NB! В текстах данного ресурса местами может встречаться русский язык +21.5
Legal Alien
Литературный проект
+21.5NB В текстах данного ресурса местами
может встречаться русский язык!

Этот заголовок мы почти полностью позаимствовали у большого друга ПЛА "К-27" и нештатного члена ее экипажа, представителя главного конструктора ППУ из ОКБ "Гидропресс" Новожилова В.В., который был на борту при многих выходах корабля в море, стал свидетелем аварии 1968 г. и начального этапа ликвидации ее последствий. Своими впечатлениями он поделился с читателями "Красной Звезды" в 1993 г. в статье "К-27" - атомоход лауреатов и героев".

Начнем с лауреатов. Звание Лауреата Ленинской премии на протяжении многих лет было в нашей стране высшим признанием заслуг человека, в том числе в области науки и техники. Это было признание не только заслуг творческого коллектива, но и той области, в которой эти люди работали, а так- же оценка вклада тех организаций, которые они представляли. Первым в когорте известных ученых, конструкторов и инженеров, безусловно следует назвать имя основоположника наладочными работами и сдачей ППУ на ПЛА "К-27". К.т.н., лауреат Ленинской премии (1964). Участник ВОВ. Награжден орденом Отечественной войны 2-й ст. Участник ликвидации последствий аварии на ПЛА "К-27" (1968) - Чистяков Вячеслав Александрович - начальник конструкторского отдела - основного разработчика реакторов ППУ стенда "27/ВТ" и ПЛА пр. 645, лауреат Ленинской премии (1964). Участник ликвидации последствий аварии на ПЛА "К-27" (1968).

Акимов Владимир Иоильевич - возглавлял конструкторский отдел, разрабатывающий различные нестандартные устройства для ППУ. Конструктор от бога! Лауреат Ленинской премии (1964) член Комиссии установления причин аварии ПЛА "К-27" и ликвидации ее последствий (1968).

Парнев Лев Хаимович - руководитель группы в составе конструкторского отдела нестандартного оборудования. Активный участник создания ППУ стенда "27/ВТ и ПЛА пр. 645, Лауреат Ленинской премии (1964). Участник двух походов ПЛА "К-27" (1964 и 1965), и ликвидации последствий аварии (1968).

Стекольников Василий Васильевич – начальник и Главный Конструктор ОКБ "Гидропресс" (1962-1992), активно способствовал развитию ЖМТ- направления в судовой энергетике, лауреат Государственной премии (1981). Герой Соц.Труда (1982).

1-й ЦНИИ МО РФ (Военного кораблестроения) г. Санкт-Петербург:

Контр-адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич, начальник управления 1-го ЦНИИ МО, д.т.н., профессор, Лауреат Ленинской премии (1964), заместитель председателя Правительственной комиссии по приемке ПЛА " К-27", участник 1-го автономного похода (1964).

16-е Главное Управление Министерства Среднего Машиностроения:

Николаев Николай Андреевич - начальник 16 ГУ МСМ, лауреат Ленинской премии (1964).

Государственное унитарное предприятие Производственное объединение "СевМаш" г. Северодвинск:

Овчинников Алексей Алексеевич - ответственный сдатчик ПЛА "К-27", лауреат Ленинской премии (1964), участник 1-го автономного похода ПЛА "К-27" (1964), позднее активно трудился в ФЭИ по тому же ЖМТ- направлению.

Научно-исследовательский институт "Гидромаш" г. Ленинград:

Ростовцев Владимир Дмитриевич - главный конструктор циркуляционных насосов 1-го контура АЭУ ПЛА "К-27", лауреат Ленинской премии (1964).

Опытовое конструкторское бюро Министерства авиационной промышленности г. Москва:

Абрамов А.С., главный конструктор системы управления и защиты ректоров ПЛА "К-27", лауреат Ленинской премии (1964).

