилось), я понял, почему мой отец неизменно называл этого человека (медалью имени которого, по иронии судьбы, я награждён) не иначе, чем "горшок". Впрочем, это моё личное мнение, я ведь со старших лейтенантов "мыслю негосударственно". И я не хочу тут обозначить, какой я типа умный. Отнюдь...
Мне за десятки трупов братьев-подводников обидно до жути, и за сотни потерявших здоровье и ушедших преждевременно в мир иной! А ведь всего-то требовалось, тем, от кого это зависит, включить мозги и правильно распределить народные, государственные деньги…
.