"Когда мы были молоды и силами полны,
Ходили подо льдами мы в объятьях глубины.
Крепчала наша Родина от наших славных дел.
Не знали мы, не ведали, что силам есть предел!
Горели и тонули мы, да что там вспоминать?!
Молчали об авариях. Приказано молчать.
Нас все же рассекретила Чернобыля беда.
Воистину, подводники, нет худа без добра!
Лежим на койках мятые, и косточки болят.
Сердечки с перебоями и скрипами стучат.
И прыгает давление, кружится голова.
Такая вот подводничкам прописана судьба".
© Капитан 3 ранга Владислав Владимирович Домбровский, бывший комдив – раз ЭМБЧ (командир дивизиона движения элетромеханической боевой части) атомной подводной лодки К-27. Стихи написаны им во время очередного лечения в госпитале.
Благодаря "К-19. Приносящая вдов", "Враждебные воды", etc. весь мир узнал про аварии на советских атомных подводных лодках. Интересно, конечно, когда твои "стратегические партнёры" про твоих старших братьев – подводников фильмы снимают. Искренне же интересующийся не на уровне художественного фильма данной темой человек, даже обладающий некоторыми специальными знаниями, заранее обречён на неудачу. Из – за недостатка информации в широком доступе, поданной доступным языком, в удобочитаемом виде. Под маркой секретности в Советском Союзе было можно всё, в том числе и выдавать пострадавшим от радиоактивного облучения справки типа: "…в момент хлопка находился там – то…" (Чажма, К-431). Доступная же "просочившаяся" информация крайне противоречива, кастрирована и зачастую является просто ложью. Или полуправдой, которая, на мой взгляд, ещё хуже лжи.
Но, пардоньте, первое поколение атомоходов утилизировано практически полностью (осталась одна К-3, первая атомная подлодка ВМФ СССР, бесконечно – терпеливо ждущая возможного переоборудования в музей); все системы и механизмы, аппаратура, комплексы оружия сняты с вооружения и разгрифованы. Из пионеров освоения атомной энергии в подплаве в живых остались единицы. Что же мешает детально и гласно разобрать причины радиационных (ядерных) аварий и происшествий и отдать заслуженные почести пока ещё оставшимся в живых людям, ценою собственного здоровья, а зачастую и жизни, освоившим и внедрившим АЭУ (атомные энергетические установки) на отечественных подводных лодках; создавшим мощнейший в мировой истории атомный подводный флот?
Я думаю, ответ Вы сами знаете. Потому что на официальном уровне это никому нахер не нужно. Общеизвестно, также, что "за аварии мы не награждаем" ©Н.Хрущёв. Да и читая (или смотря) "между строк" те же новости – предельно ясно, что ветераны советского подплава на очереди после ветеранов Великой Отечественной войны. Без комментариев…
Наши же режиссёры или "утомлены" борьбой с всесильной когда - то организацией на четыре буквы (НКВД); мстя за репрессированных родственников за государственный счёт. Либо снимают бесконечные менто–бизнес–бандюганские сериалы. Либо "мыльные оперы". Как по мне, так лучше бы "космические оперы" снимали. Помню, вся школа №221 города Баку (от третьего класса и старше) после двух минутного, осуждающего "загнивающий капитализм", сюжета программы "Время"; где в центральный пост (скажу по – лодочному) космического корабля залетает робот (или пришелец - пойди там разбери?), астронавтку по фейсу бластером хрясь – а та падает за пульт, попутно демонстрируя стройные ножки и задранную миниюбку. Разговоров было дня на три – какие уж там уроки?!
А с подводниками этими там же сложно всё!(((. Как вот, к примеру, реалистично снять пожар на подлодке? Там же через несколько секунд ни видно ниххуя – "молоко" висит в отсеке. И как прикажете всё это снимать? Консультанты (подводники) заебут своими придирками к тому же. Ну (вдруг) снял ты, допустим, действительно честный и правдивый фильм. Так подводники (они такие!) мигом осмелеют и станут требовать киношедевры к 19 марта, празднику своему. Причём чтоб ежегодно! Причём чтоб за душу брало. И чтоб их (подводников) боевые подруги (которых обычно фиг чем удивишь), впечатлённые увиденным, по первому требованию бегали в магазин за спиртным и вкусняшками для своего Героя. А так чтоб минимум до дня Флота (который как, известно в конце июля).
Всё это, сами понимаете, никуда не годится. И никто на это не пойдёт. И никакого простора для творческой инициативы. Ведь подводники эти… те ещё фрукты! Вот сделаешь там (на подлодке) ещё что – то не так, или понажимаешь там не на то, что нужно (а столько ведь, тумблерочков – кнопочек, рычажков - маховичков там всяких заманчивых – руки так и тянутся!). Ведь говорят, у них "ключи - трещотки" (второе название "розмах") там какие – то есть… И если их доебать по настоящему, то они могут взять их в руки и (представляете?)… кааак пиздануть тебе по ушам! Тьфу ты, блядь, какая невоспитанность(((.