Первым командиром ПЛА "К-27" был капитан 1 ранга Герой Советского Союза Гуляев Иван Иванович, ранее осуществлявший первые транспортные испытания, в т.ч. на безопасность первых морских ракет, и последующие ракетные пуски баллистических ракет (БР) с ПЛ Б-67, создавший и обучивший экипаж ПЛА "К-27", разработавший тактику боевого использования ПЛА с ЖМТ, руководивший испытаниями новых технических средств, впервые установленных на ПЛА, и научивший своих подчиненных и командиров ПЛА 1-го поколения их эффективному использованию, первым выполнивший швартовку ПЛА под ГТЗА, командовавший ПЛА "К-27" во время строительства, швартовых, ходовых и государственных испытаний, в период 1-го уникального автономного похода в экваториальную Атлантику, впервые развивший рекордную в то время скорость для ПЛ на мерной линии и повторивший ее на экваторе, установивший рекорд подводной автономности для ПЛ, впервые в практике ПЛ, организовавший поиск и преследование ПЛА "вероятного противника".

В разное время, на разных должностях проходили службу военачальники, удостоенные адмиральских званий и высокого звания Героя Советского Союза:

Вице-адмирал Холостяков Георгий Никитович, Герой Советского Союза, известный военачальник времен ВОВ, председатель Правительственной комиссии по приемке ПЛА "К-27", руководитель уникального 1-го автономного похода "К-27" в экваториальную Атлантику, продолжительностью 51 сутки без всплытия.

Адмирал Михайловский Аркадий Петрович, Герой Советского Союза, один из известных командиров ПЛА и талантливых военных руководителей современного ракетно-ядерного флота, доктор военных наук, профессор ВМА, академик Академии Естественных наук, руководитель 2-го уникального автономного похода "К-27" в Средиземное море, продолжительностью 59 суток.

Вице-адмирал Томко Егор Андреевич, Герой Советского Союза, известный подводник современного ракетно-ядерного флота в ранге командира ПЛА и командира дивизий ПЛА двух разных проектов, начальник Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского Комсомола, председатель Международного Фонда моряков и ветеранов подводников, старший помощник командира ПЛА "К-27", участник ликвидации последствий аварии, награжденный орденом Мужества.

Адмиральские звания были присвоены офицерам командного звена ПЛА "К-27":

Контр-адмиралу Нагорских Олегу Леонидовичу, одному из создателей и организаторов работы экипажа ПЛА"К-27", его подготовки в 16 УЦ ВМФ, и на стенде 27/ВТ ФЭИ, руководителю от экипажа приемки АЭУ ПЛА с ЖМТ в эксплуатацию, ходовых, швартовых и государственных испытаний, награжденному орденом Ленина, кандидату технических наук, доценту, заместителю начальника ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского по научной работе, начальнику факультета ВМОЛА, командиру БЧ-5 ПЛА "К-27".

Контр-адмиралу Умрихину Геннадию Михайловичу, участнику 2-го автономного похода ПЛА "К-27", награжденному орденом Красного Знамени, начальнику штаба Беломорской военно-морской базы (ВМБ), старшему помощнику командира ПЛА "К-27", допущенному к самостоятельному управлению ПЛА "К-27" и удостоенному жетона "Командир ПЛ".

Контр-адмиралу Наумову Владлену Васильевичу, участнику ликвидации последствий ядерно-радиационной аварии, награжденному орденом Мужества, командиру соединения ПЛА, помощнику командира ПЛА "К-27".
Звания Героя Социалистического Труда удостоены академик Лейпунский А.И. (ФЭИ), Стекольников В.В. (ОКБ "Гидропресс"), директор СМП Егоров Евгений Павлович и бывший старшина трюмных ПЛА "К-27" старшина 2 статьи Асхат Асхадуллин, строивший после окончания воинской службы в Ленинграде на Балтийском заводе атомный ледокол "Ленин" и входивший в состав его сдаточной команды.

В 1966 г. за проведение испытаний ПЛА "К-27" и освоение новой техники офицеры, мичманы, старшины и матросы экипажей ПЛА "К-27" и ряда флотских организаций и управлений были удостоены Правительственных наград:

-орденами Ленина награждены 6 чел.;

-орденами Красного Знамени - 15 чел.;

-орденами Красной Звезды - 25 чел.;

-медалями "За боевые заслуги" - 10 чел.;

-медалями Ушакова - 67 чел.

За участие в ядерно-радиационной аварии на ПЛА "К-27" в 1968 г. и в ликвидации ее последствий около 100 чел. были признаны Ветеранами подразделений особого риска. За мужество, проявленное при этом около 20 чел. награждены орденами Мужества.

