NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

Указ Президента СССР от 29.01.1991 N УП-1408 "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" был рождён для урегулирования взаимоотношений МВД и МО. Отношения между любыми двумя силовыми структурами были, есть, и всегда (думаю) будут, мягко говоря, "не очень". Но речь пока не об этом. Этот приказ предусматривал, в том числе, и совместное патрулирование военных гарнизонов сотрудниками МВД и военнослужащими вообще. И города Полярный, в частности. Так называемыми совместными патрулями. Fair play, демократические ценности, права человека и свобода личности, вообщем. Страна стояла на пороге больших перемен. Различным судорожным нововведениям генсека и её первого президента, не будь его Ф.И.О. к ночи упомянуто, обладающего в придачу ко всем своим талантам, в том числе и "новым мЫшлением", её граждане уже почти не удивлялись.

Что это за хрень такая и как всё это будет выглядеть, никто пока не знал. Известно было только то, что начальник совместного патруля - "сам себе режиссёр" - подчинённого личного состава (собственно патруля) у него не будет. Поэтому офицерский состав войсковой части 13127 посоветовался, и командир Иванов решил, что направить на разведку необходимо меня. Как молодого, но, безусловно, подающего надежды и имеющего опыт несения гарнизонных нарядов (без замечаний) офицера части. Сказано - сделано. На родной подводной лодке КС-149 я получил оружие, а в штабе бригады - командировочное удостоверение плюс краткий инструктаж ("Смотрите там бля у меня!") и убыл в комендатуру. Заступающий дежурный по гарнизонным караулам, он же дежурный по гарнизону, насквозь седой и заранее уставший капитан 3 ранга сказал мне, что на развод мне ходить не нужно. Добавив:

-"Убывайте прямо сейчас в отдел милиции и разбирайтесь там на месте. Завтра к 06.00 доложите рапортом на имя коменданта о результатах патрулирования".

-"Есть!" - бодро ответил я, и выждав пока дежурный уйдёт к коменданту на инструктаж, рискнул решить поставленную мне задачу несколько иным образом. Поскольку я всегда не понимал, зачем военнослужащий должен круги наматывать, имея под рукой волшебное средство связи под названием "телефон". Отдел милиции ответил мгновенно. Дежурный представился. Представился и я:

-"Старший лейтенант Лапшин, начальник совместного патруля. Подскажите, пожалуйста, к которому часу мне прибывать?"

Телефон внезапно умер и ожил только через пару минут:

-"К 18.00. Как, говорите, Ваша фамилия?"

-"Лапшин!"

-"Хмммм…" – ответил дежурный и положил трубку.

-"Отлично!" – подумал я и быстренько, огородами, дабы не смущать уже начинавший строиться на инструктаж и развод суточный гарнизонный наряд, убыл домой.

Взявшиеся буквально ниоткуда три часа свободного времени я посвятил увлекательнейшему чтению романа Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада", буквально накануне купленного у наращивающих обороты кооператоров. А может уже, представителей частного малого бизнеса. Не помню.

Без одной минуты шесть (P.M.) я стоял в рубке дежурного по отделу, протягивая командировочное удостоверение. Сотрудники милиции в количестве четырёх человек внимательно изучили сей документ, и непонимающе переглянулись. Затем старший из них, майор милиции, спросил:

-"А Вы можете предъявить своё удостоверение личности?"

-"Легко!" - ответил я, искренне недоумевая по поводу такой въедливости.

Удостоверение все вчетвером рассматривали уже с явной потерей интереса. Ограничившись первой страницей. С лёгким оттенком разочарования майор вернул мне документы и сказал:

-"Понимаете, у нас служит капитан милиции Лапшин. У него сегодня выходной. Не Ваш, случайно, родственник? А то мы тут решили, что он белочку словил и старшим лейтенантом представляется!"

-"Да ладно?" - ответил я - "Спасибо, буду знать! Но родственников у меня в милиции вообще нет, это абсолютно точно".