Да и хуй с ними, с режиссёрами и прочей бомондной интЭллиХенцией – проблемы отечественного синематографа, (как и автопрома – поскольку я пешеход); ебут меня меньше всего. Хотя пару сюжетов я бы подкинул. Сразу скажу, что несколько абзацев ниже будет про мерзость и блядство, смехуёчки и хиханьки. Но и это всё было. А на фоне историй, от которых дерьмецом попахивает, настоящее и серьёзное выглядеть будет рельефнее и контрастнее. Итак:
Сезон первый "будни отстоя и утилизации" - начинать так начинать, с самого как ни есть геройского ;):
-1-ая серия: #Повеселились. Про то, как 52 –ая подводная лодка (на фото вверху), отслужив свой срок, следовала из Гремихи в СРЗ "Штиль" на утилизацию; а её командир, капитан 1 ранга П-ов (по кличке "краса и гордость моряков") вдруг взбодрился неожиданно (алкогольный психоз), и дал команду молодому мичману дать свой ход дизелями (аккумуляторная батарея была в строю). И пошла она, родимая, буксир таранить на второй космической скорости 3 узла и с креном где – то в пару градусов. Командиру дали пизды, скрутили и заперли в собственной каюте механик со старпомом. В результате экипаж вместо пятничного культпохода в ресторан "Пала" двое суток маялся в Оленьей Губе (где с развлечениями как – то не очень). И прибыли они на акваторию завода – гиганта только в понедельник. Немытые, небритые и злые. И так, с чувством, не остыв ещё, вкусно мне рассказали эту историю, что я до сих пор её помню.
-2-ая серия: #Три_единицы. Это наша К-149 и, рядом, утилизируемая К-111 на фото вверху. Вскоре 111 – ую поставили в гордом одиночестве (чтобы не мешать выгрузке оборудования) на наше "штатное" место – к пятому стационарному причалу СРЗ "Штиль". Я шёл на свою подлодку, возвращаясь из командировки. Смотрю:
- Мама моя дорогая!!! Два буксира (потом пригнали третий), народу на 5 пирсе, как на празднике первомая. Все суетятся, в наличии два с "пауками" на плечах (адмиралы - командуют). Ну его нахер - мудро подумал я и пошёл обходной дорогой, маскируясь свалкой "хранимого" оборудования и механизмов. Как демонтированных, так и предполагаемых к установке на лодки ремонта. Последние в стремительно сереющих под открытым небом деревянных "обрешётках". Так и не установили потом практически ничего с развалом Союза, кстати. Дежурный по нашей ПЛ вкусно рассказал подробности. Началось всё ещё вчера. Вечерело. Ну как, блядь, астрономически, конечно же. Северное лето же! В отличном настроении два капитана первого ранга, командиры подлодок ремонта (назовём их Икс и Игрек) возвращались на свои подлодки ремонта после ужина в ресторации "Пала". Зачем на подлодки, а не на ПКЗ? Да хуй его знает. Полагаю взять шила и продолжить поднимать себе настроение, попутно вздрочив ДВС (дежурно - вахтенную службу), чтоб не расслаблялась. И вдруг видят:
-ALAAARM!!! Народ с боевой подлодки ремонта шпилём за корму (полтора отсека воды набрали) утилизируемую и тонущую 111 -ую держит, и так далее. Самая как ни на есть БЗЖ (борьба за живучесть) во всей красе. -"Ну его нахуй, без нас разберутся!" - мудро сказал Икс. Но Игрек принял решение поучаствовать (а может и возглавить). Спустя всего пару минут тов. Игрек бодро двигался в корму незнакомого 675 проекта, как вдруг внезапно в шестом (реакторном) отсеке погас свет... куда идти дальше хуй его знает... через пару минут пришёл ужас отчаяния (да и трезветь в таких случаях всегда противно) - "Сдохну ведь тут, сдохну, блять, как собака! Нахуй я сюда полез?!!" - думал командир - но тут со стороны пятого отсека появился не ангел, нет - а всего лишь старшина 2 статьи срочной службы с аккумуляторным фонариком:
- "Тащщщ капитан 1 ранга, а Вы что тут делаете?!!".
- "Сижу".
- "Аааа, так Вас вывести отсюда?".
- "Ну да, сынок...".