Кроме того, члены нашего экипажа награждались орденами:

- "Трудового Красного Знамени" - 2 чел.;

-"За службу Родине в ВС СССР" - 6 чел.;

-"Знак Почета" - 1 чел.;

-"За личное мужество" -1 чел.

В разные годы за участие в разработке и испытаниях новой техники были удостоены правительственных наград представители науки и промышленности, тесно связанные с ПЛА "К-27":

-ордена Ленина: Лейпунский А.И. и Назаров А.К.;

-ордена Трудового Красного Знамени: Георгиевский Н.А., Шолкович Б.М., Москалев Г.П. и Осипов И.Д.;

-ордена Знак Почета: Шолкович Б.М., Морозкин Г.Д. и Георгиевский Н.А.

Этот список был бы значительно шире, если бы был отмечен подвиг гражданских специалистов, давших жизнь ПЛА "К-27", принимавших участие в уникальных автономных походах, ставших жертвами аварии, и тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации ее последствий. Имена этих людей преданы забвению и "Золотая книга Санкт-Петербурга" призвана вернуть их к жизни.

О некоторых из тех, кто упомянут здесь, хотелось бы рассказать подробнее:

Вице-адмирал, Герой Советского Союза Холостяков Георгий Никитович (1902 -1983).

Говоря об этом флотоводце и человеке, оставившем у всех, кто был на госиспытаниях и в 1-м автономном походе "К-27" самые приятные воспоминания, хотелось бы начать со слов, написанных о нем командиром ПЛА капитаном 1 ранга Гуляевым И.И., которому приходилось тесно общаться с руководителем похода и часто беседовать с ним: "В 62 года пойти в такое плавание - явление исключительное. Не каждый на такое отважится. Но это и исключительный человек. Он стоял у истоков подводного флота на Тихом океане".

Родился Георгий Никитович в крестьянской семье. В ВМФ с 1921 г. Окончил Военно-морское гидрографическое училище в 1925 г., а затем Подводные классы Курсов комсостава ВМФ в 1928 г. Командовал дизель-электрической ПЛ на Балтфлоте, а потом был назначен на Тихоокеанский флот (ТОФ), где командовал дивизионом только что построенных на Дальнем Востоке подводных лодок типа "Щ". Его лодки впервые в истории в 1934 г. совершили плавание подо льдами. Конечно, это были кратковременные заходы под ледяные поля небольшой плотности, но этот опыт был очень важен. В последующем советские подводники использовали такой маневр в критических ситуациях, в т.ч. и боевых. Через год Холостяков Г.Н. был назначен командиром 5-й Морской бригады, где под его началом командиром ПЛ служил будущий адмирал, Герой Советского Союза В.А. Касатонов. Комбрига Холостякова хорошо знали на флоте. Это он выступил с идеей увеличить автономность ПЛ в два раза. Его расчеты подтвердились на практике. Все плавающие "Щуки" превысили проектную автономность корабля, причем, "Щ-123" в три с половиной раза. Нетрудно понять насколько важны были эти эксперименты - повышались боевые возможности ПЛ, их боевая устойчивость. Недаром за каждый такой поход подводники награждались орденами, как и сам Холостяков Г.Н., в 1935 г. удостоенный ордена Ленина. Конечно, как и в любом новом деле, случались и неудачи, но общий положительный итог ни у кого не вызывал сомнений. Новаторство Холостякова Г.Н. очень пригодилось советским подводникам в Великой Отечественной войне. Но в те 30-е годы оно обернулось для него бедой. Его арестовали 7 мая 1938 г., как врага народа вместе с начальником штаба и командирами нескольких лодок. Вернемся снова к воспоминаниям Гуляева И.И.: "Георгий Никитович неожиданно для меня рассказал, как в трибунал в качестве свидетеля был вызван Касатонов. Указывая на подсудимого, ему задали вопрос: "Чему Вас учил этот враг народа?" Касатонов, по словам Георгия Никитовича, ответил так: "Тому, чему учил нас Холостяков, мог учить только советский человек". Прямой вызов тогдашнему суду. Это очень мужественный поступок". Суда Георгий Никитович дожидался более года. Состоялся он в клубе бригады, но никого из подводников на него не допустили. Его осудили по ст. 58, п. 7 УК (вредительство) на 15 лет. Отбывал срок в бухте Ольги. О нем хлопотали многие флотские начальники, в том числе Кузнецов Н.Г., ставший в апреле 1939 г. Наркомом ВМФ.