С Володей Лапшиным мы вскоре познакомились. Он был старше меня, и постоянно обгонял меня в звании на одну звёздочку. Уволился он подполковником, и мы ещё какое-то время после этого встречались на улицах нашего мегаполиса с населением 20.000 человек, всегда по-дружески и обстоятельно беседуя. Володя был простой в общении мужик, обожал своих двух дочерей, и от знакомства с ним у меня остались только хорошие, добрые и безусловно позитивные воспоминания.

Через десять минут штатный наряд ППС плюс я на милицейском УАЗ*ике выехали на патрулирование города Полярный и его окрестностей. Заехали в гаражи на улице Лунина, попетляли там, перезнакомились и остановились на перекур. Офицер милиции, равный мне в звании, спросил:

-"Послушайте, а Вы с комендатуры?"

-"Боже упаси! Я - подводник." - ответил я.

ППС*ники быстро переглянулись и старший лейтенант спросил:

- "А оно Вам надо? Давайте мы Вас к прямо к подъезду доставим, только не забудьте с утра в отдел зайти и уточнить обстановку за ночь."

Мне честно говоря, было совсем не интересно, но я понял, что у наряда ППС были свои, особенные планы на эту ночь. Я в те годы зачастую действовал по наитию, не перегружая свой мозг всякими "а если вдруг?", активно недолюбливал гарнизонные наряды и быстро ответил:

-"А почему бы и нет?"

Этой ночью я великолепно выспался дома. Будильник поднял меня в 05.30. В 05.40 я, уже полностью одетый, допивая растворимый кофе, уточнил обстановку у дежурного по отделу с помощью квартирного телефона и убыл в комендатуру. В 05.55 я, сделав по дороге заёбанное в хлам лицо, отдал заспанному каптри заранее написанный дома рапорт на имя коменданта и вкратце ответил на заданным им от скуки вопрос:

-"Ну как там?"

-"Нуигонахер!!!"

Сдав через полчаса оружие дежурному по ПЛ Вите Рыжакову, я убыл на законный отдых до утра следующего дня. Ситуация вопрос-ответ, кстати, на нашей подводной лодке полностью повторилась.

Вот так и ходил я, "на боевое патрулирование", где-то полгода. Но затем я убыл в отпуск, а по возвращению из него возмущению моего хорошего товарища капитан-лейтенанта Рыжакова не было предела.

-"Хуй тебе…" - мрачно, кратко и ёмко сказал он - "Теперь этот наряд мой!".

Поскольку годковщину на флоте никто не отменял, мне пришлось временно про это, начинавшее мне уже искренне нравится, дело на время забыть. Но затем, я уже и не помню, что там на просторах нашей бескрайней Родины в очередной раз произошло, но наряд этот Вите резко разонравился.

НСП (буду для краткости называть его впредь так) вечером теперь скучал в актовом зале отдела МВД в гордом одиночестве, и вызывался только по необходимости. Я, например, читал книги. Но ночью, без всяких там средств моторизации, совместный патруль в полном составе угрюмо бродил по всем злачным местам и помойкам бывшей столицы Северного Флота. Зимой и летом одним беспросветом. Что энтузиазма, конечно же, не вызывало. Так и плелась серая паутина гарнизонных нарядов НСП. Ничем не примечательных, кроме ночных проявлений очередного алкогольного психоза загулявших индивидуумов. А точнее, нахуярившихся в хлам утырков. Которым злобные сотрудники МВД и НСП не давали вдоволь посамовыражаться.

Но однажды судьба выкинула фортель. Дежурный по отделу только успел зарегистрировать мой командировочный в журнале, как поступил тревожный звонок:

-"На крыше дома номер… по улице "Красный Горн"… снайпер… (!!!), слышны звуки выстрелов…"

Дело было летом, и я плюс весь, кроме дежурного, наличный личный состав Полярнинского ОМВД был оперативно доставлен к месту происшествия. Были задействованы даже личные автомобили. По дороге неординарное, прямо скажу, событие, как часто бывает, вместо проверенной информации обрастало слухами. Речь велась уже о группе военнослужащих, покинувших часть с автоматическим оружием и стандартным боекомплектом на руках.