-3 -тья серия: #Взлохмаченный_полководец. Капитан 1 ранга Пинчук. Назовём его "уважаемый". Я упоминал его уже в рассказе "П_К_З". Он и внешне очень на дедушку из программы "Спокойной ночи малыши" того времени был похож, и точно так же обращаться любил (к подчинённым, правда, не детям - телезрителям): - "Ээээ, уважаемый…" (то ли нахуй послал, то ли вежливо заранее издевается – непонятно). Который, в бытность старшим лейтенантом, не знал, куда себя деть при радиационной аварии. А став затем этой же подлодки командиром, требовал у мичманов, хуяривших (устранявших последствия аварии) в своё время в реакторном отсеке: -"А где моё чернобыльское (ВПОР) удостоверение?! Ах, меня там (в реакторном отсеке), говорите, не было? Хуй Вам тогда, а не подпись моя и печать на Ваши документы!". А потом удачно спихнул свою лодку, плавно из среднего ремонта ушедшую на списание (с нормальненькими, так скажем, недостачами) и стал начальником штаба соединения. И доебал командира утилизируемой гремиханской пла – тот заступил дежурным по соединению и застрелился. И 104 -ая подводная лодка – "раскладушка" (другая уже) в доке на борт упала при всплытии оного – я лично шею чуть не вывернул, пытаясь рассмотреть подробности из окошечка автобуса; следуя с утра на службу на "Выдру".
При затоплении 111 –ой, кстати (предыдущая серия), "уважаемый", будучи дежурным по бригаде (выключить "woki toki" забыл) причитал: -"Бля, бляяяя… Бля, а она (111 –ая подлодка) на ровный киль встанет? (то есть на дне - утонув окончательно)". А народ вовсю с поступлением воды борется на пятом пирсе (подошедший буксир уже девятый отсек осушил и за десятый принялся) и смотрит на это дело… гммм… странненько так. Да ладно – с презрением явным. Но молча делает своё дело. Дежурный по живучести свою "woki toki" просто потом выключил. А оперативная служба – напротив – долго и с явным удовольствием веселилась. Наслаждаясь.
…
Сезон второй "боевые будни":
-1-ая серия: #Цистерна_рассола_брага_боевая_служба. "Убийца авианосцев" собирается на боевую службу. Проверка, как положено. Вроде всё ЗБС (как сейчас некоторые говорят). И тут, в корме, кто - то из проверяющих с развитым обонянием, чует знакомый запашок. -"Вот, блядь, матросы опять огнетушитель "зарядили"! Счас кааак выебу!! Стоп дуть, какой к херам огнетушитель, это же не казарма, да и "прёт" ну уж очень сильно?". Начинают разбираться. Полцистерны "рассола" браги. Тонны три. Точно не скажу - не мой проект подводной лодки. И никто ничего из экипажа не знает. У всех голубые от невинности (даже если по жизни карие) глаза. Боевая служба сорвана.
-2-ая серия: #Радиоактивный_хрусталь. 192 –ая подлодка, возвращаясь с боевой службы, прибыла в базу с двумя сожжёнными, хотя и свежеперезаряженными реакторами (пережог активных зон); и начали её дезактивировать и захоранивать с неё ТРО (твёрдые радиоактивные отходы), как положено: ну и ковры, хрусталь, мягкую мебель заодно. Ведь кто в здравом уме к контейнерам с радиоактивным дерьмом подойдёт? А подошли, проверили – а они пустые, одна пыль вековая, да и то на дне и стенках контейнеров только. Начальник СРБ (службы радиационной безопасности) гарнизона, капитан 1 ранга Маслов по итогам проверки разжалован в начхимы (через две ступени вниз, должность капитана 3 ранга) ОФИшной подлодки. Остальные отмазались.
-3-тья серия: #Подводная_мёртвая_петля. Капитан 1 ранга Муравьёв, по кличке "бешенный моряк", командир подлодки 675 проекта, реально, в подводном положении, дал команду на проведение сей операции. Я при этом не присутствовал, как рассказывали, так и продолжу. Старпом, механик… Правильно! Дали пизды, скрутили, изолировали в каюте. В результате реально сошедший с ума человек направлен (в наказание ;)… учить курсантов Севастопольского ВВМИУ ("Голландии"). Цитирую его: "У меня была мечта сделать "мёртвую петлю" на подводной лодке. Но технические возможности этого не позволили. А теперь у меня мечта сделать… Спящего! Курсанта!! Идиотом!!!". А перед этим – ХУЯК по парте указкой (а ты спишь, первый курс всё – таки (((; и проверяет он затем твой "коэффициет опиздинения" ей же, водя перед твоими глазами.
…
А теперь про героизм. Хотя он и горький (вынужденный). И назвал бы я этот киносценарий "Забытая Двадцать Седьмая".
Сразу скажу, что очень пытался подойти к разбору ситуации непредвзято. Поэтому эпизоды, описывающие, как личный состав "шомполил" вручную застывший радиоактивный металл из вырезанных фрагментов трубопровода первого контура, кувалдой и зубилом убирал застывший теплоноситель в отсеке; имея из средств защиты от радиации марлевую повязку под гордым названием "респиратор ШБ-1 "Лепесток" я ниже не привожу.
Ссылки есть – кому интересно, прочтите, пожалуйста. Честно говоря, при первом прочтении эти настоящие подвиги, которые делавшие эту работу люди считали чем – то само собой разумеющимся, повседневными буднями, вызвали у меня лёгкий шок.
Лично меня всегда очень интересовала тема альтернативных (общепринятым водо – водяного типа) реакторов на жидкометаллическом теплоносителе. Вначале процитирую источник, объясняющий истинную суть вопроса моего рассказа:
"В начале 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных АПЛ, шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. Одним из таких решений была разрабатываемая в ФЭИ, под руководством академика Академии наук Украинской ССР А. И. Лейпунского атомная энергетическая установка с жидкометаллическим теплоносителем. При проектировании первой советской АПЛ, в качестве основного был выбран вариант водо - водяной атомной энергетической установки (АЭУ), но работы по корабельной энергетической установке с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) не прекратили.
В октябре 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке опытной АПЛ проекта 645 с жидкометаллической паропроизводящей установкой (ППУ). Этот проект, сохраняя во всем остальном родство с первой АПЛ, по существу, являлся модификацией проекта 627. В конце 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных АПЛ, было принято решение о создании серии высокоавтоматизированных и скоростных АПЛ проекта 705. Для обеспечения заданных тактических данных, подводная лодка проекта 705 должна иметь водоизмещение порядка 1500 тонн, и мощную и маневренную энергоустановку.
По замыслу, новый корабль, своеобразный "подводный истребитель - перехватчик ", располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.
Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения "домой" -самостоятельно швартоваться. Этим противоречивым требованиям удовлетворяла ядерная энергетическая установка на надтепловых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Поэтому, для отработки ГЭУ такого типа было решено построить АПЛ проекта 645.
…После сдачи АПЛ вошла в состав КСФ и перешла к месту своего постоянного базирования в Гремиху, где построили специальную котельную, необходимую для поддержания в межпоходный период теплоносителя в разогретом состоянии.
В апреле 1964 года К-27 под командованием Гуляева вышла в первое сорокадневное автономное плавание. Курс АПЛ был проложен из Арктики в экваториальную часть Атлантики, с целью проверить механизмы и технические средства корабля в работе в течение полной автономности в различных климатических зонах, определить оптимальные режимы использования АЭУ.
17 мая 1964 года АПЛ достигла территории экваториальных вод и провела 2-х недельные испытания ядерного реактора, где системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей.
Температура в реакторном и турбогенераторном отсеках была около 60 °C при влажности до 100 %, остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C. Однако и в этих условиях энергетическая установка работала устойчиво.
…12 июня 1964 года, в ходе автономного похода был установлен рекорд длительности плавания без всплытия (более 50-ти суток). АПЛ К-27 всплыла в родных водах, пройдя 12 425 миль за 1240 ходовых часов. Результаты этого похода еще больше укрепили уверенность моряков в большей надежности и безопасности ППУ с жидкометаллическим теплоносителем.
…Второй поход, под командованием капитана 2 ранга Леонова, К-27 совершила в 1965 году в Средиземное море. …16 июня 1965 года К-27 отошла от пирса Западной Лицы и отправилась в свой длительный 60-суточный поход.
…13 сентября, после 60-суточного боевого дежурства, пройдя 15 тысяч миль, АПЛ К-27 пришвартовалась к одному из пирсов Западной Лицы. (Впервые в истории ВМФ СССР пла К-27 скрытно проникла в Средиземное море, произведя учебную торпедную атаку на американский авианосец, и успешно "оторвалась" от кораблей охранения – мой комментарий).
… началась подготовка к походу. Прежде всего, требовалось провести регенерацию сплава, на что должно было уйти 3 недели. Этим срывались сроки выхода в автономный поход, известные командиру 17 - й дивизии контр -адмиралу М.Г. Проскунову. Командование дивизии торопило: предыдущий поход был признан успешным, а в новом походе ставилась амбициозная задача, совершить "кругосветку" без всплытия. Отношение командира дивизии М. Г. Проскунова к срокам выполнения вновь поставленной боевой задачи, может проиллюстрировать его фраза: "если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса".
Командир БЧ - 5 капитан 2 ранга Иванов, настаивая на проведении регенерации, решился записать в журнале о готовности корабля к выходу в море: "БЧ - 5 к выходу в море не готова". Сделать такую запись в сложившихся условиях было не просто. Регенерацию вынуждены были разрешить, но, под давлением руководства Северного флота, сроки регенерации были сокращены с затребованных трёх недель до одной, с расчетом провести полную регенерацию после контрольного выхода. А.А.Иванов настаивал провести полную регенерацию до контрольного выхода. Но юридических оснований, препятствующих выходу в море, командование не нашло. Материальная часть всех боевых частей была в строю, подготовленным личным составом корабль был полностью укомплектован. Все разрешения были подписаны.
19 мая 1968 года капитан 1 ранга Леонов вывел свою лодку в один из полигонов боевой подготовки в Баренцевом море на контрольный выход. Задачи контрольного выхода были выполнены. Осталось лишь вывести реакторы на полную мощность и пройти максимальным ходом…
*Случившаяся авария будет описана ниже, поэтому тут я её не цитирую (мой комментарий). На фото внизу К-27 в море:
… В начале июня 1968 г. корабль обследовала специальная комиссия, которая пришла к выводу о необходимости проведения расхолаживания реакторов и замораживания сплава в реакторах обоих бортов. По существу, это был смертельный приговор АПЛ пр. 645 К-27. После замораживания сплава ввести реакторы в действие становилось практически невозможным. Но комиссия пошла на этот вынужденный шаг из-за тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле. К 20 июня 1968 г. необходимые операции по расхолаживанию ППУ и замораживанию сплава завершились. Все механизмы ППУ были выведены из действия и законсервированы. К-27 была переведена в отстой на длительное хранение.
…Выведенная из состава флота, подводная лодка почти 13 лет находилась в отстое, ожидая своей участи. Проблема заключалась в том, что не было берегового могильника, способного принять для захоронения столь крупногабаритный объект как реакторный отсек АПЛ. Кроме того, работам по утилизации АПЛ препятствовала сложная радиационная обстановка в реакторном отсеке и значительное количество радиоактивных элементов, вынесенных из реактора. Тем временем дальнейшее содержание АПЛ на плаву становилось все более опасным — корабль не ремонтировался, и АПЛ могла затонуть прямо у причала. Поэтому в апреле 1980 г. было решено провести консервацию реакторного отсека.
В мае 1981 г. АПЛ поставили в док северодвинского предприятия "Звёздочка". Полости оборудования ППУ и ее трубопроводы были заполнены специальным составом (фурфуролом – мой комментарий), который после затвердевания предотвращал вымывание и выход из реактора радиоактивных материалов. Свободные объемы отсека и цистерну водо - свинцовой защиты заполнили битумом. Для сохранения плавучести АПЛ во время буксировки через неспокойное Баренцево море 4 цистерны главного балласта заполнили вспененным полистиролом. Все операции были выполнены предприятием "Звёздочка" в течение лета, и вскоре АПЛ К-27 отправилась в свой последний путь. Силами ВМФ она была отбуксирована в Карское море и осенью 1981 г. затоплена у Новой Земли на глубине около 75 м. на входе в залив Степового.
Рассказывает командир БЧ - 5 капитан 2 ранга Иванов:
"Я сходил с корабля последним. Вся моя жизнь практически была отдана этой подводной лодке. Я поднялся на мостик, снял флаг и положил его за пазуху. С буксира меня торопили криками и жестами. Я прыгнул в шлюпку. Стальное тело лодки, каждый сантиметр которого был мне знаком, спокойно колыхалось рядом. Я поцеловал его и заплакал…Буксир – спасатель "наехал" на хвост, пробив балластные цистерны и, вскоре, вода сомкнулась над ней".
Прошли годы. И проблема с захоронением АПЛ К-27 стала острой, так как результаты расчетов ФЭИ не исключили возможности возникновения самопроизвольной цепной реакции в реакторах АПЛ К-27 в случае попадания в активную зону всего 5 л воды. Проблема вышла на международный уровень и была рассмотрена на встречи лидеров "Группы восьми" во Франции в 2011 году. В 2012 году в район затопления АПЛ К-27 было отправлено две экспедиции. Их целью была оценка радиационной обстановки вокруг АПЛ, чтобы выяснить возможность более детального обследования с помощью водолазов. По результатам этих исследований был сделан вывод, что использование водолазов для проведения судоподъёмных работ возможно уже сегодня. Проблема рассматривалась, и была признана актуальной на пяти пленарных заседаниях и семинарах Контактной экспертной группы МАГАТЭ по обращению с ОЯТ и РАО. А перед Правительством Российской Федерации, в практической плоскости, встал вопрос о необходимости скорейшего подъема и утилизации АПЛ К-27."
"АПЛ К-27 по прозвищу Нагасаки". Юрий Бахарев (https://proza.ru/2015/07/13/1064). На фото вверху - обсуждение вариантов подъёма АПЛ К-27.
Привожу эту цитату первой, хотя нашёл я на этот материал совсем недавно, можно сказать совершенно случайно. По моему мнению, в нём наименее эмоционально, кратко и ёмко рассказана вся история подводной лодки К-27.
А теперь процитирую книгу "Атомная подводная эпопея: подвиги, неудачи, катастрофы", 1994 года издания, рассказ "БЧ-5 к выходу в море неготова", как первый серьёзный материал, попавший мне в руки по интересующей меня теме:
"На первых подводных атомоходах, как советских, так и американских, первый контур реакторов был заполнен водой высокой степени очистки - бидистиллатом. Она служила одновременно замедлителем нейтронов, средством охлаждения ГЭУ и средой для передачи тепла в парообразующую систему. Однако в то время бидистиллат не считался оптимальным теплоносителем, и поиски в этом направлении продолжались.
