(Часть 1 здесь).
Итак, в 7.30 я вместе с Германом был на месте стоянки катера – в устье речки, впадающей в водохранилище рядом с местным райцентром, в 5 км от базы-поместья. Катер уже был спущен силами Германа и помощников на воду и пришвартован у небольшого причала. «Расконсервация» - слишком громко сказано, нам предстояло проверить и привести в норму уровни технических жидкостей, завести двигатель, убедиться, что все системы работают нормально, проверить (по возможности), нет ли течи в трюме, и отправить Германа в первый короткий перегон на 5 км до базы.
Все, на удивление, началось удачно - уровень масла был в норме, двигатель завелся, как будто его заглушили только вчера, а не полгода назад. Перегреваться он тоже не собирался (впрочем, делать об этом точный вывод стоило после хотя бы краткого пребывания на полном ходу). Реверс включался плавно, штуртрос не заедал, я даже немного расслабился (ой не всегда так гладко все складывалось у нас с Германом, ой не всегда).
Время терять мы не стали, Герман отчалил, а я сел обратно в машину и поехал на базу, чтобы уже там, забрав все необходимое и остальных пассажиров, выдвинуться в поход за невестой.
Доехал, запарковался, поздоровался с пока еще немногочисленными помощниками по подготовке к торжеству. Герман уже был на месте. Сообщил, что ход немного тяжеловат по сравнению с прошлым годом, но, возможно, это только кажется, так как владел катером он недолго. Температура на крейсерском ходу была в норме, давление масла тоже. Нам оставалось произвести дозаправку (а это на воде делается не так просто, как на дороге).
Посудите сами: осадка катера с подводными крыльями составляет около метра, поэтому к пологому берегу его вплотную не подтянешь. Причала у Германа нет, чтобы пришвартоваться и грузиться как белые люди. Приходится раздеваться до трусов, брать канистры с берега, заносить в воду, передавать Герману, он затаскивает их на катер и уже при помощи шланга переливает топливо в бак. Минут за 20 справились с этой задачей, в это время член нашего экипажа Ольга (перенесенная на борт на руках) сноровисто помыла палубу (она была затоптана еще с осени) – катер засверкал, как и подобало солидному прогулочному судну.
Последним забрался Дима Большой – огромный вальяжный парень с весьма завышенным ЧСВ, впрочем, по-трезвому почти не проявляющимся. Он оказался свободен, тоже примчался из города ни свет ни заря, мы договорились, что он будет матросом и помощником на втором катере, который присоединится к нам перед шлюзованием. Этот процесс удобнее осуществлять вдвоем.
Побросав в форпик груду спасжилетов (шлюзоваться без них не пустили бы) и аккуратно повесив на лобовое стекло плечики с костюмами (упакованными в целлофан), мы отчалили. Двигатель взревел, и мы попытались разогнаться.
Но не тут-то было. Герман выжал полный газ, но катер, грузно задрав нос, пошел в переходном режиме, создавая огромную волну и даже не пытаясь выйти на крылья.
«Началось», - подумал я.
- Это об этом «тяжеловатом» ходе ты упомянул? – перекрикивая рокот мотора, обратился я к Герману.
- Ты что, я шел на крыльях в нормальном режиме, только была некоторая валкость на поворотах, - ответил Герман.
Ясно было, что в таком состоянии ни о каком путешествии не могло быть и речи, мы не доползли бы до цели и к ночи.
Герман сбросил обороты, включил нейтраль (мы отъехали всего метров на 300) и открыл моторный отсек. Нашему взгляду предстала пугающая любого моряка (и речника) картина – в отсеке плескалась забортная вода, почти доставая до уровня высоковольтных проводов системы зажигания.
- Сцуко, мы тонем! Давай короче к берегу! - крикнул Герман. Я метнулся за штурвал, врубил ход, положил руль на борт и одновременно дал газу. В голове пронеслось, что если не успеем дотащиться до отмели, прежде чем заглохнем от заливания свечей, то потом уныло и бесповоротно пойдем ко дну, ибо вплавь дотащить тонущий катер водоизмещением 1.3 тонны до берега представлялось маловероятным.
Но все обошлось, лишь при развороте катер неприятно качнуло, вода в отсеке плеснулась, пара цилиндров дала сбой, но потом ход выровнялся и уже через несколько минут мы с облегчением ощутили касание крыльями песчаного дна. Я выключил ход и хотел глушить двигатель, когда Герман, пристально вглядываясь в темноту моторного отсека, вдруг крикнул «погоди!» Он чуть не по пояс засунулся туда, потом вынырнул с просветлевшим лицом.
- Я все понял! Сейчас все решим! – торжественно объявил он. – Глуши.
Все нервно заулыбались друг другу в наступившей тишине (включая присутствующих на берегу, так как наш возврат не остался незамеченным). Вот что случилось.
На автомобильных двигателях, конвертированных для использования на катерах, система охлаждения – двухконтурная. Вместо автомобильного радиатора (представляющего собой водовоздушный охладитель), используется водо-водяной холодильник (ВВХ) . (Надо же, есть что-то общее с ядерным реактором)). Внутренний контур замкнутый, а через внешний контур прокачивается забортная вода и выливается наружу, теплообмен происходит в ВВХ.
Нам бы с Германом посмотреть на ту дырочку – течет ли обратка из ВВХ? Зачем же, мы видим, что температура двигателя в норме, охлаждение производится. Но забыл дружище Герман (а я вообще не догадался), что при подготовке судна к зиме, чтобы не разморозить ВВХ, он снял внутри отсека патрубок, ведущий к штуцеру выброса воды за борт, чтобы слить остатки прямо в трюм, и так оставил. Да, все сделал по инструкции, но весной начисто забыл об этом.
И вот, когда мы заводим мотор, вода из наружного контура, охладив, как и положено, при помощи ВВХ жидкость из внутреннего контура (а значит, и двигатель), далее сливается прямо в трюм моторного отсека. И чем дольше мы едем, тем больше воды закачиваем внутрь судна. Производительность насоса приличная, и пока Герман гнал катер 5 км от места стоянки – он набрал, полагаю, до полутонны воды. Почему не заметил? После выхода на крылья сопротивление уменьшается, и судно идет на них даже с повышенной нагрузкой. Он только заметил, что ход «тяжеловат». Когда мы отчалили снова и пытались разогнаться, тоже добавили еще некоторое количество. Самым безопасным было бы заглушить двигатель, тогда поступление воды прекратилось бы.
Что мы сделали? Герман надел патрубок куда следует, все затянул. К сожалению, помпы для осушения трюма на этих катерах не предусмотрено. Мы протянули длинный провод 220 вольт на катер с берега и подключили к нему погружной насос для скважин типа «Малыш», надели на его патрубок шланг пару метров длиной, направили за борт, а насос погрузили в трюмные воды. И, о чудо! Через 20 минут мы снова готовы к путешествию. А время неумолимо движется, звонит невеста, интересуется, шлюзуемся мы или нет…
Нам хочется сказать, что да, уже почти, но тут наступает следующая напасть…
Продолжение (часть 3).