Комбрига освободили из заключения в 1940 г. и реабилитировали, назначив командиром 3-ей Бригады ПЛ ЧФ, и затем перевели начальником отдела Подводного плавания Штаба Флота. Войну встретил в звании капитана 2 ранга, а в ходе боевых действий в сентябре 1941 г. вступил в должность начальника штаба, а затем командира Новороссийской ВМБ. В то же время будущий ГК ВМФ Горшков С.Г. был заместителем командира Новороссийского оборонительного района. Там у них и началась "дружба", как говорил Гуляеву И.И. сам Георгий Никитович. В Новороссийской операции (1943) командовал силами высадки в звании контр-адмирала. С декабря 1944 г. - Командующий Дунайской военной флотилией, где сменил Горшкова С.Г. и конфликт выдающихся флотских начальников стал еще более глубоким. Почему на заключительном этапе войны произошла эта смена командующих - по сей день не могут ответить даже историки-исследователи. Существует мнение, что Горшков С.Г. просто не сработался с Маршалом Советского Союза Толбухиным Ф.И., командующим 3-им Украинским фронтом. Кузнецов Н.Г. же в своей книге "Курсом к победе" по этому поводу лишь заметил: "Когда потребовалось назначить нового командующего флотилией, я без колебаний назвал кандидатуру Холостякова". В ходе Будапештской и Венской наступательных операций флотилия под его командованием содействовала войскам в форсировании водных рубежей, высадила около 20 тактических десантов, поддерживала огнем приречные фланги сухопутных войск, перевозила войска, прошла свыше 2 тыс. км по Дунаю. В этой должности он закончил войну. Его боевые успехи отмечали Маршалы Советского Союза Толбухин Ф.И. и командующий 2-ым Украинским фронтом, тесно взаимодействовавшим с Дунайской флотилией, Малиновский Р.Я. В 1945 г. ему было присвоено звание вице-адмирал. После войны командовал Каспийской военной флотилией (1946-1950), а после окончания Военной академии Генерального штаба командовал 7-м флотом на Дальнем Востоке (1951-1953). Затем до 1969 г. работал на ответственных должностях в Главном штабе ВМС и в Минобороны СССР. С 1963 г. - начальник Госприемки ВМФ, председатель Правительственной комиссии по приемке ПЛА "К-27". К своим обязанностям по приемке кораблей от промышленности относился очень ревностно, только в 1963-1964 гг. провел в составе приемных комиссий на ПЛ почти 100 суток. Руководитель 1-го автономного похода ПЛА "К-27" в экваториальную Атлантику (1964), который во многом был инициативой самого Холостякова Г.Н. Мы постоянно чувствовали его присутствие на корабле. Он часто ходил по отсекам, заходил на пульт, беседовал с матросами и даже помогал им чистить картошку, был душой кают-компании. Умелый рассказчик - он знал много интересных жизненных историй, которыми щедро делился с нами. В то же время проявлял столько такта и интеллигентности, когда приходилось кого-то в чем-то поправлять, особенно если это касалось управления кораблем и энергетической установкой. Недаром после похода на собрании всего экипажа моряки единодушно присвоили ему, вице-адмиралу звание "Почетного командира корабля". И хоть нигде, никем оно не предусмотрено, Георгий Никитович очень гордился такой честью.

Главком ВМФ В.Н. Чернавин в своей книге написал: "К сожалению, мне не приходилось встречаться с Георгием Никитовичем. Но слышал о нем очень много". И это позволило Адмиралу Флота дать верные оценки его нелегкого жизненного пути, высветить то большое, что дал Флоту этот талантливый человек.

Вице-адмирал Холостяков Г.Н. награжден 3-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Суворова - 1-ой степени, 2-мя орденами Ушакова - 1-ой степени, орденом Отечественной войны - 1-ой степени. Кроме того, он имел несколько наград иностранных государств. Всего, как в шутку говорил Георгий Никитович, у него их было около пуда. Среди них был орден "Британская империя", дающий право стать английским лордом, иметь надел земли в королевстве и заседать в британском парламенте. Вернемся опять к воспоминаниям Гуляева И.И. Когда Холостякова наградили этим орденом, И.В. Сталин спросил: "Ну что, товарищ Холостяков, будете английским лордом?" И тот ему ответил, что от всего отказывается, кроме ордена.