На второй атомной лодке США - "Си Вулф" первый контур заполнили жидким металлом. Вскоре американцы убедились, что жидкометаллический теплоноситель создает дополнительные сложности. Во - первых, необходимо постоянно поддерживать сплав в горячем состоянии при стоянке лодки на базе. Во - вторых, эксплуатация реактора постоянно связана с угрозой замораживания (особенно в разветвленных вспомогательных коммуникациях) в случае технического отказа систем или при ошибках экипажа. Поэтому после непродолжительной эксплуатации ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем на "Си Вулфе" вновь перешли на воду. К сожалению (выделено мной), мы не сумели достаточно быстро отказаться от применения жидкометаллического теплоносителя.
В начале 60-х годов ВМФ была передана подводная лодка с двумя реакторами на промежуточных нейтронах и жидкометаллическим теплоносителем, получившая обозначение К-27. К-27 успешно использовалась на боевом патрулировании и участвовала в учениях. Через несколько лет после начала ее эксплуатации была проведена уникальная научно-инженерная операция по перезарядке активных зон реакторов при поддержании в расплавленном состоянии металлического теплоносителя.
Несчастье (выделено мной) с лодкой произошло 24 мая 1968 г. Экипаж, которым командовал капитан 1 ранга П.Ф. Леонов (командир БЧ-5 - капитан 2 ранга А.А. Иванов), осуществлял проверку и фиксацию параметров ГЭУ в режиме самого полного хода. Вдруг (выделено мной) автоматический регулятор мощности реактора левого борта самопроизвольно вышел в крайнее верхнее положение, затем его мощность за одну - две минуты упала с максимальной до 7 - 8%. Настойчивые попытки выйти на мощность оказались безуспешными. Причину этого прекрасно понимал командир БЧ - 5. При проверке лодки перед выходом в море он записал в журнале: "БЧ - 5 к выходу в море не готова из-за непроведения температурной регенерации сплава".
Что это значит? Жидкометаллический теплоноситель содержит свинец и висмут, и в процессе эксплуатации реактора при неизбежных течах парогенераторов в сплаве возникают окислы и шламы. Как тромбы в кровеносной системе, они угрожают образованием закупорок, особенно при попадании в проходные отверстия уранового канала. В этом случае теплосъем прекращается, а температура здесь повышается до 1000°С. Канал горит, превращаясь в мощный источник радиоактивного излучения, которое несмотря на биологическую защиту, разносясь по первому контуру, ухудшает радиационную обстановку.
На К-27 парогенераторы левого борта постоянно текли, и Физико - энергетический институт (г. Обнинск) запретил выход лодки в море без проведения высокотемпературной регенерации сплава, позволяющей уничтожить окислы и шламы. Тогда на институт было оказано сильное давление сверху, и в итоге он разрешил плавание в порядке исключения, игнорируя при этом мнение командира БЧ - 5.
И то, что нетрудно было предвидеть, произошло: в результате течи парогенераторов последовал перегрев реактора и разрушение не менее 20% тепловыделяющих элементов. В отсеке резко возросла гамма-активность (более 2000 Рентген в реакторном отсеке и части центрального отсека) с выбросом радиоактивных газов, которые распространились по другим отсекам. Посланный в реакторный отсек химик - дозиметрист доложил: "Прибор зашкалил".
Все 124 члена экипажа (из них 27 офицеров) были переоблучены. Двадцать человек получили значительные (от 600 до 1000 Р) дозы облучения. Весь экипаж был отправлен в госпитали Североморска и Ленинграда, а на лодку заступил резервный личный состав".
© Николай Григорьевич Мормуль.
Честно скажу, что при первом же прочтении рассказ вызвал у меня лёгкое недоумение. Автор, начальник Технического управления Северного флота, в разговоре об серьёзных вещах, приводя технические подробности, оперирует словами "несчастье" и "вдруг".
Для интересующихся темой АЭУ с ЖМТ на более глубоком уровне приведу ещё одну ссылку: (http://elib.biblioatom.ru/text/rol-nauki-v-sozdanii-podvodnogo-flota_2008/go,600/). "Атомная энергетическая установка с жидкометаллическим теплоносителем для подводных лодок" Г.И. Тошинский, д.т.н., 2008.
В этом источнике я увидел мнение специалиста, развенчивающее точку зрения Н.Г. Мормуля, что "К сожалению, мы не сумели достаточно быстро отказаться от применения жидкометаллического теплоносителя".
