Длительная, многомесячная командировка на военный фрегат подходит к завершению. Оборудование отремонтировано и готово к эксплуатации. Суета стихает.
Все наши гайки прикручены и покрашены. Все довольны, но нужно ещё подписать 35 бумажек, подтверждающих, что мы эти гайки прикрутили. Причем, если тяжеленую железяку мы прикручиваем за один день, то документ подтверждающий, что мы её прикрутили, подписываем три дня. Почему-то так всегда на флоте. Традиция военно-морская. Мне кажется, что этому учат в военных училищах. Может даже предмет такой есть факультативный под названием «Как зае утомить промышленника». К окончанию командировки мы намеренно пытаемся как можно чаще попадаться на глаза командиру и старпому. Сидим с ними в курилке на причале. Слушаем интересные истории о том, как в Средиземке накормили боевого дельфина какой-то ядовитой рыбой, и он подох, а всех чуть не отдали под трибунал. Всё для того, чтобы в нужный момент подсунуть на подпись нужную бумагу, не объясняя, кто мы, и что мы.
Но сегодня военным точно не до нас - ожидается визит командующего. Весь личный состав пребывает в настороженно - пугливом состоянии, прикидывая, какие действия сексуального характера грозный вице- адмирал будет совершать с каждым лично, а какие со всеми сразу. Выглядит это примерно так: инициативная группка офицеров кучкуется на палубе в тени вертолетного ангара, как бы сливаясь с ним, и наблюдает за происходящим. Примерно так мы в седьмом классе курили на перемене за углом школы.
Традиционно, командующий прибывал в дивизию на катере, под звуки горна, с южного берега Севастопольской бухты. А тут почему-то выбрал сухопутный маршрут, по которому добираются обычные смертные.
Вот на счет горна. Горн на корабле есть. И горнист есть. Горнист даже каждый раз выходит на палубу при встрече высших офицеров, но звуки горна, тем не менее, идут в записи. И при этом все приятели горниста, как пионеры, пытаются, приняв скульптурную позу, немного подудеть в горн. Я постеснялся, хотя тоже очень хотел.
Теперь про подготовительные мероприятия по благоустройству территории.
По всей дороге, на всех прилегающих тропинках скучают моряки с флажками, готовые отгонять от машины командующего бездомных собак и создавать ему праздничное настроение, украшая своими бравыми торсами унылый декабрьский пейзаж. Кому-то показалось, что шлагбаум на въезде имеет неправильную геометрическую форму и пониженную прямолинейность. И вот моряки - черноморцы, пытаясь его разогнуть, окончательно выламывают из земли, добавляя пикантность в ситуацию (КПП есть, а шлагбаума нет). Казалось бы, что это неприятность.… Но тут как посмотреть! Ведь, если моряки - срочники были бы голодными, да разве смогли они вырвать с корнем эту рельсу? Да ни в жизнь!
Кстати, внутри внешнего КПП (кунг - будка от грузовой машины) порадовала неприметная шпаргалка для неопытных дежурных, с указанием автомобилей и их владельцев, имеющих привилегии и право проезжать без проверки. Крупным, красным жирным шрифтом перечислены самые важные командиры. Ниже, шрифтом помельче –наиболее авторитетные жены некоторых командиров, пользующиеся максимальным доверием. Совсем мелким шрифтом под грифом «массовка»- Святой Отец, директор мясокомбината, ансамбль песни и пляски в полном составе и кто-то еще…
В курилке на причале возня. Почему? Рассказываю.
Так получилось, что при обороне Севастополя в 1855 году в этом месте (там, где сейчас курилка) стояло орудие - огромная такая пушка с раструбом на конце. Орудие, видимо, подбили, и оно съехало в образовавшуюся воронку. Потом, под натиском времени, пушка постепенно вросла в землю, и только раструб остался торчать из земли на полметра. Сменялись поколения, и на этом месте появилась воинская часть, причал, постройки. А пушка как торчала, так и торчит. Как ни крути, а получается, что вся дивизия была выстроена вокруг этой пушки. И все об эту пушку спотыкались.
- А давайте на этом месте курилку оборудуем! Навес, лавочки урны…-
Так пушка стала самой знаменитой пепельницей для нескольких поколений черноморцев и со временем перестала привлекать внимание. Кстати, на этом причале снимали сцену фильма «72метра» под рабочим названием: «Аркестррр! Пррращание славянки!». И мимо этой пепельницы Янычар с верным экипажем прошел торжественным маршем, поселившись навсегда в наших душах.