В 1965 г., наконец-то, были по достоинству оценены его военные заслуги в Великой Отечественной войне и в связи с 20-летием Великой Победы вице-адмиралу Холостякову Георгию Никитовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сыграл Георгий Никитович первостепенную роль в организации и оценке значимости 1-го автономного похода ПЛА "К-27", а также заслуг экипажа и его командира и в награждении участников Правительственными наградами. Этому предшествовала интересная ситуация. В марте 1965 г. Военный Совет СФ принял постановление представить личный состав, принимавший участие в испытаниях корабля, включая поход к Правительственным наградам. Что хотелось бы отметить в связи с этим. Флот в это время набирал силу и менее серьезные походы признавались героическими. А здесь, за такой уникальный поход командир, главный конструктор и представитель Главпура ВМФ представляются к орденам Красного Знамени, остальные офицеры, мичманы, старшины и матросы по какому-то непонятному принципу и в непонятном процентном соотношении к орденам Красной Звезды и медалям. Представление приходит в Москву, попадает в руки Холостякова Г.Н., который в это время служит в Минобороны СССР в должности советника Министра обороны Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. по Военно-морскому флоту.

Руководитель похода вступается за своих подчиненных и добивается того, что 02.03. 1966 г. был подписан Указ, согласно которому командиру ПЛА "К-27" было присвоено звание Героя Советского Союза, а офицеры, даже те, кто после испытаний ушел с корабля и ряд офицеров 2-го экипажа были награждены орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, а матросы и старшины - участники похода орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" и Ушакова.

Прославленный адмирал трагически погиб в 1983 г. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Адмирал, Герой Советского Союза Михайловский Аркадий Петрович. Флотоводец, ученый, писатель - потрясающее сочетание в одном лице.

За время своей службы на подводном флоте принял участие в полутора десятках автономных походов в качестве командира ПЛ и руководителя похода. Из них, по крайней мере четыре являются уникальными: 75-суточный поход 12000 миль на "Б-77" в экваториальную Атлантику (1957), 15-суточный трансарктический переход ПЛА РБ "К-178" на ТОФ (1963), за который был удостоен звания Героя Советского Союза, 2-ой поход ПЛА "К-27" в Средиземное море 15000 миль, продолжительностью 59 сут., положивший начало созданию постоянно действующей группировки с участием кораблей СФ (1965), деловой визит на борту ПЛА "К-181" во главе отряда кораблей в Средиземное море, впервые с заходом в иностранный порт Александрию (1968). Принимал участие в тактических учениях "Океан-75" и стратегических штабных учениях Минобороны 1978 г. Окончил курсы руководящего состава ВМФ при ВМОЛА (1976) и в мае 1978 г. был назначен Командиром Ленинградской военно-морской базы - комендантом Кронштадтской крепости, старшим морским начальником в Ленинграде. Он воспитал блестящую плеяду командиров ПЛА и командиров соединений, многие из которых удостоены звания Героя Советского Союза. Недаром инженер-механик Борис Галушко подарил А.П. Михайловскому, написанную им картину с надписью "Командиру командиров". Это высшее признание заслуг адмирала.

В дальнейшем адмирал А.П. Михайловский командовал Краснознаменным Северным Флотом (1981-1984), работал начальником управления Гидрографии и навигации МО СССР (1985-1988). На всех руководящих должностях в ВМФ и Минобороны его отличали творчество, научный подход к анализу и комплексному решению поставленных задач. Награжден орденами Ленина (1964), Красного Знамени (1972) и Красной Звезды (1957). За заслуги перед отечественной наукой А.П. Михайловский избран действительным членом Академии Естественных Наук РФ, профессором Военно-морской академии. Ведет большую общественную работу по укреплению ВМФ и возрождению многих забытых страниц его истории. Неоднократно избирался народным депутатом различных уровней, был делегатом XXV съезда КПСС. Аркадий Петрович не порывает связей с ПЛА "К-27", которая несмотря на кратковременность похода оставила заметный след в его жизни, также как он сам - в истории корабля. Его талант военного писателя-мемуариста ярко проявился в трех библиографических записках подводника и адмирала "Вертикальное всплытие" (1995), "Рабочая глубина" (1996) и "Адмиралтейская игла" (1999). Из них мы узнаем не только страницы биографии автора и судьбы многих людей, но прослеживаем основные этапы развития отечественного флота после Великой Отечественной войны и, главное, ракетно-ядерного атомного подводного флота, участником создания и развития которого на протяжении 50 лет был заслуженный адмирал.