Нам с молодым, примерно моего возраста, оперативником, достался крайний подъезд. Протопав пять этажей мы успели познакомиться, и опер спросил меня:

-"Оружие есть?"

В ответ я молча расстегнул кАбуру* и мрачно продемонстрировал плоскогубцы плюс перочинный ножик, имитирующий запасную обойму. Поясню. В это время, который месяц уже, государство приняло очередное решение прятать оружие от своих защитников. И там, где это только было можно, оно не выдавалось. Можете считать, что это было моим личным протестом против творившегося в данном вопросе долбоебизма. Хотя всё намного проще - окружающие обычно решают, что ты вооружён. Психологический сдерживающий фактор.

-"Блядь, а я тебе завидую, у меня и этого нет!" - сказал опер, продемонстрировав пустую плечевую (оперативную) кабуру под пиджаком.

Мы быстро и единогласно решили, что ордена, посмертно, нам не нужны. Опер осторожно следил за развитием событий в едва приоткрытую щёлку штатного подъездного люка ("Женя, здесь тебе не подводная лодка, давай-ка лучше я!"). Через пару минут после начала штурма мы вышли на крышу. Там уже всё закончилось…

Я до сих пор не знаю, насмотрелся очень пожилой человек с непривычки остросюжетных видеофильмов. Либо принял пару стаканов гмм… крепкого чая, увидел на крыше соседнего дома что-то весьма подозрительное и решил проявить внезапную бдительность, и гражданскую ответственность, позвонив в милицию.

В результате, что же мы увидели на крыше стандартной пятиэтажки? Широко расставив ноги и держа руки на затылке, стояло четыре подростка. Вокруг них полукругом стояло восемь сотрудников Полярнинского ОМВД. А старшина милиции с интересом рассматривал воздушное ружьё, из которого "киллеры" стреляли по бакланам. С пацанами провели профилактическую беседу и отпустили. За конфискованной "воздушкой" впоследствии пришлось идти родителям снайпера.

Я всегда смотрел на окружающий меня мир широко открытыми глазами. Брезгливо не отворачиваясь. И всё увиденное пытался анализировать. Побывав неоднократно в совместных патрулях, я обрёл много новых знакомых в полярнинской милиции, трое из которых впоследствии стали моими товарищами. Доводилось нам зачастую общаться и в неформальной обстановке. И я скажу Вам честно, что на северах моральный климат взаимоотношений между совершенно разными людьми совсем непохожих профессий был намного проще. По сравнению с тем, что я почти десять лет наблюдаю в Питере и его окрестностях. Но про "культурную столицу" и некоторых её обитателей нужно писать отдельный рассказ.

Кратко выскажу своё личное мнение на тему взаимоотношений и функционирования МВД и МО. Сравнивать эти структуры, безусловно, не имеет смысла. Но! Существуют непосредственные исполнители. Без которых все эти системы яйца выеденного не стоят. Это труженики, и их должно быть подавляющее большинство. Поскольку кому-то нужно делать повседневную работу. "В море", "в поле", "на земле", "в небе" называйте, как хотите.

Вышестоящие же структуры штабов, и подразделения тыла в идеале созданы для практической помощи непосредственным исполнителям, для того чтобы организовать их работу. Чтобы труженикам работалось проще и легче. Эффективнее и качественнее. Но они, к сожалению, зачастую представлены руко-водителями. А также кармано-набивателями. Занимающихся чем угодно, кроме исполнения своих прямых обязанностей по предназначению.

По моим скромным наблюдением, наблюдается явная диспропорция, маскирующаяся громкими фразами "оптимизация" и прочим словоблудием. Народная мудрость определяет ситуацию проще и жёстче:

-"… на одного работягу десять начальников и двадцать проверяющих… ".