Теперь я приведу имеющуюся у меня официальную информацию об аварии 24 мая 1968 на пла К-27, проекта 645, 17 дивизия пл СФ:
"По окончании ремонта ППУ 21 мая 1968 года пла вышла в море на контрольную проверку. Кроме личного состава на корабле были: представитель НИИ и два представителя главного конструктора ППУ. Планировалось в плавании развить мощность АЭУ близкую к 100%. Утром 24.05.68 г. пла находилась в подводном положении, оба реактора работали на мощности 80-90%. Внезапно в 11.35 в течение 60-90 секунд произошло самопроизвольное снижение мощности реактора левого борта до 7%. Не выяснив причин случившегося, вахтенный командир группы дистанционного управления пытался удержать заданную мощность путем поднятия группы компенсирующих стержней. Это позволило увеличить мощность АЭУ сначала до 15%, а затем до 30% от номинальной, после чего началось вторичное падение мощности. Тогда была поднята дополнительно еще группа компенсирующих стержней, но и это не принесло результатов. Попытки удержать мощность реактора сопровождались ухудшением радиационной обстановки, но на предупреждение НХС об опасности командир пла не реагировал. Мощность реактора упала до 0. Причиной аварии явилось резкое ухудшение теплосъема с АЗ. В результате большой течи в ПГ, что подтверждалось повышением давления в газовом контуре, ростом уровня сплава ЖМТ в буферной емкости, попаданием в АЗ пароводяного пузыря из текущего ПГ, произошел быстрый перегрев ТВЭЛов и началось их разрушение. В результате аварии было потеряно около 9% реактивности, что эквивалентно разрушению 500 ТВЭЛов (20% от общего их количества). В теплоноситель первого контура попало 10 Кюри активности. Действия вахтенного КГДУ были ошибочны и способствовали развитию аварии. Время с момента начала самопроизвольного снижения мощности до вывода из действия реактора составило 30 мин. Из-за резкого ухудшения радиационной обстановки пла всплыла в надводное положение. Вследствие того, что сигнал "Радиационная опасность" был подан с большим опозданием, и герметизация аварийного отсека не была проведена, радиоактивные газы и золи распространялись практически по всему кораблю. Уровни гамма - излучения и концентрации РБГ (радиоактивных благородных газов) в реакторном отсеке превысили пределы измерения установки КУРК-1. Уровни радиации на корабле во время аварии были следующие:
Отсеки | Мощность дозы Р/ч | Концентрация РБГ (Ки/л) | Альфа - загрязненность (распады/минуту * см2) |
III | 20-30 | 1*10-3 | не обнаружено |
IV | 50-150 | 2*10-2 | до 120 |
V | 20-30 | 7*10-4 | не обнаружено |
Остальные отсеки | 1-3 | 2-7*10-4 | не обнаружено |
Примечание: В море определение концентраций РАЗ (радиоактивных аэрозолей) не проводилось из-за высокого уровня гамма - фона на корабле.
Во время аварии сигнал "Радиационная опасность" своевременно не был объявлен, личный состав из реакторного отсека немедленно не был выведен. Высокие уровни гамма - излучения и объёмной активности РБГ, а также серьёзные недостатки в организации режима РБ привели к переоблучению личного состава:
Доза (бэр) | Количество (чел.) |
10-50 | 115 |
51-100 | 14 |
101-200 | 8 |
201-300 | 3 |
301-400 | 2 |
401-1100 | 5 |
© "СБОРНИК РАДИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВ РХБЗ В ВМФ" (Утвержден начальником радиационной, химической и биологической защиты ВМФ).
Фрагмент этого негрифованного документа, выданного мне на руки в 2005 году, впервые (спустя 37 (!!!) лет) официально признаёт, что экипаж К-27 был полностью переоблучён. И в то же время очередная, знакомая до боли, попытка свалить всё на личный состав (экипаж пла). Но данные по уровням радиации явно ЗАНИЖЕНЫ (приборы же зашкалило - признаётся во всех источниках? так вот, 300 Р/ч - предел измерения мощности дозы гамма - излучения для КРБГ-1; для КУРК - 1М, также известной как С-2.027 - 1000 Р/ч; для стоявшей на К-27 КУРК-1 пока не знаю, уточню точно - допишу). Для получения полностью правдивой информации, видимо, должно пройти ещё столько же лет.
Вот, пожалуй, и всё. Я вынес на Ваше рассмотрение, на мой взгляд, наиболее интересные источники информации. Можно сколько угодно рассуждать о несовершенстве АЭУ, систем дозиметрического и радиометрического контроля, руководящих документов по действиям экипажа пла при ликвидации последствий ядерной аварии. Несомненно, на атомоходах первого поколения это всё имело место, особенно в первоначальный период их эксплуатации.
Но лично я хотел бы получить ответы и на другие вопросы:
Что думали люди, "шурша" большую приборку, вместо выполнения первичных мероприятий по сигналу "Радиационная опасность"? Была ли запись о неготовности выхода в море командира боевой части пять на самом деле? Виноват ли во всём командир пла? Или специалисты – управленцы (офицеры - операторы, обслуживающие ядерный реактор), во главе с командиром дивизиона движения? Почему личному составу не были выданы имеемые на пла медицинские препараты – радиопротекторы? Почему на К-27 отсутствовали общевойсковые измерители дозы и рентгенметры, рассчитанные на использование в эпицентре ядерного взрыва (на К-3, первой пла ВМФ СССР они имелись)? Почему офицеры боевой части пять и начальник химической службы, старший помощник командира не смогли убедить командира пла отменить приказ о поднятии мощности аварийного реактора (напомню, второй реактор был технически исправен)? Что за эксперименты на самом деле проводили представители "науки" (проектанты)?
