Я вообще никогда не переставал удивляться обилию знаний, которые нам настойчиво старались впихнуть в наши упорно сопротивляющиеся этому молодые и не в меру буйные головы за пять лет учёбы в высшем военно-морском инженерном училище. Нам "повезло", и учились мы по экспериментальной программе. Некоторые дисциплины "сжимались" по срокам обучения, освобождая место и время нововведениям. Сами офицеры-преподаватели подсчитали как-то, что для того, чтобы уверенно освоить материал на уровне не ниже "хорошо", среднестатистическому курсанту необходимо тратить на это не менее 12-16 (!) часов в сутки. Да, с учётом лекций, etc. Но ведь ещё внутренние и внешние наряды нужно нести, на младших курсах в курсантскую столовую заступать в камбузный наряд, а по ночам в составе хозвзвода картошку чистить. Машина же для чистки картофеля постоянно ломается, в 28 же ножей перечистить полторы (а иногда и две) тонны картошки - удовольствие ниже среднего. Мы эту картошку не только курсантам пятого курса ("пятакам") отдавали за просто так с огромным удовольствием, но и в минуту отчаяния в пять утра где-то, если не справлялись, через забор бывало, выкидывали. Про приём пищи, личное время, самообслуживание, да и сон, наконец, я вообще молчу. А начиная с третьего курса нужно ходить в караулы, и так далее, до бесконечности. Но ничего уж тут не попишешь - флот перенасыщен техникой. Помимо же изучения спецдисциплин, нас учили высшей математике, физике, химии, электротехнике, радиоэлектронике…
Сегодня я хочу Вам рассказать про кафедру БСФ ("основы тактики ВМФ и боевые средства флота"), и, конкретно, про её начальника - контр-адмирала Соловьёва Василия Васильевича. Читает он как-то нам, обормотам-первокурсникам, лекцию про наших вероятнейших противников - ВМС США. Жарко, народ откровенно сонный, он пытается нас расшевелить и даёт вводную:
-"…Томагавки летят, быстрее, принимайте решение, Ваши действия?!!"
На его лекциях я сидел на "шкентеле" - задней парте, и, подчинившись внезапно озарившему меня импульсу, решил "сострить тупым углом", громко шепнув:
-"А в ответ… - топоры!!"
Народ проснулся, смехуёчки-хиханьки-хаханьки…
-"Кто сказал?!!"
-"Курсант Лапшин!"
Я тогда почитывал "Зарубежное Военное Обозрение", и на тут же мне устроенный блиц-опрос ответил, считаю, неплохо. Не опозорившись.
Соловьёв немного успокоился и внезапно спросил:
-"А кто у вас тут самый сильный?"
Мы тут же единодушно решили и выдвинули кандидатуру Кости Куриленко (партийная кличка "Тодор"). Костя парень был крепкий, кряжистый. А наш преподаватель невысокого роста, да и в годах уже. Поэтому на вопрос, а не слабо бы устроить, прям счас (!!!) соревнование по гиревому спорту, был дан однозначно положительный ответ.
И шоу началось! Быстренько были принесены две пары "двухпудовиков", и через некоторое время Василий Васильевич Тодора… делает! Причём без особого напряжения. Костя покраснел, как рак. Народ в полном ахуе. А контр-адмирал соперника успокаивает, объясняя, что тут главное - техника, а сила у тебя, парень, несомненно, есть и предлагает продолжить соревнование, поднимая на разведённых в сторону прямых руках так называемые деревянные "полумягкие" стулья. Константин отказывается, не занимался, мол, таким никогда, но получает приглашение в перерыве заглянуть в мини-спортзал кафедры, на консультацию…
…
Больше мы на лекциях контр-адмирала Соловьёва не спали, не отвлекались, и неизменно-уважительно-внимательно слушали.
По слухам "курсантского радио", Василий Васильевич был снят с контр-адмиральской должности (с какой именно и за что, не знаю, а врать не хочу и не буду), и в наказание (!!!), был отправлен в курортную зону, город-герой Севастополь, с предоставлением квартиры, учить курсантов СВВМИУ. Пусть и на должность капитана 1 ранга, начальника кафедры ))). Как-то мы спросили его:
-"А на каком проекте Вы служили?"
-"На проекте 658М, но этих лодок, сынки, вы на Флоте уже не застанете!" - ответил он.
"В подводники" я тогда не собирался, но номер проекта запомнил. И как впоследствии оказалось, не зря!
…
В 1991 году, как я уже рассказывал, моя первая лодка была выведена из боевого состава КСФ. Экипаж, в несколько приёмов, стали сокращать. И однажды летом я замещал должность ушедшего в отпуск штатного "секретчика". На первой же вахте, вечером, я заперся в секретной части и взял в руки тактический формуляр. Интересно же знать историю корабля, на котором служишь! Почерпнул я из этого фолианта много чего интересного, дошёл до раздела, где записаны все командиры. Представьте моё изумление, когда я увидел, что моей 149 -ой лодкой, с 1974 по 1978 год командовал капитан первого ранга… Дальше продолжать, или сами уже догадались?
Нашлись и старые документы, где стояла его роспись. А в те далёкие уже времена на росписи-подписи и на фамилии-имена-отчества память у меня была фотографическая…
.
Приложение №1.
На фото внизу Василий Васильевич на отдыхе с экипажем. Память на лица у меня и была, и есть хреновенькая, но люди, служившие под его началом, авторитетно заявляют - на фотографиях однозначно он! Для особо дотошных и въедливых поясняю - в белой рубашке ))). Как видите, этот замечательный человек, будучи командиром ПЛАРБ, не гнушался матросам и старшинам срочной службы своего экипажа культпоход в сопки организовать. И запросто его самому и возглавить. Лично для меня это о многом говорит.
К сожалению, мои "поиски в поисковике" не увенчались успехом и никаких сведений о дальнейшей судьбе Василия Васильевича я не имею…
Приложение №2. Некоторые дисциплины в приложение к диплому "не шли". Но были обязательны для сдачи. Подумал я чуток и решил выложить две нижеприведённых светокопии. Для наглядности. Смотрите, чему учились будущие офицеры-инженеры ВМФ СССР химического профиля. Хвалиться мне особо не чем, впрочем, стыдиться тоже. Я в своё время, пару раз побыв "академиком" (то есть, сдавая зачёты и экзамены во время собственного отпуска), решил забить на честное изучение многочисленных дисциплин и начал искать "научный подход к преподавателю".
И, начиная с третьего курса, и оценки подравнялись, и в "академии" я больше не сидел. А один из афоризмов народно-курсантской мудрости, в моём лице, нашёл преданнейшего поклонника:
-"Лучше, по выпуску, иметь красную рожу и синий диплом, чем наоборот!"
P.S. Удивляться некоторым разночтениям в вышеприведённых документах не стоит - бюрократия, однако!
.