О двуногом дерьме (кодовое слово "быдло"), которого я вполне достаточно насмотрелся в совместных патрулях, я подробно рассказывать не буду. Видел я и гражданских, ведущих себя в КПЗ хуже больных свиней. Видел и воЕнов, в алкогольном угаре срывающих с себя погоны и норовящих плюнуть тебе в лицо.

Давайте я лучше вкратце расскажу, как начальник ОВД и комендант гарнизона в Полярном власть делили. И однажды чуть не перестреляли друг друга. Фактически. А затем их мирили принудительно. Предыстория "встречи на Эльбе" такова. 15 августа 1996 года был принят совместный приказ МВД РФ и Минобороны РФ № 444/312 "О дополнительных мерах по совершенствованию взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".

Буквально через пару месяцев, ночью, на въездном КПП в город Полярный комендатура и милиция в очередной раз слегка поспорили и схватились за оружие. Комендант - за любимый АКС-74У, а начмил (для краткости) - за наградной ПММ. Встали в боевую стойку и их подчинённые. У кого хватило ума дать реверс, история и народная молва умалчивает. Но в результате высокими чинами КСФ и Управления МВД России по Мурманской области была предпринята попытка их примирить. Почему местом встречи была выбрана не нейтральная территория, кафе там, например, либо ресторан, лично мне не известно. Возможно, в целях экономии бюджетных средств.

Свидетелем чего я и стал, направляясь к следователям, на второй этаж отдела милиции, по неотложным делам. Конечно, хорошо орать "менты-козлы" по любому поводу и без, когда у тебя всё хорошо. А вот когда случится с тобой что-то серьёзно-неприятное, интересно, куда кроме них ты обратишься.

Я был в гражданской форме одежды, стоял слева внизу у входной двери здания ОМВД никем не замеченный и смотрел на эту сцену с неподдельным интересом.

-"А теперь извинитесь друг перед другом!"

Извинились.

-"А теперь пожмите друг другу руки!"

Оба, одновременно: -"Чтоооооо? Да паааааааааашёл он нааааахуй!!!"

Высокие чины, контр-адмирал и генерал-майор милиции, лишь пожали плечами и проследовали в дежурку, пропустив вперёд коменданта с начмилом. Лестничный пролёт наконец-то освободился и я проследовал этажом выше, решать свои проблемы. Вот Вам и весь приказ "три четвёрки" в действии.

Приложение №1.

*Кобура, (кАбура - сленг) - "снаряжение к ПМ", применяемое в ВМФ. Его Вы можете увидеть на фотографии в начале рассказа. Носилась как под кителем, так и поверх кителя или шинели. Конструкция снаряжения, со свободно висящей кабурой, объясняется в первую очередь необходимостью перемещаться внутри корабля, не цепляясь за комингсы люков. По традиции, подобная же подвеска применялась и для кортиков. Кабура снабжалась кармашком для запасного магазина и креплением для протирки. В комплект входил страховочный ремешок с карабином. Плечевой ремень отсутствовал. Носилась обычно в положении на 16 - 17 часов, но при быстрой ходьбе часто передвигалась на 15, чтобы кабура не раскачивалась и не била по бедру, и при этом придерживалась правой рукой.

Приложение №2.

"Отдел внутренних дел закрытого административно-территориального образования города Полярный Мурманской области" по адресу улица Видяева, дом 8, ликвидирован 1 марта 2010 г. Кому интересны подробности - задавайте вопросы в facebook, по указанному ниже адресу. Я почти уверен, что на Ваш запрос отреагируют.

Приложение №3.

Интереснейшая информация, или как оно было на самом деле.

( https://zen.yandex.ru/media/proarm/sovmestnoe-patrulirovanie-voennoslujascih-i-milicii-sssr-1991-god-5d377189f2df2500aca38a86 )
.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2024 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat