Боевой корабль - это сложное инженерное сооружение, предназначенное для боя на морском театре. Подводная лодка предназначена для боя в морских глубинах. В мирных условиях вся жизнь корабля может пройти в ожидании и постоянной готовности к бою. В этом смысл боевой службы.
Крейсерской атомной подводной лодке Северного флота "К-27" была уготована судьба, далеко выходящая за рамки простой военно-морской службы. Созданная в соответствии с известным Постановлением от 12.09.1952 ПЛА "К-27" прошла необычный жизненный путь, полный приоритетов и первопроходчества, где героическое и трагическое переплелись в тесный узел; на ней был установлен ряд рекордов, соответствующих времени ее жизненного цикла.
ПЛА "К-27" была головной в серии жидкометаллических атомных подводных лодок и, как оказалось позднее, единственной ПЛА проекта 645. Для эксплуатации уникального корабля, выполнения боевых и повседневных задач, испытания качественно новой АЭУ было сформировано два экипажа: 1-ый и 2-ой, заметьте не технический, а полноправный. Личный состав обоих экипажей прошел углубленную теоретическую подготовку в 16-ом Учебном центре ВМФ г. Обнинска, а практическую подготовку на полномасштабном стенде-прототипе АЭУ с ЖМТ "27/ВТ" ФЭИ и получил допуск к самостоятельному исполнению должностных обязанностей и эксплуатации технических средств в соответствии со штатным расписанием, а нередко и по должности на ступень выше занимаемой.
ПЛА "К-27" отрабатывала задачи боевой подготовки в Северодвинске, Западной Лице и Гремихе, госиспытания проводила в Белом море.
При сдаче промышленностью корабля Военно-морскому флоту "К-27" - первая отечественная ПЛА на мерной линии развила полный подводный ход 30,2 узла при работе на 100% мощности обоих реакторов ГЭУ, что в то время было мировым рекордом для ПЛ (до этого испытания, мощность реакторов ВВР была ограничена 80% Nном., а максимальная скорость определялась экстраполяцией).
В период испытаний ПЛА "К-27" прошла за 528 ходовых часов 5760 миль, из которых 3370 миль (59%) в подводном положении, что явилось своеобразным рекордом для советских атомоходов того времени, превысив в 1,5 раза достижение ПЛА "К-3".
ПЛА "К-27" первой из отечественных ПЛ превратилась из "ныряющей" в по-настоящему "плавающую" под водой, совершив два автономных одиночных похода в экваториальную Атлантику (1964 г. - 51 сутки не всплывая, пройдя 12425 миль, из которых 12278 миль (99%) под водой). Это всесоюзный рекорд непрерывного подводного плавания! И в Средиземное море (1965 г. - 59 суток, пройдя 15000 миль).
Во время этих походов, среди других тактических задач отрабатывался поиск и преследование подводных лодок "противника", таким образом, "К-27" стала первым в мире подводным "охотником" за ПЛ.
Изучением района центральной экваториальной Атлантики в период 1-го похода ПЛА "К-27" подготовила плацдарм для несения боевой службы кораблями других проектов и поколений ПЛА в этом важном стратегическом районе.
В этом походе на ПЛА "К-27" впервые в экваториальных водах при температуре забортной воды до 32°С были выведены на 100% уровень мощности оба реактора и обеспечен полный подводный ход, что подтвердило правомерность методик расчета "Малахита" и "Гидропресса".
В период 1-го похода экипажем и испытательными группами четко фиксировались изменения солености, плотности и температуры забортной воды, их влияние на работу технических устройств и систем и характер, связанных с этим неисправностей. По окончании похода результаты исследований были отражены в отчетах и положили начало организации на предприятиях многих министерств, в центральных заводских лабораториях отделений климатических испытаний, которые решили многие технические проблемы.
В период второго похода "К-27" первой из отечественных ПЛА впервые скрытно преодолела противолодочную систему наблюдения в районе Гибралтара и провела 36 суток непрерывной боевой службы в Средиземном море, выполнив все боевые задачи и положив этим походом начало постоянно действующей группировке боевых сил ВМФ в Средиземном море.
В процессе эксплуатации АЭУ ПЛА периодически появлялась межконтурная неплотность в парогенераторах (течь ПГ), в этих условиях "К-27" стала первой и единственной в мире ПЛА выполнившей все стоящие перед ней задачи с "текущими" ПГ, при этом л/с совместно с представителями завода вскрывал ПГ и проводил ремонт (устранял течь).