Главный конструктор ПЛА "К-27" Назаров Александр Карпович.

Вернемся снова к дневникам капитана 1 ранга Гуляева И.И. Командир вспоминает о первом походе: "Часто ли главный конструктор выходит в такое плавание? Мне лично не приходилось встречать. Кроме Назарова А.К., конечно. Он - главный конструктор нашего корабля".

Военно-морской инженер - Назаров Александр Карпович в 1935 г. окончил ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и был направлен на конструкторскую работу. В 1938 г. был репрессирован. Находясь в заключении работал в СКБ НКВД по строительству судов, конкретно занимаясь подводными лодками. Отсидел девять лет. В 1947 г., буквально через несколько месяцев после освобождения, ему была присуждена Государственная (Сталинская) премия за разработку новых типов боевых кораблей.
После образования в 1948 г. в Ленинграде СКБ-143, одного из лучших конструкторских бюро по созданию подводной военной техники, пришел туда работать и до конца своей жизни связал себя с этим Бюро, известным сейчас как СПБМ "Малахит". В 1953 г. сразу же подключился к проектированию качественно новой ПЛА с ЖМТ, подхватив эстафету главного конструктора у выдающегося предшественника Перегудова В.Н. Да и сам он был выдающимся конструктором. Предлагаемые им технические решения были не только оригинальными и шли впереди своего времени, но всегда рациональными и экономически обоснованными. Чего стоило в государственном и военном масштабе его предложение взять за основу проекта 645 проект водо-водяной ПЛА 627А, что позволило отказаться от разработки предэскизного и эскизного проектов. Сохранение архитектуры пр. 627А ввело в заблуждение США и НАТО. ПЛА "К-27" была причислена к классу "November". На самом деле носовая оконечность "К-27" в верхней части легкого корпуса была выполнена конусообразной в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При разработке проекта 645 был учтен ряд требований ВМФ, которые не были реализованы в проекте 627А, а то новое, что было внесено Назаровым А.К. в проект, предопределило внедрение этих конструкторских решений в проекты 2-го и последующих поколений ПЛА. В своей творческой работе он поддерживал тесные контакты с ФЭИ, ОКБ "Гидропресс", другими разработчиками и изготовителями военной техники, со строителями, монтажниками и наладчиками СМП, с представителями Главного управления кораблестроения (ГУК) и Главного технического управления (ГТУ) ВМФ, с экипажем ПЛА "К-27"; оперативно реагируя внесением изменений в конструкцию на все предложения, улучшающие проект. За разработку ПЛА "К-27" Назаров А.К. был удостоен Ленинской премии. Он принимал участие во всех испытаниях корабля, в работе Правительственной комиссии, в 1-м автономном походе, в установлении причин аварии и ликвидации ее последствий. Недаром он признан нештатным членом экипажа ПЛА "К-27". Он был участником той памятной встречи 1992 г., посвященной 30-летию спуска корабля на воду, а благодарные члены экипажа посетили его в день 85-летия.

Контр-адмирал Нагорских Олег Леонидович (11.03.1927-13.10.1988).