И тут вдруг эта историческая пушка привлекла внимание, блин... Почему? А вдруг командующий сочтет кощунством такое использование боевой реликвии. Четыре моряка, потея под скупым декабрьским солнышком, поминутно упоминая командующего, оружейников позапрошлого века, и бога войны уже третий день пытаются ее откопать. А курильщики, лишившиеся, курилки и исторической пепельницы поминают всех вместе взятых. Поговаривают, что эту пушку уже несколько раз пытались выкопать. В 1855, 1920, 1944 и 1989 годах. Но каждый раз не хватало ресурсов. Или мотивация была не выразительная. А тут окрыленные сложносочинённым, многоярусным напутствием начальства, четыре героя достали- таки её из глубины веков!
Идем дальше. На стихийной парковке между внутренним и вешним КПП, со времён князя Потемкина ни чего не менялось. Колеса современных железных коней уже много лет оставляют следы на почве, утрамбованной ещё копытами гусарских кобыл (или как там военно-морские лошади называются). И тут чей-то цепкий, пытливый, эстетический взгляд увидел многовековую недоработку. Машины стоят слишком хаотично. Не по-военному это. Решено разделить границы машино-мест, выложив границы булыжниками. Подозреваю, что идею навеяли развалины Херсонеса Таврического. Там тоже так всё квадратиками выложено. Булыжников натаскали, мама родная... Как черепов на картине Верещагина "Апофеоз войны". Всем объявили заранее, чтобы убрали свои драндулеты, нафиг, с этого газона. А кто не послушает, тот пожалеет, нахрен. Работа закипела под наблюдением отвыкших от таких масштабов чаек. Но если бы всё так было гладко, то значит это не ВМФ, а студия бальных танцев при кинотеатре «Берёзка». Судя по всему, один владелец народного автомобиля с развороченной передней подвеской и фанерным чемоданом, привязанным к крыше, оповещения не слышал, или не успел, или вообще в отпуске был. Короче, забил.… И посреди этой идеально подготовленной площадки остался стоять один единственный автомобиль, бросаясь в глаза, и вызывая недоумение, как женщина с усами в мужской бане.… И стоит, вдобавок, неровно. И оттащить-то некуда. Идея родилась сама собой, потому что камней осталось слишком много. Не тащить же их назад. В общем, вокруг этого автомобиля выложили обелиск по типу памятника затопленным кораблям. Изящный такой бруствер высотой почти 2 метра. Вот владелец обрадуется. Теперь из этой машины можно даже вести долговременную оборону.
Мы проходим через КПП. Вахте не до нас, они шлагбаум разгибают. Нас пропускают не глядя, мол, мы вас знаем, проходите. Примелькались. Вот за это я тоже люблю нашу Родину! Нас даже, когда и досматривают, то делают это, как бы извиняясь. Мол, не обижайтесь, нас за вас могут это, финтифлюкнуть… Венцом, всех бумаг, которые мы должны сформировать и подписать является "БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ОТ КОМАНДОВАНИЯ". Хорошо, что только письмо слепить, а не бронзовый бюст.… Причем, мы должны как-то намекнуть военным морякам, что они нас благодарят по своей инициативе, и сами желают торжественно наградить нас этим почетным документом. Вы спросите, а нафига нам это письмо нужно... Вопрос философский. Ну, можно сфотографироваться с ним. Можно в офисе над столом повесить, а потом гордиться. Но если мы его не привезём, то компанию расформируют, а руководство привлекут. В результате ироничных прений документ рождается и распечатывается цветными красками на плотном, глянцевом бланке. Кстати, на последнем бланке, тоже чудом сохранившемся в дивизии, видимо, со времен Потемкина. Ура! Читаю заголовок, написанный красивым старославянским шрифтом: БЛАГОБАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО. Ну, ё-моё. И опять всё с самого начала. Теперь вот только уже не нашли бланк торжественный. Ладно. Спасибо! Слава Богу, все. Убываем.
Мимо свежеокрашенных бордюров, взрыхленных газонов, очищенных от опавшей листвы. Под шум волны и крики чаек.
А благодарственное письмо впоследствии оказалось решающим аргументом при начислении премии!