На ПЛА "К-27":
-изучались характеристики новейших технических средств, впервые использованных в системах АЭУ и оружия корабля, и отрабатывались на них элементы боевого использования, что позволило кораблю первому приобрести статус "Опытовой крейсерской ПЛА";
-были досконально исследованы эксплуатационные характеристики впервые включенных в состав АЭУ ПЛА автономных турбогенераторов (ранее на ПЛА использовались только навешенные на ГТЗА ТГ), обеспечивающих независимую регулировку оборотов главных турбин и гребных валов от нуля до максимума на передний и задний ход, что резко повысило маневренные качества ПЛА и позволило впервые осуществить швартовку корабля под ГТЗА; эта схема и опыт использования были реализованы на последующих поколениях ПЛА;
-были изучены характеристики и использовано при практических торпедных стрельбах впервые установленное на ПЛА устройство быстрого заряжания торпедных аппаратов (УБЗ); этот опыт был впоследствии реализован на всех ПЛ, использующих торпедное оружие;
-впервые установлены плоские межотсечные переборки, рассчитанные на давление 12 кг/см2, что существенно повысило живучесть ПЛА и в дальнейшем использовалось на других проектах;
-впервые конструкции легкого корпуса и надстройки были выполнены из маломагнитной стали, что улучшило электромагнитные характеристики корпуса ПЛА и снизило в 2 раза вес размагничивающего устройства;
-первая, на которой был установлен второй перископ - "зенитный", что повысило эффективность работы командира и вахтенных офицеров в боевых и повседневных условиях плавания;
-установлена дополнительная биологическая защита, что повысило радиационную безопасность и обитаемость корабля;
-при эксплуатации технических средств ПЛА впервые отрабатывалась в базовых условиях на работающей АЭУ технология такой пионерской операции как высокотемпературная регенерация окислов сплава ЖМТ 1-го контура;
-после выработки кампании обоими реакторами при участии экипажа впервые была проведена уникальная операция по перезарядке активных зон (а.з.) при поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом состоянии с помощью специально созданного унифицированного перегрузочного оборудования; этот опыт был в дальнейшем использован на других ПЛА с ЖМТ;
-всего за время кампании реакторов в ходе испытаний, автономных походов и боевой службы было пройдено более 44 тысяч миль, причем, только в подводном положении около 40 тысяч, что подтвердило вывод Гуляева И.И. о реальной возможности проведения кораблем непрерывного кругосветного плавания.
С участием офицеров БЧ-5 ПЛА "К-27" под научным руководством 1-го ЦНИИ МО было разработано "Руководство по боевому использованию технических средств АЭУ ПЛА с ЖМТ". Оно стало неоценимым документом по эксплуатации для БЧ-5 всех ПЛА, использующих ЖМТ, а его авторы награждены ГК ВМФ ценными подарками.
Опыт создания и эксплуатации ПЛА К-27 позволил создать серию высокоскоростных, комплексно-автоматизированных ПЛА 705 и 705К проектов. На ПЛА произошла серьезная ядерно-радиационная авария с человеческими жертвами, весь личный состав, находящийся на борту был облучен дозами, значительно превышающими предельно-допустимые уровни, но вывел ГЭУ из работы.
Авария на ПЛА "К-27" подтвердила практически, что низкое давление в 1-ом контуре и высокая температура кипения теплоносителя свинец-висмут исключают тепловой взрыв реакторов с ЖМТ. После аварии впервые в практике АЭУ с ЖМТ усилиями экипажа ПЛА "К-27", который нес службу по сокращенному штату, с участием представителей ОКБ "Гидропресс", СПМБМ "Малахит" и СМП был произведен разогрев "замороженного" неаварийного правого борта ППУ, установка выведена в турбогенераторный режим, а реактор на мощность 20% Nном. На протяжении ряда лет решался вопрос восстановления ПЛА. Учитывая высокую стоимость капитального ремонта, которая усугублялась тем, что оборудование, требующее замены, промышленностью уже не производилось, а в плане строительства были ПЛА с ЖМТ новых, более совершенных проектов, по рекомендации Межведомственной комиссии на правительственном уровне впервые в практике ВМФ было принято решение о затоплении ПЛА "К-27" вместе с реакторным отсеком, содержащим две новые активные зоны.
Впервые в истории ВМФ по правительственному постановлению и приказу командования личный состав своими руками подготовил корабль к затоплению, демонтировав главные турбины и ряд ценных агрегатов, восстановив плавучесть ПЛА, необходимую для буксировки в полигон и обеспечив приемлемую ядерную и радиационную безопасность АЭУ при хранении под водой, экипаж навел идеальный порядок во всех отсеках ПЛА, она была отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море и 06.09.1981 затоплена на глубине 33 м в точке с координатами: 72°31" СШ и 55°30" ВД. А ведь если вдуматься - это прямое повторение подвигов "Варяга " и "Стерегущего".
.