Военный инженер высочайшей квалификации, один из организаторов современного отечественного военного образования родился на ст. Товда в российской глубинке, окончил среднюю школу в Москве в трудное военное время. В ВМФ с 1944 г. Учился на дизельном факультете ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, в Баку (1944) и Ленинграде (1945-1949). Окончив училище Нагорских О.Л. получил назначение инженер-механиком дизель-электрической ПЛ и после успешной службы на флоте (1949-1955) поступил в ВМА (1955-1958). По окончании академии назначен на ПЛА "К-27" командиром БЧ-5 (1958-1964), окончил 16 УЦ ВМФ в Обнинске (1960) и получил практическую подготовку на стенде-прототипе "27/ВТ" в ФЭИ. Вместе с командиром принимал участие в создании экипажа и его подготовке к боевой службе. Он разработал целую систему подготовки и допуска подчиненных офицеров БЧ-5 к исполнению должностных обязанностей. В основе этого было освоение до автоматизма первичных простых операций и выполнение сложных действий только в глубоком понимании их физической сущности и взаимосвязи ранее освоенных простых операций. Оценка возможных последствий каждого действия: не уверен в положительном исходе - не делай! Готовь осознанно этот положительный эффект. Благодаря великолепным знаниям энергетической установки, интеллигентности в общении с людьми, высокой требовательности и олимпийскому спокойствию в сложнейших ситуациях, которых хватало в нашей жизни, пользовался непререкаемым авторитетом, уважением и, не побоимся этого слова, любовью экипажа. За глаза офицеры называли его "Олег", но это не было панибратством на расстоянии, а скорее что-то сродни преклонению перед его великокняжеским тезкой. Природный талант, фундаментальная инженерная подготовка, аналитическое мышление и тесное сотрудничество с ведущими организациями: ФЭИ, СКБ-143, ОКБ "Гидропресс", СМП и др. сделали его крупнейшим специалистом в области эксплуатации АЭУ с ЖМТ.

Первостепенное значение Олег Леонидович придавал вопросам безопасности, в том числе ядерной, основы которой только-только закладывались в документы по эксплуатации и в сознание людей. В духе этого он воспитывал своих подчиненных, прививая им уважение к атомной энергии, осторожность в обращении с нею и устойчивые практические навыки, идущие от глубоких знаний и культуры безопасности. После аварии одним из первых прибыл на корабль. Глубокий анализ всего происшедшего дал ему право сказать тогда: "С нами бы эта авария не могла случиться!" В период строительства, монтажа, наладки, швартовых, ходовых, государственных испытаний корабля и его подготовки к 1-му автономному походу он был руководителем от экипажа всех мероприятий с ГЭУ, уделяя первостепенное внимание ППУ. За испытания ПЛА "К-27" он был удостоен высшего государственного ордена - ордена Ленина.

Перед самой автономкой Нагорских О.Л. ушел с корабля во ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского на должность старшего преподавателя спецкафедры, затем начальника специального факультета и заместителя начальника училища по научной работе (1964-1976). Великолепно зная потребности атомного флота, он активно работал над разработкой новых учебных программ, руководил организацией курсов при Училище по первичной подготовке и переподготовке корабельных инженеров по атомным специальностям, руководил и направлял научную работу. Сам не стоял на месте. Был утвержден в ученом звании доцента спецкафедры (1970) и защитил кандидатскую диссертацию на актуальную для ВМФ тему (1972). Ему стало тесно в рамках училищной организации и он перешел служить во ВМОЛА на должность начальника факультета (1976-1987), где получил воинское звание контр-адмирал. Активно участвовал в создании Курсов руководящего состава ВМФ при Академии, которые поднимали их слушателей на новую ступень современных военных и технических знаний. Кроме ордена Ленина, был награжден орденами "За службу Родине в ВС СССР" - 3 степени (1975), Трудового Красного Знамени (1984), медалями "За боевые заслуги" (1954), "40 лет социалистической Болгарии" (1989) и др. Уволен в запас в 1987 г., но продолжал работать доцентом спецкафедры в ставшей ему родной ВМОЛА. Два сына пошли по его стопам, дослужились до высоких офицерских званий (капитаны 1 и 2 ранга), ветераны подразделений особого риска. Сам Олег Леонидович, формально этот статус не получил, хотя именно в пору его работы на стенде - прототипе ФЭИ там были самые большие радиационные неприятности. Это, наверное, не прошло для него даром, ибо умер в расцвете творческих сил. Похоронен в Санкт-Петербурге на Южном кладбище.

Контр-адмирал Умрихин Геннадий Михайлович.