Вопросов уйма и не на одну серию. Фильма – реконструкции. Фильма, которого никогда не будет.
Если "зрить в корень", то виновата система, конечно. Заставлявшая экипажи выходить в море на технически неисправных кораблях, рассчитывая только на собственное мужество, высокий профессионализм, и… на удачу (!!!). "Несчастье" Мормуля, помните? А я вспоминаю вопрос заданный мной, молодым тогда капитан – лейтенантом, капитану 2 ранга Горохову (тому самому комдиву - раз Михалычу):
-"А на нашей лодке были аварии с гибелью личного состава, как у соседей (К-19)?".
-"Нет, Женя. У нас лодка счастливая (выделено мной). За 20 лет помню, как один моряк (срочной службы) повесился в ракетном отсеке в автономке. Да ещё один по - пъяни шею сломал в Гремихе на ПКЗ. С трапа ёбнулся. Всё!".
Темами странной тоски, удачи и неудачи, неотвратимости судьбы пронизан и весь подводницкий фольклор. Хотя в принципе, жизнеутверждающий и оптимистический. В отличие от англо - американского, к примеру. Но слушая (читая) рассказы и песни, слишком часто лично я задаюсь вопросами: -"За что?" и -"Ну зачем так-то?".
Рассмотрим вопрос чуть шире:
"За 110 лет истории подводных сил России (1906-2016 гг.) в результате боевых действий, аварийных происшествий, повлекших за собой полное (конструктивное) разрушение корабля, погибло 149 подводных лодок. Общепризнано, что погибшая подводная лодка – это воинское захоронение, в котором погребены военнослужащие. Статус воинского захоронения устанавливается государством официально (из 39 найденных и обследованных погибших подводных лодок России воинским захоронением не объявлена ни одна ПЛ. На 149 погибших подводных лодках России вечный покой нашли 4 759 человек).
…Каждая погибшая подводная лодка, каждый погибший подводник имеют право на людскую память и почтение соотечественников".
© Ведерников Ю.В., офицер запаса ВМФ. Музей истории подводных сил России им А.И. Маринеско, Санкт-Петербург. "Погибшие подводные лодки как объекты подводного культурного наследия России". 05/11/2019. (http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=8855).
Воинских же захоронений погибших подводников на берегу только на Севере девять.
Я, конечно, осознаю, что любое государство - это форма организованного насилия над личностью.
Но, расплачиваясь здоровьем и жизнями собственных сограждан за чьи - то проёбы в проектировании, строительстве, ремонте, решении организационно - технических вопросов, etc. в безудержной гонке необъявленной войны; и не обеспечив им взамен достойную (не забываем, что преждевременную и не по их вине!) старость, лечение? Да что там, спасибо не сказав зачастую, чисто по – человечески! Всё это блядство и беспредел. Узаконеннный на самом высшем уровне. Да, скоро немногочисленные оставшиеся в живых уйдут. И материальные аспекты проблемы снимутся сами собой. Останется лишь вопрос нравственный.
Из последних новостей по теме:
"На рухнувшем в Лиинахамари памятнике нашли следы от троса. (Новости | 15 09 2020, 17:01 | СеверПост.)
Во время осмотра разрушенного памятника героям - подводникам в Лиинахамари были обнаружены следы от троса. Об этом сообщили очевидцы. На месте обрушения памятника работали сотрудники полиции и местной администрации. Как уточнили жители посёлка, сначала частная охрана предприятия, на территории которого находится монумент, пыталась препятствовать их проходу к месту происшествия. Пока причины падения памятника не установлены. Но как сообщают участники группы "ЗВ онлайн", на отдельных деталях монумента явно видны следы от троса, скорее всего, капронового…
…Военный историк и краевед-поисковик Михаил Орешета напомнил, что возведённый в 1972 году монумент в 2015 был включён в перечень выявленных объектов культурного наследия и находится под охраной государства".
Не хочу на такой ноте заканчивать я эту историю. Жизнь продолжается. И ничего в ней не происходит зря. Совсем недавно я нашёл информацию по перспективным ЖМТ – реакторам для создания новых, уже российских "подводных истребителей". Появятся ли новые "золотые рыбки"? Как говорится, "будем посмотреть".
А где же про вино и домино, справедливо спросите Вы? Извините, совсем забыл. Увлёкся.
Три возраста мужчины:
1. Лодка, водка и молодка.
2. Кино, вино и домино.
3. Кефир, клистир и тёплый сортир.
Про первое я стараюсь Вам рассказать, второе у меня сейчас, а третье уже не за горами (а так порой не хочется).
.