Умрихин Геннадий Михайлович пришел на должность старшего помощника командира ПЛА со 2-го экипажа. Воспитывался в семье военно-морских офицеров, поэтому образование получил в духе семейных традиций. Окончил Каспийское ВВМУ и Военно-морскую академию. Служил на ПЛ "Б-67" старшим помощником командира. Наша ПЛА "К-27" была его первой атомной лодкой. 16 УЦ ВМФ и подготовка офицеров 2-го экипажа к будущим морским походам стала его главной задачей. С ней он справлялся блестяще. В 1965 г. именно он в большей степени организовал подготовку основного экипажа и корабля к уникальному подводному плаванию и прошел с ПЛА "К-27" 2-ой автономный поход в Средиземное море, положивший начало постоянно действующей группировке с участием ПЛА для сдерживания военно-морских сил США и НАТО. В походе великолепно проявил себя в роли вахтенного офицера, дублировал исполнение функциональных обязанностей командира и по возвращении в базу был допущен к самостоятельному управлению ПЛА "К-27" и удостоен знака "Командир ПЛ". Великолепный моряк, человек высокой интеллигентности - он был главной опорой командира в сплочении экипажа и решении задач боевой подготовки. В 1966 г. награжден орденом Красного Знамени. Вот как вспоминал его Михайловский А.П.: "Наблюдал за деятельностью старпома капитана 3 ранга Геннадия Михайловича Умрихина. На первый взгляд производит симпатичное впечатление, несмотря на свою своеобразную фамилию". На нас, его подчиненных, он производил такое же впечатление. После академии работал начальником штаба Беломорской военно-морской базы. 19.02.1979 г. ему присвоили звание контр-адмирала. Находясь в кадрах ВМФ, после тяжелой болезни Умрихин Г.М. ушел из жизни. Похоронен на Хованском кладбище Ленинского района Московской области.

Вице-адмирал, Герой Советского Союза Томко Егор Андреевич.

Флотоводец, один из организаторов военного образования ВМФ, общественный деятель - таким мы знаем Томко Е.А., который внес большой вклад в развитие отечественного подводного флота. Он олицетворяет собою среднее поколение атомных подводников, ибо родился в 1935 г., а пришел на службу в ВМФ в 1954 г., когда только-только начинали закладываться основы атомного подводного флота. Окончил старейшее военно-морское учебное заведение России - ВВМОЛКУ им. М.В. Фрунзе в 1958 г. Сначала служил на торпедных катерах. Все моряки знают, какая она нелегкая эта служба. Затем перевод на ПЛА СФ. Иерархическая служебная лестница всем известна, и Томко Е.А. проходит её всю. В 1968 г. после аварии ПЛА "К-27" его назначают старшим помощником командира этой лодки. Было очень трудное время: аварийная лодка, сложная, несмотря на все проведенные мероприятия, радиационная обстановка, нестабильный, постоянно меняющийся экипаж. Но через все это надо было пройти. Его назначают командиром ПЛА. В 1981 г. он заканчивает ВМОЛА и с грустью узнает о затоплении в Карском море ПЛА "К-27". Затем штабная работа и, наконец, Томко Е.А. вступает в командование дивизией ПЛА пр. 670, известного под шифром "Скат". Служба более чем успешная и новое назначение комдивом на качественно новые ракетные ПЛА пр. 949 ("Гранит"). На одной из них он совершил руководителем похода трансарктический переход с Севера на Дальний Восток и за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза в 1988 г. Его бесценный опыт нужно было передавать новому поколению подводников и в 1992 г. вице-адмирала Томко Е.А. назначают начальником ВВМУ подводного плавания им. Ленинского Комсомола. Трудное это было время, которое называли "перестройкой", но фактически это была "ломка". Томко Е.А. совершает свой второй подвиг: он не только сохраняет училище, готовящее костяк подводников для флота, но разработкой и внедрением новых учебных программ, разумной реорганизацией способствует его развитию и передает как живую развивающуюся военную организацию в состав создающегося Военно-морского института РФ. За свой ратный труд Томко Е.А. награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "За службу Родине в ВС СССР" - 3 степени и Мужества. На протяжении многих лет он поддерживает тесную связь с экипажем ПЛА "К-27". Томко Е.А. участник той памятной встречи 1992 г. Как ветеран Вооруженных сил и подразделений особого риска, Томко Е.А. великолепно понимает, как важно сохранять историческую память и флотские традиции, поэтому он активно включается в деятельность Международного фонда моряков-подводников и ветеранов-подводников, который в настоящее время бросил свой якорь под Адмиралтейской иглой Санкт-Петербурга, и становится его председателем. Сейчас фонд объединяет тысячи подводников и активно работает для выполнения своих благородных целей.

.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов.
Комментарии для сайта Cackle
© 2021 Legal Alien All Rights Reserved
Design by Idol Cat